Нерпы внимательно смотрят с мокрых камней на приближающуюся байдарку и грациозным прыжком исчезают в глубине почти без всплеска. Крики чаек в небе и шелест прибрежного тростника. Тепло гранита под босыми ногами и призрачный свет белой ночи над далекими островами. Грохот шторма, тихий плеск воды за бортом, скрип седой ели над палаткой, запах дыма от костра с соседнего острова, отблески восходящего солнца на обледеневших веслах в июньском ночном переходе...
Подобные впечатления — удел любого, кто захочет посетить эти удивительные края. Важно правильно выбрать время путешествия и маршрут. Им и могут пригодиться эти заметки.
Когда?
Северная часть Ладоги глубоководная, и это влияет на климат прибрежной полосы. Весна и лето в шхерах наступают на несколько недель позднее, чем в десятках километров от берега. Так, когда в Приозерске уже цветет черемуха, на открытых берегах Ладоги еще только-только набухают первые почки.
Ладога — это море, поэтому туристу-байдарочнику здесь необходим компас. В мае и в начале июня с Ладоги часто приходит плотный туман, заблудиться в нем и оказаться в открытом море — сомнительное удовольствие. В это время года вода в шхерах и заливах ночью еще может покрываться тонким льдом; ветер, дующий с озера, холодный и сырой. А при хорошей солнечной погоде спустя несколько часов после восхода солнца с него начинает дуть бриз, и волны вблизи открытого берега и в прямых заливах достигают метровой высоты (хотя сама Ладога в нескольких километрах от берега может быть абсолютно спокойной). Но вода настолько чистая и вкусная, что ее можно пить прямо из озера, и совершенно нет комаров, что немаловажно.
Июль и август — лучшие месяцы для комфортного отдыха. Температура воды поднимается до приемлемой — можно спокойно купаться, на островах много ягод и грибов.
Осень — самое красивое время года, берега покрываются золотом и багрянцем. Но, начиная со второй половины сентября, учащаются шторма и по утрам поднимаются порой сильные туманы. Поэтому выбирайте время путешествия с учетом возможных штормов. Впрочем, в летний период они редко бывают продолжительнее одного-двух дней.
На чем?
Путешествовать по Ладоге можно на любом плавсредстве — от утлой резиновой лодочки до круизного лайнера, но оптимальный вариант, на мой взгляд, — байдарка. Скорость ее достаточна для того, чтобы за десять дней пройти по всем наиболее интересным местам от Приозерска до Питкяранты. Пейзажи будут не "мелькать за окном", а плавно открываться перед туристом.
Высадка на берег возможна практически в любом приглянувшемся месте, невзирая на рельеф дна и его глубину. Плюсом можно назвать и относительную мобильность — маршруты легко начинать и заканчивать во многих местах — там, где необходимо. Недаром, несмотря на то, что хорошие моторные лодки (например, надувные) и даже яхты становятся все доступнее, число туристов, выходящих в Ладогу на байдарках, растет с каждым годом.
Выбор типа байдарки зависит в первую очередь от того, какой стиль похода вам ближе и интереснее. Для сторонников длинных и скоростных переходов лучшим решением может стать байдарка под символическим названием "Ладога". Это на сегодняшний день самая скоростная из отечественных серийных1 байдарок, к тому же хорошо держит боковую волну и сильный ветер. Правда, она не слишком маневренна, что может оказаться минусом при подходе к берегам с большим количеством подводных камней.
"Ладога-1" — представитель современного класса байдарок типа "Seayak". Если вы любите совершать путешествия в одиночку с минимальными затратами сил и времени, то эта байдарка создана для вас! Благодаря своему длинному и узкому корпусу "Ладога-1" обладает прекрасными ходовыми качествами и позволяет совершать "эскимосский переворот"; внутренние поддувные баллоны обеспечивают непотопляемость. Байдарка комплектуется рулевым устройством, фартуком и юбкой.
Конструкция: пять шпангоутов, двойной кильсон, два надувных баллона, мягкая оболочка с открытой декой, защищенная по кильсону и штевням специальным протектором, фартук на "липучке".
"Ладога-2" — это власть над водным пространством, большие скорости и длительные переходы. Экипаж на "Ладоге-2" преодолеет в полтора раза большее расстояние, чем на любой другой байдарке, затратив при этом те же усилия. Пройти на ней 50 км за один день — это реально! Байдарка отлично ведет себя на волне и при боковом ветре. Благодаря своей форме (длинный и узкий корпус), в отличие от других байдарок, "Ладога-2" обладает большей скоростью. Вклеенные надувные элементы борта обеспечивают непотопляемость. Лодка комплектуется рулевым устройством и фартуком, упаковывается в удобный рюкзак. На байдарку можно установить парусное вооружение.
Конструкция: шесть шпангоутов, двойной кильсон, два надувных баллона, мягкая оболочка с открытой декой, защищенная по кильсону и штевням специальным проектором, фартук на "липучке".
Близкая по своим мореходным качествам к легендарному, но, увы, снятому с производства московскому "Тайменю" байдарка "Нева" заметно легче (на 30%), что весьма немаловажно для тех, кто добирается до воды без автомобиля. На длинных переходах становится заметной некоторая непродуманность посадочного места для капитана (в отличие от "Тайменя" здесь ноги не упираются в шпангоуты).
"Нева-2" и "-3" — байдарки в привычном понимании. Выпускаются в двухместном и трехместном варианте. Оболочка проклеена по стрингерам. Достоинства лодки — простота сборки, меньший (по сравнению с аналогами) вес. "Нева" — традиционная российская байдарка для озер и несложных рек. К особенностям этих байдарок следует отнести шпангоуты с механизмом поперечного натяжения оболочки. Можно рекомендовать лодку для походов выходного дня. Все байдарки "Нева" комплектуются фартуком, а "Нева-3" — еще и рулевым управлением.
Конструкция байдарки "Нева-3": пять шпангоутов (из них три шарнирных — обеспечивающих поперечное натяжение оболочки байдарки), кильсон двухтрубный, мягкая оболочка с открытой декой, защищенная по кильсону и штевням специальным протектором, фартук на три посадочных места на "липучке". В комплект байдарки входит рулевое устройство.
Есть еще байдарка "Вуокса". Она заметно остойчивее, а ее маневренность, благодаря почти плоскому дну, просто замечательная. Эта байдарка хороша для неторопливой гребли вдоль берегов озер и несложных рек и частых высадок на острова.
"Вуокса-2"и "-3". Главной отличительной чертой их являются бортовые надувные элементы. Выпускаются в двух- и трехместной модификации. Бортовые надувные элементы обеспечивают непотопляемость байдарки, поперечное натяжение оболочки и простоту сборки. Комплектуются фартуком, а "Вуокса-3" еще и рулевым устройством. Возможна комплектация и парусным вооружением. Укладывается байдарка "Вуокса" в удобный рюкзак-упаковку.
Конструкция двухместной — четыре шпангоута (из них два — шарнирных); кильсон одинарный, мягкая оболочка с открытой декой, защищенная по кильсону, стрингерам и штевням специальным протектором, фартук на "липучке" на два посадочных места.
Откуда?
Приозерск. Небольшой город, расположенный на берегу озера Вуокса в трех часах езды на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. От железнодорожной станции до воды — считанные метры. На узкой полоске пляжа удобно собирать байдарки. Если есть свободное время, вещи можно оставить на хранение в расположенной тут же лодочной станции и посетить хорошо сохранившуюся крепость Карела, построенную шведами на рубеже XIII—XIV вв.
Вуоксу помимо одноименной широкой, но мелководной реки с Ладожским озером связывает небольшая речка Тихая (старое название — Пярна). Искать ее исток следует, пройдя под "третьим" железнодорожным мостом, находящимся приблизительно в 2 км к северо-западу от Приозерска. Река спокойная, в верхней части есть несколько перекатов. Приблизительно в середине своего течения Тихая проходит под автомобильным мостом в поселке Бригадное. В этом месте есть и небольшой порог, но можно высадиться и обойти препятствие по суше. После моста река становится заметно шире, течение замедляется, до Ладожского озера опасностей более не встречается.
Кузнечное. Следующая станция после Приозерска. Практически все поезда, прибывающие из Петербурга, здесь встречают автомобилисты, которые за незначительную сумму могут отвезти вас в поселок Березово. Преимущество этого варианта старта в том, что при сильном ветре с озера маршрут можно начать, прикрываясь островами (в то время как выйти из Тихой в Ладогу при значительном волнении весьма трудно и даже рискованно).
Куда?
Маршруты. Какой бы хорошей ни была погода, байдарочнику крайне нежелательно удаляться от берегов на значительное расстояние. Неожиданные шквалы — отнюдь не редкое явление. Берегите себя и своих близких.
В путешествии по шхерам поможет хорошая подробная карта. Разумеется, по-настоящему заблудиться среди островов невозможно, но без нее можно потерять немало времени.
Места для стоянок лучше выбирать такие, куда не приходит сильный прибой, иначе можно оказаться "запертым" на суше (обнос байдарок и рюкзаков к спокойному берегу по карельской тайге или валунистому берегу чреват серьезными неприятностями).
На большинстве островов и по берегам шхер проблем с сухими дровами нет.
От устья Тихой (от поселка Ровное) до мыса Куркиниеми. Из группы островов, которые видит путешественник, вышедший в озеро, своими размерами выделяется Киль-пола. Обходить его можно как с мористой стороны, так и по неширокому проливу между ним и материком.
В самой узкой части пролива — автомобильный мост. Здесь даже в совершеннейший штиль под мостом можно наблюдать заметное течение. Связано это с тем, что уровень воды в заливах неодинаков (причина кроется в разнице атмосферного давления над разными районами озера и, разумеется, в нагонной волне при ветреной погоде). При значительном ветре в районе Кильпола это течение может оказаться весьма сильным, и вход в створ моста при встречном течении требует особого внимания.
Два пролива через остров, обозначенные на большинстве карт, практически полностью заросли, и только северный бывает проходим при самом высоком уровне воды. Здесь необходимо отметить, что уровень Ладожского озера меняется от года к году весьма заметно, и то место, где экипаж легко проходил год назад, нынче может быть непроходимым, или, напротив, небольшая уютная стоянка с миниатюрным пляжем окажется полностью под водой.
На острове Кильпола, его западном берегу, много разрушенных финских хуторов и широкие красивые луга. Южный берег знаменит скальной стеной горы Руллалахденвуори (высота — 57 м), с которой открывается великолепный вид на острова залива Лехмалахти и Ладожское озеро. Стоянка под скалой весьма популярна, но, несмотря на это, она не захламлена.
Вдоль восточного берега Кильпола расположена цепочка небольших, порой совсем крошечных, островков. Из них наибольший интерес представляют живописный Патасаари (в зависимости от уровня воды это то один остров, то два) и Петросаари, где много хороших мест для стоянок. Совсем рядом, на Кильпола, можно выйти на берег и искупаться в крошечном озере Ала-Пусулампи, из которого в Ладогу бежит небольшой, длиной буквально 10 м, ручеек.
После Кильпола путь лежит на мыс Куркиниеми. Виден он еще издалека благодаря небольшому белому корпусу маяка. По дороге к нему можно сделать высадку на красивейшем островке Пунакивенсари. Интересно название острова: в переводе с финского это — "остров красного камня". На его западном берегу лежит громадный валун (в несколько человеческих ростов). Валун как валун, кроме размера в нем нет ничего особенного, серый гранит. Но однажды, любуясь закатом с соседнего островка, автор видел, как последний луч солнца упал именно на него, и камень "вспыхнул" темно-красным "пламенем" на фоне серого контура острова.
Южная стена мыса Куркиниеми — это, пожалуй, первое место, где ладожские скалы предстают во всей своей грозной красоте. Но хотелось бы предостеречь от плавания непосредственно под берегом. Гранит — порода хрупкая. В ветреную же погоду волны, встречаясь с вертикальной каменной стеной, отражаются от нее, и вдоль всего берега вода буквально "кипит". Плавание на байдарке в таких условиях всегда опасно.
От мыса Куркиниеми до бухты Терву. Непосредственно за мысом расположен залив Муролахти, известный также как "Кочерга". И действительно, форма залива полностью соответствует своему названию. Залив очень живописный. Узкий и длинный, он сперва прорезает суровые скалистые берега, а затем "течет", как небольшая спокойная русская речка среди берегов, поросших густой травой, с раскидистыми деревьями на них. Залив этот может оказаться полезным для байдарочников в штормовую погоду, когда обойти Куркиниеми невозможно. В этом случае рекомендуется дойти до конца "кочерги" и сделать короткий обнос по натоптанной тропе в ту часть Куркийокского залива, где волны уже не столь велики. Кстати, на этом перешейке располагался финский хутор, и там до сих пор можно полакомиться красной и белой смородиной.
Далее путь лежит вдоль группы небольших островков к мысу Раханиеми. В его названии — "денежный" — слышен отголосок древних времен; в прошлом это было место торговли и обмена. За ним начинается бухта Терву.
Бухта Терву — это "мекка" всех туристов-водников. Один из самых известных островов Ладоги — Койонсаари — расположен именно в ней. Песчаные пляжи, скалистые берега, разноцветная галька, чистые прозрачные сосновые леса — все собрано здесь. Невдалеке от него — поселок Терву, где можно пополнить запасы продовольствия. Единственный минус такой популярности в том, что здесь почти всегда много туристов, да и с дровами ситуация, прямо скажем, не радужная.
В бухте Терву много других красивых островов, но хотелось бы отметить два из них — Линнасаари и Хауккасаари. Первый, известный еще как "шапка Мономаха", со стороны Ладоги имеет почти идеальную коническую форму. На полпути к вершине, подняться к которой можно с северного берега острова по хорошо заметной тропе, находится так называемый "каменный стол", представляющий собой плоский камень площадью около 1 м2, по периметру которого словно расставлено несколько камней одинакового размера — "табуретки". Искусственное происхождение данного сооружения несомненно — под "стол" специально для образования горизонтальной поверхности подложены небольшие камни. По информации куркиекских краеведов, это, возможно, "судилищный камень" древних Карел.
Обычно в шхерах вершины холмов представляют собой гранит, поросший мхами и редкими невысокими соснами, но на Линнасаари — настоящая альпийская лужайка — буйство трав и цветов, растут стройные сосны и березы. А вид и на бухту Терву, и Ладогу, открывающийся с острова, великолепен настолько, что спускаться вниз нет никакого желания...
Словно в противовес спокойствию и умиротворению Линнасаари, высокая северная стена Хауккасаари поражает суровостью — отвесные 40-метровые скалы, в некоторых местах даже с отрицательным уклоном! Лучший вид на эту стену — в течение двух-трех часов после восхода солнца. Остров опоясывает тропа, и прогулка по нему принесет много приятных минут.
Бухта Терву — это своеобразный "промежуточный финиш". Здесь, договорившись с местными жителями о доставке на машине к ближайшей железнодорожной станции, можно завершить маршрут. Тем, кто решит возвращаться в Приозерск, рекомендуется идти до поселка Березово, чтобы избежать подъема на байдарках по Тихой (особенно в начале лета, когда вода в реке еще холодная).
Примечания
1. Практически в продаже есть только продукция петербургской фирмы "Тритон" (см. таблицу).