Яхта «Гран-Ларж»
Пластмассовая яхта «Гран-Ларж» имеет размеры, характерные для малых крейсерских яхт, строящихся во Франции» Яхта предназначается для прибрежных крейсерских плаваний, имеет хороший ход на всех курсах, легко слушается руля и плавно всходит на волну.
В связи с большой полнотой обводов наилучшие ходовые качества она показывает в слабый и умеренный ветер. Короткий кормовой свес, заканчивающийся широким транцем, позволяет ей легко выдерживать перегрузку в кормовой части.
В первоначальном варианте яхта была снабжена навесным рулем, который оказался малоэффективным, особенно при крене. В окончательном варианте на яхте установлен не-балансирный руль, подвешенный к вертикальному баллеру, однако, по-видимому, площадь руля недостаточна для того, чтобы обеспечить хорошую управляемость.
Корпус и рубка яхты выполнены из стеклопластика. В рубке имеются два постоянных спальных места и одно съемное {на откидном столике). Вариант яхты, изображенный на нашем рисунке, имеет три спальных места, одно из которых расположено под кокпитом.
В нос от переборки, на которую опирается мачта, расположены платяной шкаф, этажерка и гальюн. Пространство под еланями, разделенное на две части флором, используется для хранения припасов и питьевой воды. Люк, предусмотренный в палубе над форпиком, используется для вентиляции помещения в хорошую погоду.
Палуба в носовой части достаточно просторна и удобна для работы с парусами. Ахтерпик может быть использован для установки подвесного мотора, если стационарный Двигатель на яхте не предусматривается. 200-килограммовый киль исключает опрокидывание яхты. Воздушные ящики под кокпитом и в форпике обеспечивают судну непотопляемость. Кокпит имеет самоотливную конструкцию.
Яхта несет парусное вооружение типа бермудский шлюп. Грота-фал крепится на кофель-нагеле. Гика-шкоты набиваются с помощью лебедок, укрепленных на комингсе кокпита.
Яхта «Норуа»
Яхта «Норуа», последняя модель которой экспонировалась в 1963 г. на выставке мелкого судостроения в Париже, была первой серийной яхтой из легких сплавов.
Корпус судна построен из легкого сплава AG-4 с удельным весом 2,65 (что примерно соответствует отечественному сплаву АМг), обладающего жесткостью, достаточной для изготовления корпуса безнаборной конструкции. Обшивка из этого сплава толщиной 3 мм обладает большим сопротивлением удару, чем обшивка из фанеры. Металл хорошо противостоит коррозии. Опасность электролитической коррозии (особенно значительная в случае образования пары AG-4 — медь) исключается применением красок, не содержащих меди, и заменой медных деталей деталями из нержавеющей стали. Сварка корпуса производилась в среде инертного газа.
На яхте установлено вооружение типа бермудский шлюп. Площадь парусов умеренная для яхт такого размера — всего 15,09 м2.
Яхта испытывалась при различной силе ветра: от легкого бриза до 6 баллов. Благодаря относительно большой ширине корпуса и тяжелому балласту крен яхты невелик даже при ветре средней силы. В сильный ветер необходимо брать рифы (лучше прежде всего уменьшать площадь стакселя, заменяя его штормовым).
Яхта плавно всходит на волну и даже на крутых курсах почти не берет воду на палубу. На попутном ветре яхта недостаточно устойчива на курсе, поэтому иногда приходится прибегать к лавировке на фордевинд. Возможно, этот недостаток можно устранить с помощью небольшого плавника, установленного перед пером руля. Яхта очень хорошо управляется и делает повороты с легкостью швертбота. В ветер 6 баллов яхта по скорости хода не уступала более крупным парусникам, хотя имела несколько больший дрейф.
Пространство под койками, заполненное пенопластом, обеспечивает яхте непотопляемость, а тяжелый балластный киль делает ее практически неопрокидываемой.
Кокпит самоотливной конструкции имеет несколько большие размеры, чем у других яхт этого класса. Просторная рубка яхты не загромождена набором (кроме бимса и пиллерса, подкрепляющих мачту). Следует отметить, что пиллерс изготовлен из Т-образного профиля, тогда как по соображениям обитаемости его лучше было бы сделать трубчатым.
Планировка каюты предусматривает два варианта: прогулочный и крейсерский. В прогулочном варианте яхта оборудуется четырьмя койками — по две с каждого борта. У пиллерса можно разместить столик. В корме имеется место для установки газовой плиты на карданной подвеске.
Крейсерский вариант яхты оборудован тремя спальными местами. По правому борту перед койкой оборудован камбуз, а в носовой части — рундук для парусов. Низкие сиденья и сравнительно большая высота рубки позволяют свободно сидеть в ней людям любого роста.
Основные элементы и характеристики яхт