Длина габаритная.....................5,46
Ширина габаритная..................1,915
Высота борта на миделе..........0,89
Высота габаритная...................1,55
Вес полностью снаряженного катера без людей и запасов составляет 850 кг. Полное водоизмещение 1200 кг; при этом габаритная осадка 0,54 м на стоянке и 0,50 м — на ходу при скорости не менее 30 км/час.
Корпус катера имеет остроскулые V-образные обводы с транцевой кормой глиссирующего типа.
В носовой и средней части корпуса шпангоуты имеют изогнуто-килеватую форму, а в кормовой — плоско-килеватую. Угол килеватости на миделе составляет 11,5°.
Поперечная метацентрическая высота при полном водоизмещении равна 0,97 м; при водоизмещении порожнем — около 1,26 м.
Диаметр циркуляции катера составляет не более двух его длин. Катер обладает хорошими мореходными качествами и пригоден для плавания при волнении до трех баллов включительно. Запас горючего и масла обеспечивает дальность плавания до 150 км.
Нормальная вместимость катера — 4 человека, наибольшая — 8. Соответственно на катере оборудовано 4 спальных места и 8 мест для сидения.
В носовой части катера, между форштевнем и шп. 2, находится форпик, который сообщается с остальным помещением через лаз в переборке. Между шп. 2 и 6 расположена четырехместная закрытая каюта. В носовой части каюты по левому борту отведено место водителю. Каюта сообщается с кокпитом через дверь в переборке на шп. 6. По бортам кокпита, который расположен между шп. 6 и 8, установлены диваны; с внутренней стороны комингса кокпита предусмотрены гнезда для установки съемных дуг тента. Здесь же под пайолами установлена топливная цистерна.
Между шп. 8 и транцем находится моторное отделение. Люк на палубе, ведущий в моторное отделение, закрывается крышкой, которая снабжена вентиляционной решеткой.
Таблица 1
На палубе катера располагаются рым-рукоятка в носовой части и четыре утки (по две с каждого борта); две подножки закреплены в районе кокпита по бортам. На крыше каюты устанавливаются бортовые отличительные и гакобортный огни, сигнал и поворотная фара автомобильного типа.
Водонепроницаемость корпуса обеспечивается обшивкой из березовой водоупорной фанеры толщиной 5 мм и нескольких слоев березового шпона на клее ВИАМ-БЗ или другом водостойком клее. Набор корпуса состоит из шпангоутов, днищевых и бортовых стрингеров, киля, скуловых и привальных брусьев. Элементы набора корпуса соединены между собой смоляным клеем, а в необходимых местах для большей надежности дополнительно скреплены шурупами или гвоздями. Желательно, чтобы весь крепеж был оцинкован; это значительно увеличит срок службы корпуса, В качестве основных материалов для изготовления корпуса рекомендуется использовать сосну I и II сорта (ГОСТ 3008— 45), дуб или ясень (ГОСТ 2695—44) и березовую авиационную фанеру (ГОСТ 102—47) различных толщин.
Форштевень и киль выклеивают из 7—9 тонких (до 5 мм) планок дуба или дуба и сосны.
Шпангоуты и стрингеры изготовляют из фанеры толщиной 12 мм и сосновых реек. Наружный привальный брус выклеивают из реек подобно килю.
Борта катера обшивают березовой авиационной фанерой толщиной 5 мм. Днище должно быть обшито сосновыми рейками (8X40 мм), поверх которых в носовой части от форштевня до шп. 4 наклеивают 5 слоев березового шпона, а далее к корме от шп. 4 до транца — один слой фанеры 6 = 5 мм. Шпоновая обшивка запрессовывается гвоздями, фанерная— крепится на клею и гвоздями, концы которых откусываются и загибаются в рейку. Шпоно-вая обшивка выбрана в связи с тем, что носовая часть днища имеет сложный изгиб, который нельзя придать фанере.
Транец из фанеры толщиной 8 мм имеет по контуру обвязку из сосновых брусков. В средней части транца имеется подкрепление для угловой (Z-об-разной) передачи к гребному винту.
Подпалубный набор состоит из внутренних привальных брусьев, бимсов, подпалубных реек жесткости в носовой части и карленгсов. Весь набор выполняется из сосновых брусков.
Настил палубы из фанеры толщиной 4 мм оклеивают одним слоем сурового полотна или бязи, пропитанным смоляным клеем.
Переборка на шп. 2 представляет собой раму из фанеры толщиной 12 мм и снабжена пиллерсами. Переборка на шп. 6 имеет проем для установки двери. Глухая переборка на шп. 8 обшита с обеих сторон фанерой 6 = 4 мм; такая конструкция позволяет заметно снизить уровень шума, проникающего из моторного отделения в кокпит и каюту.
Каркас рубки из сосновых реек и собирается с помощью смоляного клея, шурупов и гвоздей. Крыша надстройки выклеивается из березового шпона с гвоздевой запрессовкой на специальной болванке, изготовленной по теоретическому чертежу из дерева или других материалов. В ветровое и боковые окна вставляется органическое стекло толщиной 5—6 мм.
Надстройка крепится к комингсу палубы при помощи нижнего бруса, передней и боковых стоек. Кормовая часть надстройки устанавливается на переборку на шп. 6. Фанерные пайолы в каюте и кокпите необходимо раскрепить с внутренней стороны ребрами жесткости и дважды покрасить грунтом 138, что предохранит их от коробления. С наружной (лицевой) стороны пайолы желательно покрыть раствором линолеума в ацетоне.
Управление катером сосредоточено в рулевой колонке, к которой, кроме штуртросовой проводки, подведен рычаг реверса и дроссельной заслонки карбюратора двигателя.
Швартовное устройство состоит из носовой рым-рукоятки, четырех уток и двух пеньковых концов диаметром 10 мм и длиной по 10 м. В форпике катера размещается якорь весом 5 кг и якорный канат диаметром 30 мм и длиной 30 м. Катер снабжается огнетушителем, поясами и кругом.
Пассажирская каюта оборудована четырьмя одноместными мягкими сиденьями; откинув спинки, их превращают в две постели.
Для освещения каюты в ночное время предусмотрены два плафона автомобильного типа.
Пост управления катером и двигателем, расположенный в носовой части каюты по левому борту, оборудован рулевой колонкой со штурвалом; щитком контрольных приборов с указателями температуры воды, давления масла, количества оборотов двигателя. На щитке приборов расположены также кнопка управления воздушной заслонкой, кнопка стартера, выключатели навигационных огней.
В кокпите установлены две деревянные банки; под банкой правого борта находится заливная горловина топливного бака. Сдвижная дверь каюты, выполненная из березовой фанеры с обвязкой из сосновых брусьев, имеет иллюминатор.
На катере установлен двигатель ГАЗ-69 мощностью 55 л. с. при 3600 об/мин, конвертированный для работы в судовых условиях.
Вращающий момент от двигателя на гребной винт передается посредством вертикальной откидной передачи (колонки), навешенной на транец катера. Первичный вал колонки соединен с коленчатым валом двигателя посредством карданного вала автомобильного типа. Колонка выполняет функции реверс-редуктора с передаточным отношением 1,21 : 1. Откидывание колонки при встрече с препятствиями снижает вероятность поломки передачи и винта.
Конверсия двигателя заключается в установке водяного и масляного холодильников, охлаждаемого выхлопного коллектора, помпы забортной воды и специальных опор мотора.
Система охлаждения двигателя состоит из циркуляционной системы охлаждения пресной водой собственно двигателя и системы забортной воды для охлаждения радиатора и выхлопной трубы. Забортная вода поступает через водозаборник, кингстон и фильтр в помпу. Помпа забортной воды прокачивает ее в радиатор и далее — через выхлопной трубопровод—за борт. Описанная система позволяет эксплуатировать катер в условиях подачи как пресной, так и морской воды. Для слива циркуляционной воды из рубашки двигателя и выхлопного коллектора в нижней точке системы предусмотрен сливной краник. Для автоматической регулировки температуры воды внутреннего контура в систему включен термостат.
Пуск двигателя производится электростартером или рукояткой, для которой в переборке на шп. 8 предусмотрено отверстие. Электрическое пусковое устройство состоит из стартера СТ-15 напряжением 12 в, электромагнитного включателя и кнопки на приборном щитке.
Гребной винт диаметром 340 мм может быть изготовлен из латуни, бронзы или алюминиевого сплава; крепление винта на кожухе гребного вала осуществляется с помощью шпонки и гайки, которые закрываются обтекателем.
Электрическая сеть катера питается постоянным током напряжением 12 в. Источниками электроэнергии служат: генератор, навешенный на двигатель, и две аккумуляторные батареи напряжением по 6 в и емкостью 80 а-час, соединенные последовательно. Батареи устанавливаются в моторном отделении по правому борту.
Распределение электроэнергии от генератора и аккумуляторных батарей, за исключением стартер-ной линии, производится через распределительный щит у поста водителя. Работа генератора и аккумуляторной батареи контролируется при помощи амперметра, установленного на пульте управления.