Напомню, что тримаран разработан нашим земляком Н. Макаровым: первоначально (см. №47) он назывался просто "Марс", а в дальнейшем его модернизировали и превратили в "Марс-М" (см. №87). В 1978-1979 гг. в Калинине были построены четыре такие лодки; одна из них и попала ко мне. Судьба остальных мне неизвестна. Хотелось бы найти через журнал тех, у кого еще находятся в эксплуатации лодки "Марс-М", и переписываться с ними.
Всю зиму лодка приводилась в порядок — потертости проклеивались стеклотканью на эпоксидке, деревянные детали изготовлялись заново. Потребовалось вклеить несколько новых шпангоутов взамен сгнивших. Большие хлопоты доставил сгнивший транец (подмоторная доска). Чтобы его вынуть, пришлось выпиливать часть рецесса. Были поставлены новые пайолы из фанеры толщиной 6 мм.
Внутренняя планировка такая: впереди два раздельных кресла с откидными спинками, сзади два продольных дивана (один стационарный и один съемный). При откидывании спинок кресел получается удобное спальное место. При этом средний проход закрывается спинками продольных диванов. По бортам идут две полочки.
Для бензина, масла, запчастей и инструмента устроен кормовой отсек, отделенный водонепроницаемой переборкой. Доступ в него осуществляется через два люка. Под носовой палубой (точнее — в носовой части) имеется просторный запираемый бардачок. Кокпит получился не меньше, чем у "Прогресса" и "Крыма", которые намного длиннее.
Мотолодку оборудовали тентом из павинола. Лодка абсолютно сухая: за всю навигацию пришлось откачать не больше 10 л воды.
"Марс-М" был спущен на воду в июне 2004 г. Необходимо отметить, что вес для таких размеров (длина — 3.8 м) лодки получился великоват — с оборудованием она весит не менее 180(!) кг. Остойчивость великолепная: на борт садились сразу три человека, но лодка кренилась так, что до привального бруса оставалось 7 см.
Никаких "сверхскоростей" достичь не удалось. Под "Вихрем-30" (правда — весьма стареньким) с винтом шагом 280 мм (красный от "Нептуна-23") с одним водителем скорость составила 45 км/ч, с двумя человеками — 42, с тремя — 33 (но лодка явно шла тяжело). Когда поставили винт с шагом 250 мм (от "Москвы-25"), скорость с тремя человеками возросла до 36 км/ч, а с четырьмя составила 30 км ч. Мореходные качества во всяком случае не ниже, чем у "Прогресса-2".
Причину недобора скоростей при большой нагрузке я нахожу в следующем:
- большой вес лодки,
- старенький мотор,
- лодка даже с одним водителем идет с очень большим дифферентом на корму.
Причину этого дифферента я вижу в том, что линия киля имеет подъем к транцу на 30 мм, а в районе шп. 4-6 имеется "горб", на котором создается приличная подъемная сила, выталкивающая вверх носовую часть лодки.
Я хотел к навигации 2005 г. срезать ровно киль и вклеить лыжинку шириной около 7 см (по месту); но меня захватил проект "Радуга-41" Ю. Зимина. Такую лодку я сейчас и строю. Надеюсь к лету завершить работу.
На "Марсе-М" мы ходили в походы. Самым впечатляющим был поход до озера Великое, затерянное в наших болотах. Шли через г. Конаково, далее поднимались по р. Созь, перетаскивая лодку через дамбы, трубы и мельницы.
Очень хочется передать привет всем нашим строителям лодок.
С уважением, Артем Покровский, г. Тверь