В начале нынешнего года на основании указа Президента и последовавшего за ним правительственного постановления Государственная инспекция по маломерным судам перешла из ведомства Минприроды в подчинение Министерства по чрезвычайным ситуациям. Об изменениях в работе инспекции, которые уже произошли и которых следует ждать в самое ближайшее время в связи со сменой принадлежности, осуществленной в рамках проводимой в стране административной реформы, мы беседуем с начальником Управления ГИМС МЧС России Владимиром Васильевичем Антоновым.
— Как бы вы в целом оценили произошедшие перемены?
— И на мой взгляд, и по мнению моих коллег, нынешняя принадлежность инспекции, пожалуй, наиболее логична и оправданна. Охрана природы, конечно, тоже дело нужное, но все-таки основная сфера деятельности ГИМС — это обеспечение безопасности судоходства, и под эгидой МЧС мы можем полностью сконцентрироваться на решении этой задачи, не отвлекаясь на сторонние вопросы.
— Таким образом, ГИМС освобождена от исполнения несвойственных ей функций?
— Совершенно верно, контроль за соблюдением экологических норм теперь находится вне пределов нашей компетенции, хотя мимо вопиющих нарушений мы по-прежнему проходить не станем. В основополагающем документе, регламентирующем нашу деятельность — Положении о Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации — основные задачи ГИМС прописаны достаточно четко и разночтений не допускают. Это, цитирую — осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации, а также обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. Помимо собственно маломерного флота и соответствующей инфраструктуры, в нашем ведении находятся пляжи, переправы, кроме паромных, и наплавные мосты на несудоходных водоемах. Главные функции ГИМС — организаторские, контрольные и надзорные.
Снята с нас и обязанность осуществлять спасательные операции на воде. Этим должны заниматься специально подготовленные люди, располагающие соответствующей техникой и снаряжением. Такая структура — поисковоспасательная служба — в МЧС имеется, и именно она призвана оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. В ее ведение передано около 40 спасательных станций и постов, ранее принадлежавших ГИМС. Естественно, наши сотрудники, патрулирующие водоемы, обязаны прийти на помощь терпящему бедствие — как должен поступить и любой судоводитель, но нормативные документы спасательской функции ГИМС теперь не предусматривают.
— Что усложнилось и что упростилось в вашей работе после перехода в ведение МЧС?
— Сложности, с которыми нам довелось столкнуться на начальном этапе, можно отнести к чисто организационным. "Притирка" продолжается, пока что во многом работаем в "обкаточном" режиме.
В субъектах Федерации уже созданы 88 территориальных органов инспекции — управлений или отделов. В стадии создания находятся так называемые центры ГИМС, в которые войдут инспекторские подразделения — отделения, участки, группы экзаменационной работы, патрульной службы, т.е. непосредственные исполнители, которые и будут регистрировать суда, проводить техническое освидетельствование, аттестацию судоводителей, контроль за ситуацией на воде. Всего центров будет 84 — незначительные объемы работы в некоторых регионах позволяют осуществлять ее силами управления или отдела, не создавая отдельную структуру.
Кроме того, в настоящее время обновляется масса нормативно-правовых актов по регистрации, аттестации судоводителей, техническому освидетельствованию. Кстати, хочу сообщить, что Правила пользования маломерными судами, ранее немного различавшиеся от региона к региону, будут теперь едиными по всей России — вступить в силу они должны уже в июне.
А вот с чем стало проще... Прежде всего решился ряд таких жизненно важных вопросов, как заработная плата и численность сотрудников, которых нам всегда хронически не хватало. Штат инспекции планируется увеличить почти вдвое — количество должностных лиц, наделенных правами и полномочиями по надзору и контролю, достигнет трех тысяч человек. Увеличивается также количество инспекторских подразделений. Ведь, что греха таить, раньше целый ряд не то что районов, а целых субъектов Федерации оставался "вне зоны" деятельности ГИМС. Законопослушным гражданам приходилось обращаться в соседние регионы, но многие свои суда просто не регистрировали и управляли ими без судоводительских удостоверений.
— А как обстоят дела с материально-техническим обеспечением инспекции? Не секрет, что многие катера и мотолодки, которые используются для патрулирования, давно "дышат на ладан"...
— С этим тоже стало попроще, и перспектива дает все поводы для оптимизма. Впервые за всю историю существования ГИМС в этом году закупки техники будут осуществляться централизованно. Министр прямо заявил, что следующий год будет "ударным" в части обустройства и обеспечения деятельности надзорных органов. В первую очередь, значительно увеличится наш "флот", который пополнится современными лодками и моторами.
— В нашей предыдущей беседе мы затрагивали вопрос о единой информационной базе наподобие той, которой располагает ГИБДД. К сожалению, проблема воровства водно-моторной техники стоит очень остро, и лишь с помощью такой компьютерной сети можно "вычислить" украденный и проданный в другом регионе номерной агрегат — например, подвесной мотор. Есть ли какие-либо сдвиги в этой области?
— Эту задачу мы начали решать еще до реорганизации, и кое-какие шаги в этом направлении сделаны. В ряде регионов система уже работает — пока что в тестовом режиме. Осталось довести до ума программы, закупить недостающее компьютерное оборудование для инспекторских подразделений и объединить разобщенные региональные базы данных единой сетью, охватывающей всю страну. Средства для завершения этой работы изыскиваются, так что со следующего года общая информационная база должна заработать в полную силу.
— Произошли ли какие-либо изменения в области поднадзорности тех или иных судов вашей инспекции? Не поднята ли "мощностная планка" для стационарных моторов?
— Нет, здесь все осталось по-прежнему. Напомню, что на внутренних водных путях ГИМС поднадзорны моторные суда с мощностью стационарного двигателя не более 55 кВт и пассажировместимостью не более 12 чел. Мощность подвесных моторов не ограничивается. Для судов, эксплуатируемых на море, ограничивается лишь пассажировместимость. Единственно, теперь нам официально переданы гидроциклы — раньше мы работали с ними по специальным соглашениям с Министерством транспорта.
— То есть лодки с мощными "стационарами", эксплуатируемые на внутренних водных путях, нужно, как и раньше, регистрировать в Государственной речной судоходной инспекции?
— В принципе да, хотя, насколько мне известно, ГРСИ сейчас тоже проходит серьезную реорганизацию и, скорее всего, будет носить иное название. Этой же организации, кстати, также переданы соответствующие функции Госкомспорта РФ — она будет осуществлять регистрацию и технический надзор в отношении судов спортивного назначения.
— А как складываются в новых условиях ваши взаимоотношения с прочими службами, осуществляющими надзор на воде, и с которыми, соответственно, приходится иметь дело судоводителям?
— Здесь все в порядке. Соответствующие соглашения с Водной милицией, рыбоохраной, природоохранными органами продлены, и мы по-прежнему работаем "в одной упряжке". Остановить маломерное судна для проверки по своей части имеют право представители любой контрольной структуры, но если выявленное нарушение относится к нашей области — регистрации, аттестации, правилам плавания, правилам пользования, то решение по нему может принять только государственный инспектор ГИМС, которому должны быть переданы все необходимые материалы. Именно он имеет право составить протокол, возбудить при необходимости административное дело и наложить на нарушителя те или иные санкции.
— С какими видами нарушений приходится иметь дело чаще всего?
— Прежде всего это плавание на незарегистрированном судне без бортовых номеров, без технического освидетельствования, без удостоверения на право управления и, конечно, самое грубое нарушение — управление в нетрезвом состоянии либо передача управления лицу, которое не имеет на это права или находится в состоянии опьянения. Часто приходится сталкиваться с отсутствием на борту спасательных средств, что нередко приводит к печальным последствиям.
— А как вообще в последнее время обстоят дела с аварийностью на воде?
— Увы, поводов для оптимизма я пока не вижу. В прошлом году, несмотря на трехпроцентное снижение числа погибших, количество несчастных случаев на воде продолжало оставаться на высоком уровне. Не забывайте, значительная часть территории страны до недавних пор оставалась не охваченной деятельностью ГИМС, так что многие происшествия, которые там наверняка произошли, попадают в категорию латентных — в наши статистику они не вошли. И еще раз вынужден повторить — пьянка на воде по-прежнему является главной причиной очень многих происшествий.
— Вы упомянули о новых нормативно-правовых актах, которые должны вступить в силу в ближайшее время. Ходят упорные слухи, что в связи с переходом ГИМС в ведомство МЧС ожидается массовая замена судоводительских "прав" и судовых билетов, и судоводителей ждет очередная дорогостоящая "принудиловка".
— Ничего подобного! Никаких "революций" мы устраивать не собираемся — все ранее выданные удостоверения на право управления и судовые билеты по-прежнему действительны. Бланки этих документов, которые выдаются сейчас, от старых практически не отличаются — исправлена лишь "атрибутика". Наиболее серьезное изменение в плане аттестации заключается в том, что теперь будущим судоводителям вместо экзаменов по четырем дисциплинам — теория маломерного судна, судовые энергетические установки, судовождение и обеспечение безопасности и правопорядка на водоемах, нужно будет сдавать только два: "теорию" и "практику". Экзаменационные билеты, кстати, будут теперь по всей России едиными, и с самодеятельностью некоторых региональных инспекций, включавших в программу вопросы об октановых числах и прочих мало относящихся к делу материях, будет покончено.
— Как же вы планируете принимать экзамены по практическому управлению? Ведь своим разнообразием и, соответственно, различиями в особенностях управления, лодки значительно отличаются от автомобилей...
— На судоводительских курсах будут учить и практическим навыкам, так что соответствующая материальная база предусмотрена — сдавать экзамен можно на том судне, на котором проводилось обучение. Кстати, с этими целями недавно закуплены не только моторные лодки, но и гидроциклы. Но вообще-то будущий судоводитель, как правило, уже имеет лодку, и никто не запрещает сдавать экзамен на ней.
— С начала года в редакцию стали обращаться возмущенные читатели — в основном из числа пенсионеров. Действительно, сумма, которую необходимо сейчас уплатить за регистрацию и получение судового билета, далеко не всем по карману.
— Мы здесь абсолютно ни при чем — государственная пошлина за регистрацию, о которой идет речь, целиком и полностью инициатива Министерства финансов. Откровенно скажу: для нас самих было совершеннейшей новостью, когда мы открыли закон о государственной пошлине и обнаружили, что за регистрацию и гребной лодки, которую мы выпустили в море на 100 м от берега, и океанского лайнера или танкера ставка пошлины одинакова — три тысячи рублей! Для внутренних водных путей она составляет тысячу, но это тоже много, ведь совсем недавно "цена вопроса" составляла 50-70 руб. Перед фактом поставили не только простых граждан, но и ГИМС, посоветоваться с нами тогда никто и не подумал. Правда, в конце концов нас в Росналогслужбе вроде бы поняли — предложения инспекции о внесении дополнений в Налоговый Кодекс, предусматривающие значительное уменьшение ставок применительно к маломерным судам, приняты. Надеемся, что эта ситуация будет исправлена в самое ближайшее время.
Ставки транспортного налога остались прежними (мы их тоже сами не устанавливаем, а лишь подаем сведения о его уплате в налоговую инспекцию). Тут тоже есть вопросы — за короткую навигацию владельцу катера, мотолодки и гидроцикла приходится выложить чуть ли не на порядок больше, чем автовладелец платит в год.
— Раз уж речь зашла о деньгах — сохраняется ли прежняя "чехарда" с тарифами на услуги, оказываемые ГИМС в различных регионах?
— В новых условиях ГИМС делает ставку на централизацию, что неизбежно влечет за собой уменьшение межрегиональных различий. Я уже упоминал, например, о единых правилах пользования маломерными судами или общей учебно-экзаменационной программе. Что же касается оплаты за техническое освидетельствование, за прием экзаменов, за какие-то иные действия ГИМС, то этот вопрос сейчас находится в стадии решения Министерством финансов. Не исключено, что вся оплата за подобные услуги будет переведена в ранг государственной пошлины, тогда и цены, естественно, станут едиными. Но какое будет принято решение, пока сказать не могу.
— МЧС в первую очередь ассоциируется со спасателями. Пусть эта задача теперь и не возложена на ГИМС, но все же: как подать сигнал бедствия в случае происшествия на воде? Как правило, на борту всегда имеется мобильник...
— Любому известно, что единый телефон Службы спасения — 01. В принципе, он должен работать и при вызове с мобильного аппарата — соответствующие указания даны всем операторам сотовой связи. Но самый надежный вариант в этом случае — набрать номер 112 (в некоторых телефонах он специально "зашит" в память, а вызвать его можно даже без SIM-карты). Ваш вызов примет диспетчер, который при необходимости переведет звонок в соответствующую службу — в случае происшествия на воде, скорее всего, в поисково-спасательную.
— Если вкратце подвести итоги, то что же все-таки изменилось после вашего перехода в МЧС с точки зрения простого судоводителя?
— Практически ничего. Кто соблюдал правила, тот и будет их соблюдать. Тем же, кому правила не писаны, стоит иметь в виду: количество наших инспекторов растет, они чаще появляются на воде, и шанс избежать санкций за нарушения значительно уменьшается. А вообще-то хочу подчеркнуть, что мы ни в коем случае не враги простым судоводителям, и главная задача у нас отнюдь не карательная. Мы работаем для того, чтобы все, кто плавает по российским рекам, озерам и морям, чувствовали себя спокойно и безопасно.