Основные элементы моторной лодки
Длина наибольшая, м | 4,2 |
Длина по КВЛ, м | 3,74 |
Ширина наибольшая, м | 1,45 |
Высота борта на миделе, м | 0,55 |
Вес корпуса, кг | 80—90 |
Обводы катера выбраны на основе опыта эксплуатации мотолодок подобного типа (лодка Казанского завода, ПТК-3 и т. п.). Значительная киле-ватость носовых образований помогает преодолевать встречную волну и значительно смягчает удары днищем о воду; в связи с этим скорость мотолодки при ходе на взволнованной поверхности больше, чем, например, у «Казанок». Сравнительно широкий корпус (L/B = 2,9) обеспечивает необходимую остойчивость и более удобное расположение внутри катера, что также выгодно отличает этот проект.
К корме килеватость уменьшается, что обеспечивает мотолодке устойчивое глиссирование, но (в отличие от «Казанки», катера ПТК-3, мотолодки «Стрекоза») на транце к нулю не сведена. Последнее обстоятельство объясняется тем, что мотолодка предназначена и для мотогонок, а следовательно, необходимо улучшить ее поворотливость.
С целью обеспечить остойчивость мотолодки при наклонениях на большие углы в кормовой части установлены дополнительные були, не выступающие за габарит корпуса. При крене без хода они работают как дополнительные объемы плавучести, а на ходу с креном нижняя поверхность булей начинает работать как дополнительная глиссирующая площадь с большим углом атаки и плечом от ДП, равным половине ширины. Следует отметить, что при ходе без крена були не смачиваются водой, т. е. не создают лишнего сопротивления.
Для туристов важно увеличить полезную площадь палубы, поэтому в данном проекте сделан развал бортовых ветвей шпангоутов, что улучшает и внешний вид мотолодки.
Конструкция корпуса мотолодки проектировалась с учетом особенностей технологии его изготовления из стеклопластика. Мотолодка собирается из двух секций: секции наружной обшивки и секции палубы с кокпитом, которые склеиваются между собой эпоксидной смолой. Були выклеиваются заодно с обшивкой; толщина наружной обшивки — 3 мм. Обе секции имеют фланец, на который после склеивания ставят деревянный или фигурный (из поливинилхлорида или резины) привальный брус.
Секция палубы обеспечивает корпусу катера необходимую жесткость и прочность. Сложная внутренняя форма этой секции спроектирована так, что при вклеивании в секцию обшивки она образует переборку на 3 шп., флоры на 4—8 шп., переборку на 8 шп. и выгородку для струбцины подвесного мотора у транца. Толщина днищевой части кокпита, прилегающей вплотную к наружной обшивке, — 2 мм; остальная часть секции имеет толщину 3 мм. Принятая конструкция обеспечивает мотолодке непотопляемость при полном заливании кокпита водой.
К флорам крепятся диваны, откидывающиеся спинки которых дают возможность пассажирам отдыхать в катере. Дистанционное управление двигателем облегчает работу рулевого при туристском плавании.
Плавник в районе 7—8 шп. улучшает устойчивость на курсе и маневренность. Плавник лучше всего приформовать к корпусу после сборки катера, чтобы при ударе плавником о препятствие корпус не повреждался.
Перед водителем установлен козырек из органического стекла. Деревянные лакированные леера крепятся к палубе винтами; для этого в местах крепления их с внутренней стороны приформовы-вают металлические пластины. На носу устанавливают утку-флагшток.