Русский Север — Карелия, Беломорье — представляет собой в этом смысле большой малоисследованный архив, хранящий традиции народного деревянного судостроения. Местные жители, отличающиеся особым консерватизмом, передают из поколения в поколение свой хозяйственный уклад, былины и песни, навыки и технологии работы, в том числе постройки нескольких уникальных конструкций судов. За десятилетия насильно-коллективного хозяйства артельный способ производства пострадал, что привело к упадку местной судостроительной культуры. Огромную работу по ее возрождению в последние два десятилетия ведет Петрозаводский морской историко-культурный центр под руководством Виктора Дмитриева. Описание этого центра — а их участники во время экспедиций начала 90-х на деревянных судах местной постройки прошли десятки тысяч морских миль вдоль берегов Европы, Азии и Америки — достойно не одной книги. Но наш рассказ о другом примечательном событии, проходящем уже в седьмой раз в Кижском музее-заповеднике — гонке на традиционных местных весельных лодках, приуроченной к празднику "Дня Кижской волости" в начале августа.
Представитель "КиЯ" был впервые приглашен сюда организаторами для информационной поддержки этого незаурядного действа.
Кижанки и соймы
Заонежье — большой полуостров на севере Онежского озера с примыкающим архипелагом, по берегам многочисленных шхер которого расположено более 30 деревень и поселков — очень необычная земля. Здесь почти нет дорог и автомобилей, зато каждая семья имеет собственное судно, гребное либо моторное, на котором в навигационный сезон ездят на работу, за покупками, просто в гости друг к другу... Такая уединенность способствовала рождению двух лодок особых типов, наилучшим образом приспособленных к условиям Онеги: кижанки — для персонального, так сказать, использования и соймы — более крупного судна для хозяйственных и коммерческих нужд. С измельчанием крестьянских хозяйств актуальность сохранили кижанки; их можно строить, точнее, "шить", как здесь говорят, из типового пиломатериала в обычном крестьянском сарае, вооружать веслами — от одной до трех пар, маломощным мотором либо шпринтовым парусом на невысокой мачте.
Особой популярностью пользуются лодки длиной 6.15 м, считается, что они правильно вписываются в длину наиболее типичной онежской волны, хотя некоторые мастера предпочитают иметь дело с максимальным, 7.5-8-метровым, размером. Кижанка везет больше 2 т груза, в ней перевозят даже лошадей и коров. Для лучшей остойчивости в этом случае на борт устанавливают балансир — специальный деревянный поплавок, как у полинезийского проа. Конструкция лодки доведена до совершенства многими поколениями строителей. Корпус дощатый, с обшивкой внакрой. Доски-набои, четыре-шесть на борт (чем лучше древесина, тем меньше набоев и тем меньше требующих уплотнения пазов), скрепляют гвоздями, а прежде сшивали еловым корнем.
Форму поперечных сечений задают опруги — V-образные шпангоуты, вырезанные из изогнутых еловых или сосновых корней и суковатых ветвей. Они так расположены по длине, чтобы миделевое сечение приходилось немного в нос от середины длины, такое распределение объема улучшает всхожесть лодки на волну и ее устойчивость на курсе, причем конкретные формозадающие пропорции мастера предпочитают "держать в уме". Заготовка дерева для кокор и опруг — процесс традиционный и творческий. Мастера сами ходят в лес, выбирая подходящие по форме "закоренки", которые затем распиливаются на несколько заготовок. Оконечности лодки прикрыты полупалубками, они защищают от заливания и придают общую жесткость корпусу. Пазы между досками конопатят мхом (не паклей — ее слишком охотно вытаскивают птицы для устройства гнезд), а обшивку снаружи покрывают смолой, которую гонят из сосновых чурок в бочке прямо тут же, на дворе. Деревянная конструкция лодки требует ежесезонного ухода, подтяжки гвоздей и смоления, при этом корпус может служить десятилетиями.
Люди и лодки
Еще не очень давно кижанки выпускались серийно в мастерских для народнохозяйственных нужд; на сегодня осталось лишь несколько мастеров в заонежских деревнях, "шьющих" лодки индивидуально, причем разные "школы" можно отличить на глаз: у каждого мастера собственные шаблоны, задающие форму штевней, есть отличия и в исполнении отдельных узлов корпуса. Кроме того, распространенность подвесных моторов привела к появлению транцевой разновидности кижанки. Строительство лодок, как правило, — дело наследуемое. Известны династии мастеров Судьиных, Степановых, Рогачевых, Никитиных. Большой славой пользовались лодки мастера И. Ф. Вересова, он даже был удостоен народом привилегии "канонизировать" отдельные свои технические решения, поэтому его лодки носили его имя и назывались "вересовки".
Организатор и идеолог кижской регаты, старший научный сотрудник этнографического отдела музея-заповедника Юрий Наумов много лет занимается историей северного судостроения, участвовал в походах Петрозаводского исторического клуба и знает о кижанках все. Мы прошли с ним на катере по окрестным деревням, оповещая потенциальных участников о предстоящем празднике, побывали и в домах мастеров-строителей, в частности, у братьев Николая и Ивана Судьиных из деревни Насоновщина. Младший, Николай, как раз работает над новой большой кижанкой — на замену прежней — с помощью только топора да еще бензопилы при заготовке материала. Он деловит и энергичен, охотно рассказывает о технологии и материалах, как отбирал доски на пилораме, отыскивал закоренки в лесу, гнал смолу в бочке.
Показывает клещи — необычные деревянные струбцины, которыми прижимают набои при установке. Хвалит новые электроинструменты, которыми можно идеально подогнать пазы между досками, ругает отечественные гвозди — приходится использовать шведские, для подковывания лошадей. "Доски тоже пошли не те — распилены в лесхозе неправильно, быстро гниют, но приходится брать, ведь без лодки — никак", — замечает он. Соглашается поучаствовать в регате, значит, наш визит не прошел даром.
В двух десятках километров к югу по шхерам живет другой известный мастер Михаил Петрович Рогачев. Родился в деревне под названием Рогачево. Он лодок уже не строит, здоровья нет, а бывало работал на больших сериях, по полторы-две кижанки в месяц успевал шить по смешным госрасценкам — всего 35 рублей за корпус.
Праздник
Приходит суббота, а с ней и условленное время праздника. Организатор, он же главный судья регаты, Юрий волнуется: "Соберутся ли все приглашенные"? Местные жители несколько инертны, погружены в сельские заботы и привержены определенной церемонности. Тревог добавляют слухи о предстоящем появлении работников петрозаводской ГИМС, которых местные боятся как огня. И есть от чего — взнос за регистрацию любой лодки, независимо от размеров, в этом году по здешним меркам просто чудовищен. Поди расскажи народу про реорганизацию инспекции и сопутствующие тому бюрократические перекосы — не поймут...
Тем не менее люди собираются, и разноцветные кижанки одна за другой притыкаются носами к ухоженному берегу прямо напротив знаменитого храма Преображения. Всего пришло 18 лодок, 11 из них — народной постройки. Из Петрозаводска на лодье "Вера" пришел сам Виктор Дмитриев. Участники самые разные: и крепкие парни, и подростки в составе семейных экипажей, и немолодые уже женщины, и "музейные" девицы в народных костюмах: здесь гребля — не спорт и не досуг, а насущный повседневный труд. В списки внесен и гражданин Финляндии Юкка Аро, который приехал с однопарным яликом. Регистрируют всех желающих, на то и праздник.
Инспекторы ГИМС все-таки появились на торжественном открытии и прилюдно пообещали снижения пошлин, однако, говорят, некоторый урожай штрафов собрать успели.
Ударом большого соборного колокола дан старт, лодки уходят группа за группой, и зрители торопятся через узкий перешеек острова к месту финиша. Первыми, обогнув южную оконечность острова и пройдя около 3 км менее чем за 20 минут, подлетает двухпарная молодежь. Эффектно финиширует под парусом лодка Николая Судьина. Сестры Настя и Маша, пришедшие первыми в разряде "Пелла", дали бы форы многим парням — гребут так слаженно, что глаз радуется. Самым молодым участником и любимцем болельщиков стал семилетний капитан Влад Башкиров, который сломал на трассе весло и догреб одним. Доходят все, и затем, у древнего языческого валуна, исполняющего роль пьедестала почета, проходит шумное награждение победителей, а также "самых-самых" участников и экипажей — юных, пожилых, заслуженных и колоритных...
Трудно сказать, чего больше в Кижской гребной регате — спорта, шоу или культурно-просветительского наполнения. Она, несомненно, выполняет все эти функции и очень органично вписывается в антураж музея-заповедника. Важно, чтобы этому событию продолжали оказывать достойную поддержку районные и региональные власти, поскольку регата уже имеет собственное лицо и интересна сама по себе как туристам — посетителям острова, так и местным жителям. Все участники отметили в регистрационных анкетах свое намерение продолжать соревнование и в дальнейшем.
А мы благодарны руководству Кижского заповедника за предоставленную возможность прикоснуться к неповторимой культуре северного края и рассказать о ней читателям "КиЯ", в том числе и в последующих номерах журнала.
Словарь
Матика — киль, горизонтальная закладная доска в основании набора. Кокора — штевень, обычно из природного изогнутого сука. У каждого мастера свое собственное лекало для кокоры. Набой — пояс дощатой обшивки, от четырех до шести на борт. Огибень — привальный брус. Порубень — внутренняя часть привального бруса. Опруга — шпангоут. Подобно кокорам, обычно вырезается из изогнутых корней ели. Нашесть — поперечная банка. Клюха — кница между привальным брусом и палубным настилом в оконечностях, также из корня ели. Мосточки — елани, дощатый настил на дне лодки. Кочет — деревянная подуключина. Райно — деталь рангоута, шпринт. Вожжи — шкот управления парусом.
Интересно, что данная терминология едина и в Новгороде, и на Онеге, и в Беломорье
Организаторы выражают особую благодарность за оказанную помощь Комитету по экономическому развитию при Администрации Санкт-Петербурга, Официальному представительству Республики Карелия в Петербурге и экскурсионно-туристическому агентству "Экста Лтд".