В №182 "КиЯ" сообщалось о постройке на оз. Севан копии армянского киликийского парусника XIII в. и возможной экспедиции на нем по морским торговым маршрутам средневековья. Был ли реализован этот проект?
В ноябре 2004 г. члены клуба "Айас" вернулись из экспедиции на реконструированном по манускриптам и миниатюрам паруснике "Киликия" — так он назван. За три месяца корабль прошел древним торговым маршрутом по Средиземному морю от Поти до Венеции, где судно будет зимовать.
На будущий год экспедиция продолжит свой путь вокруг Европы до Амстердама. При постройке этого судна, которая длилась в общей сложности 10 лет, использовались такие же материалы и приспособления, что и в XIII в. На "Киликии" имеются лишь древние навигационные инструменты и предметы быта, в том числе одежда членов экипажа, которые имитируют жизнь средневековых армянских мореходов и купцов. Цель похода — изучение и демонстрация взаимопроникновения культур Востока и Запада.
Клуб "Айас", начиная с 1985 г., организовал 15 выставок, на которых демонстрировалось 5000 всевозможных предметов, рассказывающих о морских походах армянских купцов.
Клуб является членом Общества морских исследований, Международной комиссии по морской истории и Международной парусной организации яхтсменов-инвалидов.
Карен Балаян, президент клуба "Айас", капитан "Киликии"
В №172 "КиЯ" В. Косматых, гл. конструктор клуба "Партикулярная верфь", рассказывал о реконструкции первого русского военного корабля "Орел". Нельзя ли узнать о его дальнейшей судьбе?
В 1996 г. петербургский предприниматель С. М. Власов, заинтересовавшийся историей первого российского парусного военного корабля — трехмачтового фрегата "Орел", решил построить его реплику, близкую к подлиннику хотя бы по внешнему виду. (Был исторический "Орел" заложен в 1667 г. на верфи в с. Дединово Коломенского уезда на р. Ока; построен Я. Полуектовым и С. Петровым. На фок- и грот-мачтах нес прямые паруса, на бизань-мачте — косой. Его длина — ок. 24.5 м, ширина — 6.4 м, осадка — 1.2 м.)
С этой целью и был организован клуб "Партикулярная верфь", который приступил к строительству корабля. Автором проекта стал В. Косматых; проектно-конструкторская группа фирмы "Старлит" разработала несколько вариантов общего расположения судна, которое могло бы эксплуатироваться как учебное или морской музей, совершать прогулки по Неве или работать в качестве ресторана.
Сегодня недостроенный корабль стоит у Васильевского острова, напротив Центрального яхт-клуба в Санкт-Петербурге. Работы по корпусу, металлоконструкциям доведены до 95%-ной готовности. Изготовлены мачты, блоки, бегучий и стоячий такелаж, сшиты паруса. Однако из-за гибели С. М. Власова и нехватки финансирования "Партикулярная верфь" перестала существовать, работы приостановлены.
Нынешний владелец "Орла" предлагает принять участие в его достройке и открыт для деловых контактов с заинтересованными лицами и организациями. "Орел", несомненно, может стать еще одним морским символом Петербурга и сделать честь и его строителям, и городу.