— Такого количества журналистов мы еще не видели — больше тысячи! — похвасталась Чечилия, знакомая сотрудница пресс-центра, демонстрируя неподъемную кипу аккредитаций. — Даже из Китая приехали!
Благодаря присутствию автора этих строк Чечилии уже второй год подряд выпадает шанс попрактиковаться в русском языке, который она знает в совершенстве, но применяет нечасто — журналисты из России на генуэзской бот-шоу по-прежнему почти такая же экзотика, как и китайцы. Вновь не обнаружилось на выставке и ни единого российского стенда. Однако на территории выставочного комплекса "Fiera di Genova" услышать родную речь довелось не раз и не два. Соотечественников следовало искать среди посетителей — подавляющее большинство их прибыло в Геную не продавать, а покупать.
По своим масштабам (общему количеству участников, лодок, посетителей) "Генуэзский морской салон" занимает среди европейских лодочных выставок примерно такое же место, что и популярная у россиян Дюссельдорфская бот-шоу. Но главное его отличие в том, что львиная доля демонстрируемых судов относится к категории моторных или парусных яхт более 10-12 м длиной, а помимо огромных закрытых павильонов и обширных открытых площадей с временными тентами к выставочным площадям относится несколько гаваней, плотно уставленных наиболее крупными экспонатами.
Рекордное число журналистов явилось косвенным отражением возросших масштабов самой выставки, в очередной раз превысившей все без исключения прошлогодние показатели. Всего в ней приняли участие 1547 компаний из 26 стран (хозяева, естественно, опять оказались в большинстве — 996 экспонентов).
В своей заключительной речи на церемонии закрытия бот-шоу председатель Ассоциации морской индустрии Италии Паоло Вителли особо отметил заметно возросший интерес россиян к представленной здесь продукции. Конечно, на фоне общего количества посетителей в 326 тысяч человек (тоже рекордного) численность "российского десанта" по-прежнему представляла собой каплю в море. Однако мал золотник, да дорог: из всего многообразия моторных и парусных яхт, традиционно играющих в Генуе главенствующую роль, соотечественники присматривались в основном к их самым роскошным и дорогостоящим категориям, обозначаемым обычно приставками "супер" и "мега". Так что есть все основания полагать, что в общий оборот выставки, превысивший миллиард евро, вклад россияне внесли более чем весомый.
Подтверждается это и данными авторитетного американского журнала "ShowBoats International", ежегодно издающего так называемую "Глобальную книгу заказов". Согласно ее последнему выпуску, количество заложенных по всему миру супер- и мегаяхт подскочило по сравнению с прошлым годом сразу на 28% — причем во многом за счет россиян, присоединившихся к традиционным заказчикам из Северной Америки, Европы и Азии. В 2005 г. "миллионерских игрушек" будет построено на 144 единицы больше, чем в прошлом году. (В 1997 г. близкой цифрой отображалось общее количество роскошных яхт, находящихся в постройке — объем этого специфического рынка с тех пор увеличился более чем втрое).
Среди производителей судов такого типа на первом месте по-прежнему Италия, в которой будет построено 249 яхт суммарной длиной 8 км 300 м, на втором — США (97 единиц и 3 км 400 м соответственно).
При этом и сами яхты продолжают неуклонно совершенствоваться. Одной из основных современных тенденций является рост их скоростей — сектор так называемых "спортивных яхт", способных развивать более 40 уз, увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем вдвое. Те, кто предпочитает передвигаться быстро, отныне не ограничены размерами судна, — нынешним судостроителям вполне под силу совместить скорость с высочайшим уровнем комфорта.
Расширению этого специфического рынка немало способствуют и прочие технические достижения — в частности, последние разработки стабилизирующих систем и успокоителей качки, а также стремительно развивающиеся телекоммуникационные технологии. Современные яхты, на борту которых довелось побывать во время бот-шоу, буквально напичканы электроникой — начиная от сложнейших навигационных систем и заканчивая объединенными общей сетью игровыми компьютерами в каютах. И оборудование для видеоконференций, позволяющее президенту какой-нибудь транснациональной корпорации вызвать "на ковер" разбросанных по всеми миру подчиненных из любой точки земного шара — теперь тоже не фантастика в духе "бондианы", а вполне рутинная вещь...
В общем, большие роскошные яхты становятся все больше и все роскошней. Наверное, именно это и побудило организаторов салона выделить суперяхтам отдельный "уголок" на акватории "Yacht Club Italiano", немного в стороне от выставочного комплекса. (Надо сказать, что к этой категории относятся суда более 24 м длиной, и в обычных гаванях "Fiera di Genova" особо крупные экземпляры попросту не поместились бы). Добраться туда с основной территории выставки можно было "челночными рейсами" по морю и по суше — либо на мобилизованных организаторами экскурсионных катерах, либо на автомобилях и мотоциклах "BMW" (баварцы устраивали в рамках бот-шоу презентацию своих новых моделей). Для того, чтобы попасть в "святая святых", требовалась предварительная договоренность и, соответственно, особый пропуск.
Впрочем, получить его удалось без особого труда — узнав, что мы из России, представители итальянской компании "Technomar" сами предложили посетить две суперяхты, ошвартованные в клубе. Участие в выставке для компании проходит более чем успешно — к моменту нашего появления на борту "Nadara 35 Fly" владелец "Technomar", инженер-кораблестроитель Роберто Заппелли успел получить очередной заказ (еще не нашедший отражения в упомянутом американском ежегоднике) и "обмыть" сделку шампанским. Как выяснилось из последующего разговора, Роберто вполне в духе последних веяний успел навести многообещающие мосты с россиянами — и на недавней выставке в Монако, и теперь в Генуе, так что на наш рынок смотрит с оптимизмом.
Ставку при этом он делает именно на две самые крупные модели, представленные в "Yacht Club Italiano" — "Nadara 35 Fly" и "Velvet 35". Цифровой индекс, если кто сомневается в масштабах, обозначает длину в метрах, а не в более скромных футах, а главное отличие между двумя практически однотипными по корпусу лодками заключается в том, что у первой над закрытыми помещениями имеется открытая солнечная палуба, которую язык не поворачивается назвать флайбриджем — на ней можно запросто играть в футбол. Помимо множества шикарно отделанных кают и особо люксовых апартаментов владельца на обеих яхтах имеется просторный салон на уровне палубы. На "Velvet 35" без флайбриджа его потолок снабжен огромным сдвижным люком — надо сказать, что подобные трансформации по "кабриолетному" принципу в последнее время все чаще встречаются даже на очень больших лодках. С наиболее мощным тандемом из двух дизелей по 2770 л.с. обе лодки можно разогнать до 35 уз, так что они вполне укладываются в модную категорию "спортивных" яхт. Расход топлива при этом приближается к тонне солярки в час.
Впрочем, на роль флагманов бот-шоу продукция "Technomar" отнюдь не претендовала — нос 44-метрового "Azimut-Benetti Vision 02 More" далеко высовывался из шеренги даже таких гигантов. Хотя стоит отметить, что эта моторная яхта, самая крупная на выставке, относилась к категории "б/у" — владельца она обрела в 2003 г. и с тех пор изрядно потрудилась на чартерной ниве. Скорее всего, этому стеклопластиковому водоизмещающему монстру отводилась почетная роль "свадебного генерала", свидетельствующего о величии компании "Azimut". Неплохо известная в нашей стране фирма представила новинки в более "скромном" размерном диапазоне, но зато сразу четыре. Презентация проходила с большой помпой — масштабами устроенного театрального действа азимутовцы, пожалуй, всех перещеголяли.
Новый 12.4-метровый "Azimut 40" заметно "раздался в плечах" и не столь напоминает наконечник дротика по сравнению с предыдущими лодками тех же размерений. И внутри, и на палубе стало заметно просторней, особенно в носовой части. Именно на эту "демократичную" модель компания возлагает наибольшие надежды на российском рынке — равно как и на 23-метровый "Azimut 75", ставший сосредоточием всех фирменных азимутовских "фишек": широкими бортовыми "витринами", столь часто в последнее время копируемыми, снабжены не только апартаменты владельца, но и носовая гостевая каюта, а просторный флайбридж накрыт крышей с мягким сдвижным пологом. Как обычно, особое внимание уделено интерьеру, проработанному до малейших деталей даже на относительно небольшом 40-футовике. Обе лодки развивают до 30 уз, но к категории истинных "спортсменов" относится еще более крупная новинка — 26-метровый "86S" с 45-узловой "максималкой" и характерным агрессивным обликом.
Компания "Rancraft" пока не настолько "на слуху" в нашей стране, как "Azimut", однако в отношении российского рынка тоже проявляет достаточно серьезные намерения, нацелив на него свою новую модель "RC 33". По сравнению с предыдущей версией она, как и 40-й "Azimut", стала заметно просторней и обзавелась более богатым интерьером. Кроме того, представил "Rancraft" и версию своей известной модели "Vittoria 25.60", рассчитанную на установку подвесных моторов — на месте моторного отсека теперь оборудована дополнительная каюта.
Интересную категорию моторных яхт, в последнее время весьма модную, представляют собой лодки, стилизованные под рыбацкие суда — характерная погибь палубной линии в носовой части, словно повторяющая профиль волны, обращала на себя внимание буквально на каждом шагу. Впрочем, если это и мода, то весьма практичная — рыболовецкие суда, послужившие основой для прогулочных "крейсеров", всегда отличались высокой мореходностью, и их обводы проверены столетиями. Под стать и интерьер — довольно демократичный и подчиненный в первую очередь функциональности. Например, не редкость здесь трансформируемые двухэтажные койки, особенно при сравнительно небольших размерениях, дорогих пород дерева и всяческих электроприводов, как правило, минимум. Обычная для моторных яхт компоновка может быть "поджата" в угоду простору в кормовом кокпите, а на высоком флайбридже "по-промысловому" установлена лишь пара кресел — мол, мы сюда не загорать поднялись, а рыбу высматривать. Из этой категории нам приглянулись ладные лодки "Intermare" длиной от 25 до 42 футов, "Portofino 750 Fly", а также "Faeton" от испанской компании "Turmarine" и "Vegliatura 27" итальянской фирмы "Nautica San Vincenzo" — помимо всех прочих достоинств, они оказались и довольно привлекательными по цене.
Кстати, в этой области тоже был установлен своеобразный рекорд — представленный на бот-шоу 22.5-метровый "Dolphin 72" ("Ferretti Group") оказался самой крупной в мире "lobster boat", т.е. лодкой, стилизованной под традиционные суденышки для ловли лобстеров, издавна используемые на восточном побережье США.
Несмотря на засилье моторных яхт, мы никак не могли пройти мимо новинки французской компании "Beneteau", ряд предприятий которой посетили в прошлом году (см. №188) — 7.2-метровая модель "750 Open", дополнившая модельный ряд серии "Flyer", получила обводы с поперечным реданом и рассчитана на внушительную мощность 300 л.с. По крайней мере, на транце выставочного образца красовались два "Suzuki DF140".
Как обычно, отдельный огромный павильон плюс немалая площадь под шатрами за его пределами была отведена надувнушкам и РИБам. Отдельные пуристы и ортодоксы от яхтенного мира злословят, что эдак Генуэзская бот-шоу окончательно выродится в "надувную" выставку. Однако "РИБо-мания" в Италии не стихает, производством лодок такого типа здесь занимается несколько десятков фирм. Надо сказать, что РИБ "по-итальянски" — это в первую очередь не привычная "рабочая лошадка", а скоростной снаряд, способный предстать и в виде той же моторной яхты со всеми мыслимыми удобствами на борту. Поскольку конкуренция высока, производители стараются уесть соперников не столько превосходством в ходовых качествах, сколько замысловатыми дизайнерскими решениями и нестандартными рекламными трюками. На выставке, когда лодки вынуждены мирно покоиться на берегу, подобные ухищрения особенно бросаются в глаза. На сей раз пальму первенства, несомненно, завоевала компания "SACS" со своим 10-метровым РИБом под названием "Оргазм". В соответствующем стиле был оформлен и стенд, а представитель фирмы особо напирал на ширину койки в каюте и обилие всяческих лежаков на палубе.
Всякая "мелочь" занимает на Генуэзской бот-шоу далеко не самое почетное место, однако порой бросается в глаза именно благодаря своей малочисленности. Ну как пройдешь мимо гордого слогана "Лидер среди спортивных лодок", который компания "Sur Marine" подвесила над четырьмя моделями забавных гибридов картоп-лодки и гидроцикла, снабженными подвесными моторчиками в 815 л.с.! Впрочем, если б не цена (от 5 до 7.5 тыс. евро вместе с подвесником) — вполне реальная игрушка для российского рынка.
Ну а на закуску, как говорится — самый, на наш взгляд, курьезный экспонат салона, действительно позволяющий прочувствовать, что такое настоящий итальянский дизайн. Компания "Aquamarine" позиционирует свою лодку "Maya" как рыболовную, но один только взгляд на футуристическую консоль, больше уместную на каком-нибудь космическом "челноке" в фантастическом фильме, заставляет напрочь забыть о рыбалке и прочих практических вещах. И при этом — полуглиссирующие обводы с кормовыми "крылышками", словно заимствованными со старинных неаполитанских вельботов "гоццо", и привод с архаичным прямым валом... Сверкающая игрушка — глаз не оторвать! И неважно, каковы ее ходовые качества — успех у публики и так обеспечен.