Основные данные катера "Аляска-31"
Длина наибольшая, м | 9.45 |
Ширина корпуса, м | 3.20 |
Водоизмещение, т | 3.82 |
Осадка, м: | |
- корпусом | 0.42 |
- габаритная | 0.86 |
Высота габаритная (без мачты), м | 2.80 |
Запас, л: | |
- топлива стандартный | 680 |
- воды | 150 |
Мощность максимальная, л.с. | 2x300 |
Скорость, уз (км/ч) | 38 (70) |
Это канадский проект многофункционального, многоцелевого катера — для рыбалки, дайвинга, разъездов, патруля, какого угодно применения из числа профессиональных. Сравнивать его с американскими прогулочными яхтами из стеклопластика смысла нет по определению — это совершенно другой катер. Его тип сложился из условий эксплуатации в северных районах Канады. В зависимости от планировки вместимость достигает 12 чел. В основу положена практичность и технологичность, поэтому некоторые элементы сознательно упрощены. Толщина алюминиевой обшивки — 5-6 мм, очень мощный набор и конструкция привального бруса, вес корпуса — 2.2-2.5 т. Если потребуется, можно и по камням пройтись, и к необорудованному берегу смело подойти. Изначальным предназначением судна была доставка вахт на шельфовые буровые платформы.
Вышки стоят в море на расстоянии 20-50 миль от берега, и доставка экипажа должна выполняться в любую погоду, поэтому проектная концепция предусматривала возможность хода с высокой скоростью по морской волне. По европейской классификации его район плавания соответствует категории открытого моря "В". Проект купили у канадцев целиком. Это представляется более выгодным со всех сторон, особенно если ориентироваться на конечный результат. Все детали доведены до ума, подходят друг к другу. Можно было бы, безусловно, сэкономить на конструкторских работах, и разработать проект собственными силами, но проблемы тогда возникли бы неизбежно — где-то нестыковка, где-то вырез забыли сделать... А этот проект уже был готов, и все мелкие конструкторские ошибки в нем исключены. Нам было важно построить судно как можно быстрее, а тут сборка корпуса заняла всего полтора месяца.
Катер сугубо глиссирующий, скорость достигает 38 уз. Форма днища специфическая, немного напоминающая "морской нож" Пейна. От форштевня к транцу по килю проходит треугольная расширяющаяся лыжа. Сильнокилеватые наклонные участки днища (местный угол килеватости на транце — 25°) переходят в широкий брызгоотбойник. Небольшая волна до 2 баллов будет преодолеваться легко, с минимальным ударом, на более высокую высокобортный корпус уже начнет плавно всходить. На транце приварен развитый кронштейн для установки пары подвесных моторов по 225 л.с. каждый. Есть версии и со стационарными двигателями (дизели, водометы), хотя данный образец строится именно под подвесники — их проще заменить, можно установить и более дешевые подержанные, а вкладываться в стационарные пока рискованно — цена катера и без того не маленькая — 110 тыс. евро. Топливная экономичность дизелей вряд ли будет существенным доводом в их пользу, поскольку стоимость дизеля такой мощности с поворотной колонкой почти на порядок превысит стоимость обычных подвесников.
Основное преимущество (кроме прочной конструкции и высокой мореходности) — наличие просторной закрытой рубки, полностью остекленной, с отопителем — под северные широты. Ради максимального внутреннего объема урезано палубное пространство, используется оно изредка, только при швартовке. Климат в Канаде такой же, как и у нас, вы понимаете, поэтому судно прекрасно подойдет к нашим условиям. Перспективы сбыта в России — это только вопрос цены. А она высока. Мы сознательно пошли по пути достижения наивысшего бескомпромиссного качества. Алюминий корпуса, иллюминаторы, покрытия, не говоря уже о навигационном и прочем оборудовании — все привозное, от известных мировых производителей, ни одного винтика не заказываем в России. Зачем? Мы все это уже проходили. Экономия все равно будет копеечная, а сомнения в должном качестве сразу возникнут — что-то потечет, заржавеет, отклеится. Качественного оборудования у нас не производят, согласитесь.
Определенные сомнения со сбытом у нас есть. Те, у кого достаточно денег, скорее всего, для личных целей возьмут красивую "мыльницу". Возможно, нами заинтересуется корпоративный клиент. Именно для проверки реальных направлений сбыта и был построен этот пробный вариант. С интерьерами особо мудрить пока не собираемся, сделаем, так сказать, промежуточный вариант — аккуратный, с отделкой красноде-ревыми реечками, но без излишеств. Элементы роскоши вообще непрактичны, а на подобном катере просто не нужны. Даже красить не собираемся. Можно было бы покрасить корпус так, как он есть, зачистив предварительно дефекты, но особого смысла в этом нет. Крашеный корпус по-хорошему надо выводить шпаклевкой,дело это долгое, месяца на два, дорогое и в данном случае неоправданное. Решили просто оставить корпус некрашеным. Палубу вот оклеим нескользящим покрытием.
Просторный кормовой отсек будет занят алюминиевым топливным баком, литров на 600-700. Будут еще две цистерны — питьевой воды и сточная. В салоне рубки — места водителя и штурмана, стол по левому борту и камбуз по правому. Обеденный уголок может трансформироваться в спальный, еще пара спальных мест и гальюн есть в небольшой носовой каюте. На крыше рубки достаточно места для бортовой надувной шлюпки, спускаемой с помощью кран-балки. Все спрашивают про выносной пост управления, так вот: его там не будет — незачем. Мода на флайбридж пришла от американских "карибских" катеров, а там все по-другому. Во-первых, это удовольствие для хорошей погоды, во-вторых, при подходе к берегу выносной пост полезен только на чистой прозрачной воде, а у нас ни того, ни другого в стране практически нет. Непроницаемые переборки в корпусе отсутствуют, поэтому шлюпка на крыше рубки — не роскошь, а требование безопасности. Предусматриваются и прочие средства спасения, как того требует ГИМС — именно с их учетом и задуман этот катер.