Основные данные катера "Freerider-490-jet"
Длина габаритная, м | 4.9 |
Ширина габаритная, м | 2.0 |
Высота борта на миделе, м | 0.7 |
Масса корпуса с оборудованием, кг | 150 |
Масса порожнем, кг | 290 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Наибольшее удаление от берега, м | 3000 |
Допустимая высота волны, м | 1.0 |
Мощность двигателя, л.с. | 72-120 |
Базовая цена, руб. | 699 000 |
Сплошь и рядом мы видим примеры, когда катер или яхта приобретаются как атрибут престижа и используются лишь в выходные дни на небольшой акватории вблизи стоянки. Сопоставьте затраты на содержание такого судна с количеством проведенного на воде времени — можно ли считать подобный отдых полноценным? А ведь благодаря катеру или яхте удается забраться в самые живописные места дикой природы по неизведанному — "секретному" — фарватеру, стоит только их спустить с трейлера на воду как можно ближе к месту отдыха и помчаться настолько далеко, насколько позволят запасы топлива, осадка судна и знание этого самого фарватера. Тем более что наша страна имеет одну из самых разветвленных речных систем в мире. Правда, не ко всем ее участкам легко подобраться, особенно за скоротечное время летнего отпуска.
Для подобного мобильного отдыха в необитаемых местах нужен вместительный, но нетяжелый катер, чтобы его можно было буксировать за легковым автомобилем без специальной категории в "правах" и спускать на воду в не самых приспособленных для этого местах. Катер с минимальной осадкой, без единой выступающей части под днищем, остойчивый и безопасный, быстроходный и экономичный, при том еще и достаточно мореходный, чтобы успешно преодолевать разливы и водохранилища с их коротким крутым волнением. Катер, который можно хранить в стандартном гараже или на автостоянке рядом с автомобилем, чтобы при первой возможности воспользоваться им.
Сегодня появилась компания "Windwild" из Уфы, которая производит катера "Freerider-490-jet" для приверженцев подобного досуга. В этих судах впервые соединены основные черты речного "вседорожника":
- малая масса — полностью снаряженное судно длиной 4.9 м весит всего около 290 кг с движителем (аналогичный по вместимости пластиковый корпус без мотора потянет на 350450 кг и выше);
- малая осадка и защищенность движительного комплекса — катер оборудован оригинальным водометным движителем из нержавеющей стали и титана;
- быстроходность — четырехтактный бензиновый двигатель мощностью от 70 до 120 л.с. обеспечивает скорость до 90 км/ч;
- экономичность — расход топлива на крейсерской скорости — около 12 кг/ч;
- безопасность — тримаранная форма обводов корпуса (при отсутствии под днищем выступающих травмоопасных деталей) обеспечивает повышенную остойчивость и мореходность, а наличие гидролыжи — минимальную осадку;
- просторный кокпит, вмещающий до шести человек (объем салона больший, чем у "Амура" при меньших внешних габаритах) хорошо защищает от встречного ветра и брызг.
Новая разработка родилась не на пустом месте. В середине 70-х группа энтузиастов из Уфы, имеющая отношение к высокотехнологичным авиапромышленным производствам, занялась усовершенствованием катера для досуга. Условия эксплуатации малых судов в этом регионе — удаленность мест отдыха от города, мелководье, отсутствие заправок и одновременно наличие водохранилища, засоренного топляками, с нередко неожиданно возникающей высокой волной — диктовали достаточно жесткие требования к проекту. Проработки оптимальной конструкции корпуса и движительного комплекса предшествовали появлению катера "Freerider-490-jet". При выборе формы корпуса был учтен опыт эксплуатации как серийных судов, так и реализованных по единичным проектам тех лет, от простых килеватых до комбинированных с тримаранными обводами. Непревзойденным чемпионом по ходовым качествам и остойчивости на протяжении всех этих лет была признана "Радуга-41" Ю.Зимина. Однако появление в стеклопластиковом производстве новых высокопрочных материалов с широкими формообразующими возможностями позволило создать улучшенные обводы корпуса, оптимизированные под водомет собственного производства. Для существенного снижения веса корпуса при тех же прочностных характеристиках были использованы достижения в технологии изготовления современных высокопрочных армирующих материалов.
Нужно отметить, что в параметрах судов, отформованных из армирующих материалов различной структуры, есть отличия. В одном случае — при использовании стекломатов (у которых не нормируется такой показатель, как прочность на разрыв) — изготовление катера может стать менее трудоемким, но вес будет достаточно большим. В другом случае — при сочетании высокопрочных тканых армирующих материалов и сферокора (заполнитель для трехслойных композитов) — трудоемкость и себестоимость изготовления корпуса катера окажутся значительно выше, но правильно выбранное соотношение веса и прочности позволит существенно улучшить многие его характеристики за счет тщательной проработки конструкции корпуса. Именно таким способом удалось снизить массу корпуса нового катера до 150 кг. Чтобы удержать его стоимость в конкурентных рамках, была сделана ставка на специализированное непрерывное производство армированного пластика. Подобные технологии применяются при производстве корпусов больших яхт (см. "КиЯ" №191), конструктивные узлы которых испытывают высокие напряжения. Использование новых технологий и материалов еще вчера было оправданно по затратам при производстве только спортивных катеров, но теперь эти разработки стали общедоступными, и катер с легким корпусом, изготовленным на высокотехнологичном производстве, несмотря на его относительно высокую стоимость, на деле окажется более экономичным — примет большую полезную нагрузку либо сэкономит топливо при ходе налегке, не говоря уже о преимуществах его хранения и транспортировки.
Нельзя не упомянуть и о движителе. Сегодня мы, к сожалению, можем по пальцам одной руки перечислить отечественных производителей, комплектующих свои катера водометными движителями, качество и эффективность которых существенно ниже среднемировых. Поэтому нельзя не порадоваться за уфимцев, которые разработали и реализовали собственную конструкцию. Их водометы отличают высокая точность геометрии рабочих лопаток и практически нулевой благодаря высоким технологиям производства зазор между водоводом, изготовленным из стеклопластика и полированной нержавеющей стали при высоком качестве внутренней поверхности, и импеллером. Это определяет эффективность дви-жительного комплекса и, как следствие, его высокие скоростные показатели и экономичность. Преимущества катеров, оснащенных подобными движителями, хорошо известны: это высокая проходимость (минимальная глубина для "Freerider-490-jet" — всего 20 см), защищенность рабочего колеса от ударов о топляки и камни, пониженный центр тяжести всего двигательно-движитель-ного комплекса, положительно влияющий на маневренные качества и безопасность судна.
Все это позволяет говорить о катерах "Freerider-490-jet" как о мобильных и мореходных речных "авто", которые способны сделать вас более свободными при выборе мест отдыха на воде. Их оценят и те, кто долгое время мечтал освоить лишь ему известные уголки первозданной природы, и те, кто хочет избежать больших сопутствующих расходов и забот.
В последующих публикациях мы планируем познакомить вас более подробно с продукцией компании "Windwild".