Для посещения Украины виза россиянам не нужна, но все атрибуты поездки за границу в наличии — паспортный контроль, таможня, обмен валюты... Впрочем, вскоре после прохождения необходимых формальностей чудесным образом забываешь о своем статусе иностранца.
Не знаем, как дела обстоят в западной части страны, но и в приморских Одессе или Херсоне, и в потрясаемой политическими битвами украинской столице жизнь до странности напоминает нашу, родную: те же устремления, те же подходы, те же проблемы... Да и люди те же, и говоришь с ними на одном языке — и в переносном, и в прямом смысле этого слова, поскольку многие предпочитают общаться на русском. (Некоторую сложность могут представить разве что уличные вывески и объявления на государственном языке, но их смысл доступно растолкует любой прохожий).
Жизнь на воде тоже очень схожа и развивается практически в том же направлении, проходя те же "знаковые" этапы, что и в России — пусть кое в чем и с небольшим отставанием, зато более "ровно" от региона к региону. Показательной иллюстрацией этому может послужить наше недавнее посещение яхт-клубов и марин Херсона и его окрестностей, состоявшееся во многом благодаря содействию нашего украинского коллеги Сергея Полищука — главного редактора родственного "КиЯ" журнала "Шкипер".
Херсон — крупный портовый город на Днепре, имеющий прямой выход к Черному морю, и во времена СССР этот регион всегда входил в число крупнейших водно-моторных и парусных центров страны. Кстати, в семидесятые годы город судостроителей, речников и моряков дважды становился базой для проведения традиционных соревнований на призы "КиЯ". Херсон регулярно "поставлял" журналу увлеченных и знающих авторов по морской тематике.
Малый флот Украины, как и российский, изрядно потрепали перестройка и последовавшие за ней политические и экономические пертурбации. Жесткие законы рынка сместили многие жизненные приоритеты, заставив отказаться от увлечений, тем более дорогостоящих, в угоду банальному выживанию. Впрочем, в последнее время жизнь понемногу налаживается, и, как и у нас в стране, можно уверенно говорить о возрождении интереса к спорту и отдыху на воде.
Конечно, о прежних масштабах речи пока не идет — в массе народ живет все же небогато. Тысячи "дюралек" советских времен доживают свой век на берегу, а то и вовсе проданы на металлолом. Однако наиболее активная прослойка яхтсменов и водномоторников старой формации не сдавала позиций даже в самые тяжелые времена, а к немногочисленным "новым украинцам" с миллионными доходами стал присоединяться нарождающийся средний класс. Катера, мотолодки и парусные яхты возвращаются на Днепр и днепровские лиманы, все активнее заявляет о себе малое судостроение Украины, продукция которого опять начала появляться и на страницах "КиЯ". В частности, по приглашению местной компании "Lagoon Royal" мы приняли участие в ходовых испытаниях моторных яхт "Мартин" (см. "КиЯ" №196) и "Lagoon 52 HTS" — тестовый отчет читайте в этом номере.
Смешением старого и нового малый флот Украины во многом напоминает российский, и здесь тоже бросается в глаза отсутствие некой "золотой середины" — у нас возникло знакомое чувство, будто представители разных поколений, значительно отличающиеся и уровнем доходов, и менталитетом, даже на воде существуют каждый в своем закрытом мирке, мало общаясь между собой. Отражается такое расслоение "водного" сообщества и на яхт-клубах с лодочными стоянками.
Ярким примером марины "старой формации" является яхт-клуб Херсонского судостроительного завода. И клуб, и завод, и относящийся к нему крупный жилой массив под названием "Корабел" расположены на большом днепровском острове и по сути представляют собой нечто вроде "города в городе". Сегодня клуб судостроителей мало чем отличается от подобных ему ведомственных российских организаций — если сравнивать, например, с Питером, то первым делом приходят в голову параллели с "Балтийцем", "Ленинградцем" или Центральным яхт-клубом — большая, но не слишком-то ухоженная территория, обилие разномастных, построенных из случайного материала сооружений. Подавляющее большинство лодок — весьма почтенного возраста, бросается в глаза обилие самоделок. Увы, многие из них явно давно заброшены. Новомодных дорогостоящих посудин мы в нем не увидели.
Однако признаки жизни все же наблюдались — экипажи нескольких парусников, стоящих на кильблоках, готовили их к предстоящей навигации. Повстречали мы в клубе и одного из старейших херсонских яхтсменов Бориса Георгиевича Логвиненко, за плечами которого несколько построенных своими руками больших парусников. Несмотря на возраст, ветеран полон сил и планов — к уже имеющемуся "флоту" в скором времени должна прибавиться еще одна лодка.
Как нам сообщили, крупнейший херсонский клуб в скором времени расстанется с ведомственной принадлежностью (хотя рядовые члены клуба до сих пор не в курсе, кто же станет его новым владельцем). С одной стороны, это к лучшему, тем более что судостроительный завод уже не тот "богатый дядюшка", что прежде. Однако часть "стариков" испытывает вполне обоснованное беспокойство — не исключено, что держать здесь свои видавшие виды посудины им будет не по карману.
Свою первую яхту относительно молодая компания "Паруса Украины" тоже строила на территории ведомственного клуба, но вскоре ее руководство пришло к мысли о создании собственной базы. У основателей компании, увлеченных морем и парусом, имеется более доходный и стабильный бизнес, не связанный с яхтами, так что значительный объем инвестиций не испугал — вскоре на том же острове появится еще одна марина, построенная по международным стандартам. Пока проект находится на "нулевом цикле" — взята в долгосрочную аренду и обнесена бетонным забором обширная территория, посреди которой высится гора щебня.
Но на Украине, как и у нас в России, строят быстро. В этом мы смогли убедиться, посетив практически готовый клуб "Максим Марин" в Новой Каховке, километрах в восьмидесяти от Херсона. В обычной атмосфере райцентра он смотрится космическим кораблем, севшим на днепровский берег. И по замыслу, и по уровню исполнения это творение украинских архитекторов, явно работавших в содружестве с понимающими в водной тематике людьми, способно заткнуть за пояс многие европейские марины. Первые лодки "Максим Марин" приняла еще в прошлом сезоне — на второй год с начала постройки! Кое-что оставалось доделать и нынешней весной — окончательный блеск планируется навести к гонцу года.
Своим появлением этот роскошный и, естественно, весьма недешевый клуб обязан не только местным бизнесменам, но и государственной политике.
— В отличие от России, украинские внутренние водные пути открыты для судов с иностранными флагами, — говорит директор "Максим Марин" Александр Дадыка. — Наша марина создавалась во многом с прицелом на гостей из-за границы, которые теперь могут рассчитывать на привычный уровень сервиса. При этом не будем забывать, что такой вид туризма — это и дополнительный приток денег в страну, и новые рабочие места... Правда, есть серьезная проблема, с которой вы наверняка сталкивались у себя дома — до сих пор никак не решен вопрос с береговыми заправками, что создает немало проблем владельцам крупных моторных яхт. В нашем клубе мы вышли из положения при помощи передвижной АЗС на базе грузового автомобиля, но на маршруте по-прежнему приходится выкручиваться всеми доступными способами.
Не секрет, что под желанными иностранными гостями подразумеваются и россияне, в том числе и те, что предпочитают держать свои крупные суда на ограниченной акватории Клязьмы — первые представители этой категории судовладельцев успели вкусить прелести открытой воды уже в прошлом году.
Данный материал не претендует на глубокий анализ ситуации, складывающейся в украинском ботинге — мы лишь попытались показать, как и чем живут наши собратья по увлечению в ныне независимом государстве, имеющем с Россией давние общие корни. И именно по этой причине задуманный "взгляд со стороны" вполне естественным образом превратился во "взгляд изнутри" — слишком уж много у нас схожего. И мы уверены, что водномоторники и яхтсмены России и Украины будут по-прежнему связаны между собой тесными дружескими узами, невзирая на все политические перемены.