Швертбот предназначен для плавания на внутренних водоемах — озерах, реках, больших прудах и в прибрежной полосе моря при волне не свыше 2 баллов.
Швертбот оборудован парусом, имеет два весла-гребка и усиленный транец для установки подвесного мотора мощностью до 5 л. с.
Основные характеристики швертбота
Длина, м | 3,50 |
Ширина, м | 1,32 |
Осадка без шверта, м | 0,2 |
Осадка со швертом, м | 0,7 |
Площадь паруса, м2 | 4,8 |
Длина мачты, м | 3,3 |
Вес корпуса, кг | 65 |
Вес вооруженного швертбота, кг | 85 |
Корпус швертбота оборудован рулевым устройством, состоящим из баллера, подъемного пера руля и румпеля.
Для подъема и переноски швертбота к корпусу прикреплены болтами пять ручек, причем носовая ручка одновременно служит и для крепления штага, а бортовые — для крепления вант. На палубе расположены три утки для крепления такелажа. К утке за мачтой крепят коренной конец швертталей, предназначенных для подъема шверта; на бортовых утках крепят ходовой конец гика-шкота. Весь стоячий и бегучий такелаж выполнен из хлопчатобумажного или капронового линя диаметром 6 мм.
Мачта швертбота имеет сечение 80 X 30 мм в районе крепления гика и поддерживается вантами и штагом, закрепленными к оковке топа мачты. Гик сечением 50X30 мм крепится к мачте при помощи вертлюга.
Гафель опирается на мачту усами, охватывающими ее полукольцом. Гафель вместе с парусом поднимается при помощи грота-фала. Фал переходит через киповую планку (или блок) на топе мачты и крепится на утке.
Парус сшит из ткани марки АМ-100 (можно применять и другие парусные ткани весом 100— 150 г/м2).
Грот шнуруется к мачте, гику и гафелю по отдельности при помощи слаблиня диаметром 4 мм, для чего в шкаторинах через 200 мм обметываются отверстия — люверсы. Три латкармана делят заднюю шкаторину примерно на четыре равные части. Латы длиной 0,5 м и сечением 40X3 мм изготовлены из ясеня.
Управление парусом осуществляется гика-шко-том, проведенным в три лопаря через два блока, один из которых крепят к гику; другой блок и коренной конец гика-шкота крепят за швертовым колодцем.
В случае движенйя на веслах необходимо отсоединить бугель гика и оковку гафеля, после чего убрать парус вместе с гиком и гафелем.
Набор корпуса состоит из продольных связей: киля, форштевня, скуловых стрингеров, привальных брусьев и карленгсов. Основными деталями поперечного набора являются: транец и шпангоуты, состоящие из топтимберсов, флортимберсов, фло-ров, бимсов и полубимсов. Швертовый колодец в носовой части крепится к бимсу. Обшивка корпуса выполнена из фанеры толщиной на днище — 6, на бортах — 5, на палубе — 4 мм.
Форштевень и транец крепятся к килю при помощи соответствующих книц на болтах, шурупах и клее.
Мачта проходит через отверстие в палубе (пяртнерс) и упирается пяткой в дубовый степс, лежащий кормовым концом на флоре. В степсе сделан вырез по размеру пятки мачты (шпора) на глубину 15 мм.
В середине швертбота имеется съемная банка, расположенная на упорах, которые закреплены к обшивке борта и на швертовом колодце.
Соединения транца с бортами усилены кормовыми подпалубными кницами. Места крепления уключин и уток также усилены подпалубными кницами. Вокруг кокпита на палубе крепится рейка, образующая комйнгс кокпита. Кромки листов днища и палубы,, накладывающиеся на бортовую обшивку, закрываются дубовой скуловой накладкой и буртиком.
По килю с носа до транца крепят наружный киль, увеличивающийся по высоте к корме.
Соединение флоров, топтимберсов и бимсов производится при помощи фанерных книц. Место соединения форштевня и киля предохраняется оковкой из стали сечением 2X15 мм.
Отделку швертбота производят следующим образом. Наружные поверхности корпуса грунтуют натуральной олифой 1—2 раза, шпаклюют и окрашивают пентафталевыми эмалями 2—3 раза. После нанесения первого и второго слоев эмали поверхность шлифуют мелкой наждачной шкуркой (№ 70—120). Пентафталевую эмаль можно заменить масляными красками на натуральной олифе.
Внутреннюю поверхность корпуса, рангоут, шверт и руль грунтуют олифой 1—2 раза и покрывают масляным водостойким лаком 2—3 раза; после нанесения каждого слоя поверхность шлифуют. Внутреннюю поверхность палубы можно не лакировать и ограничиться двухкратной грунтовкой натуральной олифой.
Наиболее подходящими материалами для постройки корпуса швертбота являются сосна и ель отборного или 1 сорта (ГОСТ 8486—57). Древесину лиственных пород, кроме дуба или ясеня, применять не рекомендуется. Рангоут изготовляют из ели, так как она легче сосны.
Для обшивки корпуса, а также изготовления шверта и руля используют водбстойкую фанеру марки БПС-1 (ГОСТ 102—49). Шверт и руль можно также изготовить из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм.
Влажность древесины не должна превышать 15%.
Все соединения деталей корпуса следует делать на клею (ВИАМ-БЗ или К-17) с запрессовкой шурупами или гвоздями (латунными, медными или оцинкованными).
Стальные детали должны быть оцинкованы. Оковки рекомендуется изготавливать из латуни, бронзы или нержавеющей стали.