Яхта «Цементал» была заложена в середине апреля, а 20 июня уже вышла в плавание. Постройку вели три-пять человек в свободное от работы время. О качестве построенного судна читатель может судить по публикуемым ниже сведениям.
«Цементал» — это двухкилевая парусная яхта со вспомогательным подвесным мотором.
Основные элементы и характеристики яхты:
- Длина, м: наибольшая.....................8,30
- Длина, м: по КВЛ.............................7,70
- Ширина, м.......................................2,40
- Осадка, м........................................0,80
- Парусность, м2................................35
- Теоретический вес корпуса, т..........1,70
- Вес двух балластных килей, т...............0,650
- Полное водоизмещение, т....................3,0
Для обеспечения непотопляемости судна корпус разделен тремя армоцементными переборками на четыре водонепроницаемых отсека: форпик, каюту, кокпит и ахтерпик.
Каютная надстройка также выполнена из армо-цемента: она образована продолжением бортов основного корпуса.
В каюте расположены три койки и складной стол, прикрепленный к мачте. Камбуз и гардероб расположены при входе в каюту и отделены от жилого помещения армоцементной полупереборкой.
Подвесной мотор установлен в специальной шахте в ахтерпике. Мотор закрепляется неподвижно; управление яхтой при работе мотора осуществляется рулем.
Армоцемент представляет собой песчано-цементный бетон, густо и равномерно армированный стальными ткаными сетками. Армоцемент состоит из тех же материалов, что и обычный железобетон, однако по физико-механическим свойствам резко отличается от него. Благодаря интенсивному армированию упругим материалом армоцемент хорошо противостоит образованию трещин, способен переносить большие деформации в упругом состоянии, обладает высокой прочностью и водонепроницаемостью. Удельный вес армоцемента равен удельному весу дюралюминия. В качестве формы (болвана) был использован корпус деревянной яхты. Для предотвращения прилипания армоцемента форма была покрыта клеенкой.
Наиболее кропотливым и длительным был процесс армирования обшивки тканой сеткой. Рулонная сетка из миллиметровой проволоки с ячейкой 10X20 мм укладывалась на матрицу в 5 слоев (вдоль киля, поперек кил-я и в диагональном направлении). Образованный пятислойный ковер из сеток по всей поверхности был прошит рядами (через 15—20 см) вязальной проволокой диаметром 1,5—2 мм.
По килю, между вторым и третьим слоями сеток, уложили два стальных прута диаметром по 25 мм. По контуру обшивки к сетке прикрепили вязальной проволокой дюймовую стальную трубу, которая образовала привальный брус.
Цементировали оболочку пять человек: двое приготовляли цементный раствор, трое — наносили его на сетку; они затратили на это 7 часов.
Раствор приготовлялся из портландцемента марки 450 на чистом речном песке в пропорции 1 : 1. Цементный раствор тщательно вдавливался кельмами в сетку. Следует отметить, что от качества выполнения этой операции зависит плотность бетона, а следовательно, и его водонепроницаемость. Уплотненный цементный раствор до затвердевания, в тот же день, был подвергнут заглаживанию чистым цементным раствором (без песка).
В таком состоянии армоцементная оболочка выдерживалась под мокрой ветошью в течение пяти суток. Дважды в день оболочку обильно смачивали водой.
На пятый день корпус был снят с матрицы; благодаря небольшому весу армоцементной оболочки эту работу смогли выполнить четыре человека; лишь для того, чтобы оторвать оболочку от формы был использован домкрат.
Снятый корпус установили на грунт днищем вниз и сетку покрыли цементным раствором изнутри.
Трубы (шпангоуты) гнули по разбивке и крепили к корпусу жгутами вязальной проволокой; для этого в армоцементной оболочке делались сквозные отверстия (через 100—150 мм по длине шпангоута), которые после установки шпангоутов были зацементированы. Бимсы палубы и каютной надстройки являлись продолжением основных шпангоутов.
Цементирование палубы, переборок и каютной надстройки осуществлялось без опалубки по четырем слоям сетки, прикрепленной к бимсам, шпангоутам и привальному брусу. Нужно отметить, что в этом случае, т. е. при отсутствии опалубки, качество армоцемента понижается; обшивка получается толще и менее ровной, увеличиваются затраты труда и времени.
Обрамления иллюминаторов, люков, капа и дверей в каюту выполнены в виде закладных деталей с анкерами, устанавливаемыми до бетонирования в соответствующих местах.
Яхта строилась для плавания как в условиях водохранилища или моря, так и на мелководье. Для уменьшения осадки без ущерба для остойчивости и величины бокового сопротивления на яхте применили два киля общими весом 650 кг и площадью бокового сопротивления 1,6 м2. Кили выполнены из стальных листов и соединены с корпусом яхты болтами диаметром 20 мм, пропущенными через обшивку возле шпангоутов и закрепленными на шпангоутах с помощью стальных накладок толщиной 10 мм. Пространство между накладками и обшивкой для исключения течи в отверстиях возле болтов заделано стеклоцементом.
Рулевое управление румпельное. Руль установлен за винтом подвесного мотора. Такое решение позволяет осуществлять управление рулем независимо от того, движется ли яхта на парусах или на моторе. Это имеет большое значение при лавировке в узкостях рек, когда приходится идти попеременно то под мотором, то под парусом.
По типу парусного вооружения яхта является бермудским шлюпом. Для облегчения прохождения шлюзов и участков под мостами 11-метровая мачта выполнена складной.
Корпус и палуба «Цементала» окрашены масляной краской. Во избежание разрушения краски от щелочного действия цемента корпус до покраски загрунтован этинолевым лаком.
В первый же сезон «Цементал» прошел более 600 км и зарекомендовал себя очень хорошо. Трюм все время оставался абсолютно сухим. Условия обитаемости отличные.
Для обогрева каюты предусмотрена установка печки. Полная огнестойкость армоцемента создает безопасные условия пользования отоплением.
Трудно судить о величине усилий, возникающих в корпусе яхты при посадке на мели, толчках о дно, швартовке и т. п., однако никаких повреждений за всю навигацию «Цементал» не получил. Опыт эксплуатации яхты показывает, что армоце-мент является ценным судостроительным материалом, применение которого не только упрощает постройку малых судов, но и обеспечивает их долговечность и упрощает уход за ними и ремонт.