За границей среди судов для туризма имеют значительное распространение плавучие дачи (суда-дачи). В качестве примеров три плавучие дачи показаны на рис. 1. Построить какое-либо из этих судов-дач не только одному человеку, но и коллективу любителей мелкого судостроения трудно. Но существуют суда-дачи гораздо более простой конструкции, созданные с применением менее дефицитных и более дешевых, чем сталь, пластики, и алюминиевые сплавы, материалов.
Образцом такой конструкции может быть, например, «плавучий дом» (рис. 2) размерами LXB = 8,4X2,4 м из многослойной фанеры, очень несложный в постройке. В качестве двигателя на нем используют один или два подвесных мотора. Корпус судна представляет собой понтон, на котором находится надстройка размерами 7,2Х2,4 м высотой 1,9 м. Судно-дача строится из 3 основных и 2 концевых секций (рис. 3). Каждая из основных секций включает в себя часть корпуса и помещение надстройки; концевые секции представляют собой лишь часть корпуса. Каждую секцию собирают и строят отдельно, а затем соединяют болтами (рис. 4). Первая секция может быть салоном-столовой с постом рулевого управления, вторая — спальней, а третья — камбузом с одной стороны и кладовой и туалетом — с другой.
Водонепроницаемость соединений достигается установкой резиновой прокладки и металлических шайб под болтами. Болты ставят по всему периметру секции от днища корпуса до крыши надстройки, создавая из секций единое целое. Прочность соединения секций, помимо болтов, обеспечивается постановкой привального бруса на уровне палубы корпуса. Привальный брус также крепят болтами; для того, чтобы связь секций была более надежной, стыки привального бруса должны находиться посредине длины каждой секции.
При постройке судна используется многослойная фанера толщиной 10— 20 мм (размеры листов 1200X2400) для корпуса, наружной обшивки надстройки и крыши; внутренняя обшивка надстройки может быть выполнена из фанеры толщиной 4—6 мм. Набор корпуса и надстройки одинаков — деревянные бруски сечением 50X100; скуловую планку и привальный брус выполняют из дуба. Все необходимые размеры и толщины приведены на рисунках и в спецификации. Листы фанеры соединяют с набором болтами или гвоздями; можно применить и склеивание с гвоздевой запрессовкой.
Если в распоряжении строителя имеются листы фанеры небольших размеров и обшивку днища или борта приходится выполнять из двух листов, то их соединяют прочным водонепроницаемым швом. Шов днищевой обшивки должен приходиться на киль; стыковой шов бортовой обшивки с внутренней стороны подкрепляют полосой фанеры шириной 450 мм, приклеивая ее к обшивке или прикрепляя с помощью болтов.
Как видно из рисунков, корпус судна — понтон — собирают из закрытых отсеков-коробок. Обшивка средних отсеков и настил палубы выполнены из листов фанеры толщиной 10—20 мм. Каждый средний отсек, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда размерами 2,4X2,4X0,6 м; имеет три шпангоута (два по концам и один посредине), пять бимсов (три в плоскости шпангоутов и по одному между шпангоутами), киль и четыре стрингера по краям отсека (два днищевых и два подпалубных). В центре палубного настила каждого отсека должен быть устроен люк размерами 600X400 мм, выполненный заподлицо с настилом, чтобы в случае необходимости можно было попасть внутрь корпуса, например для выкачивания воды. Люк должен быть окантован небольшой полосой для защиты кромок от повреждений.
Концевые отсеки делаются так же, как средние, но меньшей длины — всего 0,6 м; при желании их можно сделать более длинными, чтобы устроить веранду для отдыха или площадку для купания. Они представляют собой, так же как и средние отсеки, водонепроницаемые коробки, которые крепят болтами к остальной части корпуса. Концевые отсеки чаще всего имеют скругленную форму, как показано на чертеже, и гораздо реже представляют собой прямоугольные параллелепипеды. В первом случае приходится использовать более тонкую, чем для остального корпуса, фанеру, чтобы можно было ее согнуть. Концевые отсеки могут заканчиваться перилами.
Для сборки отсеков нужно подыскать ровное гладкое место, по размерам вдвое большее, чем размеры щитов, используемых при постройке судна-дачи. На подготовленное для работы место кладут два (или три) листа многослойной фанеры размерами 1200Х Х2400 мм и соединяют их прочным и водонепроницаемым швом. Затем заготавливают стрингеры сечением 50X100 или 75X75 мм и бруски шпангоутов, устанавливаемых между стрингерами. Когда все связи днища заготовлены и пронумерованы, их устанавливают на полу и соединяют одну с другой. Укладывая листы фанеры на связи, смазывают края густотертой краской, включая шов по диаметрали и места, где будут вбиты гвозди. Так как фанера имеет толщину 10— 20 мм, гвозди должны быть длиной по меньшей мере 40—60 мм; можно вместо гвоздей употребить болты.
Когда днище готово, следующей операцией является сборка бортов и переборок. Сначала ставится набор — бортовые ветви шпангоутов и вертикальные стойки посредине поперечных переборок. Набор присоединяют к стрингерам прямо на месте; кницы толщиной 8—10 мм делают соединение жестким, В качестве крепежного материала лучше использовать болты диаметром около 6 мм с плоскими головками. Каждая кница имеет вырез для прохода днищевого стрингера или шпангоута. Для большей прочности соединения кницы можно поставить с двух сторон от киля и среднего шпангоута. К верхней части .собранного набора присоединяют подпалубные стрингеры и концевые бимсы, имеющие такое же поперечное сечение, как и днищевой набор, а затем борта и поперечные переборки. Обшивку бортов и поперечных переборок крепят к стрингерам, шпангоутам, бимсам и вертикальным стойкам. Бимсы понтонов, не имеющие погиби, присоединяют к подпалубным стрингерам шурупами или гвоздями. Концевые бимсы и вертикальные стойки служат достаточно надежной опорой для стрингеров. Промежуточные бимсы имеют сечение 25X50, концевые — 50X100 мм.
Внутреннюю поверхность отсека перед постановкой палубного настила следует покрыть двумя слоями краски. После изготовления отсеков и окраски их соединяют друг с другом и после этого ставят палубный настил на каждом отсеке отдельно. Палубу, как и днище, делают из двух листов фанеры, положенных в любом направлении.
После изготовления корпуса приступают к сборке надстройки. Бортовые стенки надстройки выполняют также из листов 1200X2400 мм, по два на борт; поперечные переборки делают аналогично. Толщина листов фанеры для надстройки выбирается меньшей, чем для понтонов, но в указанных пределах 10—20 мм. Для того, чтобы соединение бортовых стен надстройки с корпусом было не только прочным, но и водонепроницаемым, листы обшивки надстройки перекрывают обшивку корпуса примерно на 100 мм. Поверх перепущенной бортовой обшивки ставят привальный брус (после соединения секций друг с другом). Перед постановкой листов бортовой обшивки в них прорезают отверстия для скользящих окон. Вдоль бортов, поверх палубного настила, ставят палубные стрингеры сечением 50X100 мм, к которым также прибивают обшивку надстройки; такие же связи устанавливают вдоль поперечных переборок. Обшивка поперечных переборок доходит до палубы; перепускать ее ниже, как по борту, нельзя, так как соприкасающиеся поверхности секций судна должны быть ровными. Обшивку надстройки подкрепляют вертикальные стойки, которые ставятся в углах секции и посредине бортовой обшивки — по внутренней стороне шва.
Внутреннюю часть каюты можно облицевать фанерой толщиной 4—6 мм, что улучшает ее внешний вид; это делают на последнем этапе работы. В средней части поперечных переборок находится дверной проем, ширина которого должна быть не меньше 600 мм. Вырезы для дверей следует делать после соединения секций. Проем обрамляют сверху и по сторонам брусками сечением 45Х80 мм: внизу устраивают небольшой комингс. Над каждой переборкой ставят бимс с погибью около 100 мм. Верхняя часть поперечных переборок имеет криволинейное очертание в соответствии с погибью бимсов крыши. Помимо концевых бимсов, крышу подкрепляют промежуточные бимсы через 300 мм.
Фанерную крышу прибивают к бимсам и бортовым стенкам и покрывают парусиной (отдельно на каждой секции). После соединения двух секций по стыку прибивают полосу парусины шириной 300 мм так, чтобы перекрой с каждой стороны составлял не менее 150 мм. Можно поставить крышу и после соединения всех секций в единое целое. Работу в этом случае выполнять легче и проще, но разъединить секции, если это понадобится, будет уже невозможно.
После выполнения основных работ по постройке судна-дачи остается сделать скользящие окна и двери, а также перила, ограждающие концевые секции.
Затем переходят к внутреннему оборудованию судна-дачи. Мебель должна быть возможно более легкой.
Крепление подвесных моторов осуществляется в виде прочной поперечной доски, присоединяемой к кормовой секции дачи. Если предполагается совершать под моторами относительно большие переходы, необходимо устройство дистанционного управления с носовой секции дачи.
Дачу можно также буксировать шлюпкой с мотором, наличие которой при даче крайне желательно.