Сейчас существуют семь номинаций, в которых вручаются эти премии: три — лучшим моторным судам (длиной от 23 до 32 м, от 32 до 43 и свыше 43 м), две — парусным судам (длиной от 23 до 36 м и более 36 м) и еще две премии присуждаются за лучший интерьер моторного и парусного судна соответственно (довольно часто бывает так, что лауреаты "интерьерных" премий не совпадают с победителями в основных номинациях). Отдельно существует награда "За вклад в развитие яхтенной индустрии". В 2004 г. эта награда нашла своего героя в лице Фабио Перини, создателя и руководителя верфи "Permi Navi", одного из наиболее значимых предприятий в области создания крупных и особо крупных парусных яхт.
При создании своих парусных шедевров синьор Перини руководствуется принципом — самая крупная яхта должна легко управляться одним человеком. Как бы напыщенно это ни звучало, но реализация данного принципа ему, похоже, вполне удается. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать на ежегодном "кубке миллионеров" — регулярном соревновании яхт, построенных "Permi Navi", проводимом вблизи о. Сардиния. Одним из "фамильных" признаков парусных яхт, строящихся на "Perini Navi", является флайбридж, летучий мостик — типичная деталь архитектуры моторных средиземноморских яхт. Пока никто другой из крупных яхтостроителей не рискует широко внедрять этот элемент в конструкцию своих парусников. Летучий мостик существенно повышает удобство управления парусным судном: простираясь на всю ширину яхты, он сосредоточивает на себе все органы управления, избавляя от них верхнюю палубу, в отличие от цепочки двух (или даже трех!) последовательно протянувшихся друг за другом кокпитов, типичных для многих крупных парусных яхт других производителей. Такое решение повышает как обитаемость яхты, полностью "разводя" между собой отдыхающих гостей и занятый делом экипаж, так и удобство для рулевого, с верхнего поста полностью контролирующего все происходящее на борту судна.
Основные данные яхты "Y3K"
Длина, м: | |
- максимальная | 28.55 |
- по КВЛ | 24.69 |
Ширина, м | 6.40 |
Осадка, м | 4.72 |
Балласт, т | 17 |
Водоизмещение, т | 42.5 |
Площадь парусности, м2 | 386 |
Главный двигатель "Сummins", л.с. | 250 |
В чем-то схожих принципов при создании парусного судна придерживается и Лука Бассани (о его яхтах "Wally" мы уже писали неоднократно), чья лодка "Y3K" стала обладательницей премии "Лучшему парусному судну длиной от 23 до 36 м". Один из них — лодка должна быть комфортабельным крейсером с гоночными ходовыми качествами и при этом управляться минимумом людей. Подобное пожелание отразил в своем письме заказчик — известный гамбургский яхтсмен Клаус-Петер Оффен, добавив, что яхта должна выдерживать 10-балльный шторм в Северной Атлантике. Клаус-Петер до сего момента владел 68-футовым "Swan", прошел на нем десятки тысяч миль и потому хорошо представлял себе, какой должна быть его новая лодка. Название ее претенциозно — аббревиатура "Y3K" расшифровывается как "3000 год", намекая на передовые конструкцию и внешний облик яхты. Обводы и парусное вооружение 94-футовой (28.5 м) яхты спроектированы Германом Фрерсом, который проектирует и яхты "Swan". Она построена из сэндвичевого углепластика (используются препреги фирмы "High Modulus") с наполнителем в виде сот из волокна "Nomex" выше ватерлинии и плотного пенопласта — ниже ее. Для снижения водоизмещения использовались самые экстравагантные методы — от сэнд-вичевых элементов внутренней отделки (планки вишневого дерева, наклеенные на номексовые соты) до титановых дельных вещей. Углепластик также широко используется в интерьере яхты, что, в итоге, позволило довести водоизмещение до 42 т. Это обеспечило лодке довольно высокую для крейсерского судна энерговооруженность: 9 м2 парусности на тонну водоизмещения. При этом яхта с конструктивной точки зрения представляет собой для верфи "Wally Yacht" определенный шаг назад — она, к примеру, не оборудована отклоняемым килем (установлен обычный плавниковый киль с бульбом), лебедки стоят открыто на палубе, что уже нетипично для парусников этой марки.
Хозяин яхты собирался сам управлять ею как в гонках (а для яхт "Wally" существует отдельная зачетная группа на ряде известных мировых регат), так и в крейсерском плавании; два единственных штатных члена команды должны служить в качестве кока и боцмана. Подобное требование предопределило планировку верхней палубы, разделенной, по словам заказчика, на "два с половиной кокпита".
Почему два с половиной? Потому что центральный кокпит разделен на две части: просторную "гостевую", с раскладывающимся посередине столиком, и крохотную "рулевую" — с двумя побортно расположенными штурвалами и пультами управления, контролирующими три шкотовые и две фаловые электрогидравлические лебедки. Все управление яхтой в крейсерском плавании сведено к нажатию кнопок (кстати, погона гика-шкота здесь тоже нет) и полностью доступно одному человеку (помощь второго требуется разве что при швартовке), рифление парусов также осуществляется непосредственно из кокпита. На серьезные гонки, впрочем, гости не ходят, а все роскошные подпалубные помещения набиваются интернациональной командой аж из 18 "горилл" — в этом случае вместо электрогидравлических лебедок стаксель-шкотов, пара которых расположена на комингсах "гостевого" кокпита, используются обычные механические "Harken Racing" (одна пара установлена сразу позади рулевого и еще одна — ближе к корме). В корме есть еще один большой кокпит — Terrace on the Sea, как назвали его создатели яхты, предназначенный для расслабленного отдыха (по сути это просто большая лежанка), имеется здесь и выдвигающаяся из транца купальная платформа.
Своеобразна и подпалубная планировка "Y3K". Половина яхты в корму от миделя отдана апартаментам владельца (это именно апартаменты, а не каюта). Две широченные кровати, две душевые комнаты, мини-офис, домашний кинотеатр "Bang & Olufssen" с динамиками "Bose", вмонтированный в переборку машинного отделения — вот что входит в "хозяйскую" часть яхты. Каюта великолепно освещена благодаря большой площади иллюминаторов. От утилитарной лаконичности дизайна предыдущих "Wally" не осталась и следа — плоские поверхности господствуют по-прежнему, но отделка смотрится куда более шикарной за счет изобилия натурального дерева. В центре судна — большой салон, свободно вмещающий десять человек (он тоже оборудован домашним кинотеатром "Bang & Olufssen" с 30дюймовым плазменным экраном "Sharp"), камбуз с барной стойкой по левому и штурманский стол — по правому борту. Дальше в нос — две побортно расположенные гостевые каюты, еще дальше в нос — каюта экипажа с небольшим салоном.
В отличие от предыдущей модели "Wally" ("КиЯ" №194), здесь ни о какой демократии в планировке нет и речи — каюта экипажа полностью изолирована от остальных подпалубных помещений, а вход в нее осуществляется через отдельный палубный люк (по такой схеме выполняются многие моторные яхты длиной 60—70 футов, например, опробованная нами недавно "Baia 63", см. "КиЯ" №197). Любопытно, что одной из причин, заставившей Петера-Клауса изменить яхтам "Swan", стал... определенный консерватизм финской верфи, проявленный при создании подпалубных помещений. "Хотелось чего-то более легкого, светлого и просторного", — так объяснил он свой выбор в разговоре с нашим корреспондентом. Надо еще отметить, что многие массивные детали интерьера (в частности, пресловутые кинотеатры) легко демонтируются, позволяя за два часа превратить добротный и комфортабельный крейсер едва ли не в гоночную "мыльницу", подходящую для соревнований по системе гандикапа IRC (идея, по-видимому, заимствованная у яхты "Mari-Cha III").
Парусное вооружение "Y3K" состоит из грота, большой генуи, двух стакселей, геннакера и спинакера. Все паруса — типа 3DL на основе уг-леволокна. Яхта вооружена бермудским шлюпом, ее 41-метровая гибкая мачта поддерживается четырьмя рядами краспиц. Ради надежности в экстремальных ситуациях владелец отказался от закруток грота в гик или мачту (по этой же причине лодка обзавелась обычным килем вместо отклоняемого), поэтому яхта оснащена широким гиком типа "Park Avenue" и системой "Lazy Jack". Парусное вооружение отличается, по словам владельца, высокой эффективностью как в слабый ветер, так и сильный. Нам были приведены такие цифры: при ветре 2.5 м/с лодка развивала скорость 5 уз в полный бейдевинд и даже под одной генуей (196 м2) она сохраняла способность идти круто к ветру (до 45°). В крепкий ветер (15 м/с) яхта, как утверждает Клаус-Петер, идет как по рельсам, совершенно не ощущая встречного волнения и не испытывая ни малейшего желания приводиться на сильных (до 25 м/с) его порывах.
Подобные качества лодки — комфортабельность крейсера и быстроходность гонщика со своеобразным дизайном интерьера и внешнего облика, элегантной и легкоуправляемой одним человеком, заслуженно позволили проекту "Wally 94.2" получить награду "Лучшей парусной яхте длиной до 36 м".
Основные данные яхты "Maria Cattiva"
Длина, м: | |
максимальная | 39.92 |
по КВЛ | 28.90 |
Ширина, м: | 7.98 |
Осадка, м | 3.79 |
Водоизмещение, т | 180 |
Площадь парусности, м2: | |
- грот | 376 |
- стаксель | 146 |
- балун | 378 |
Главный двигатель, л.с. | 640 ("MTU/DDC 8V 2000 M70") |
Экипаж, чел. | 20 |
В номинации парусных лодок свыше 36 м внимания жюри удостоилось судно, во всех смыслах представляющее собой прямую противоположность "Wally". Ультрасовременный модерн здесь сменился строгой классикой, композиты — деревом и алюминием. Первое место в номинации "Лучшая парусная яхта длиной свыше 36 м" завоевала элегантнейшая лодка датской верфи "Royal Huisman" — тендер "Maria Cattiva".
Необычна судьба этой яхты — вначале ее заказчик строил 43-метровый шлюп с классическими обводами "Alejandra" по проекту Брюса Кинга на испанской верфи, которая в ходе строительства обанкротилась и закрылась. Тогда заказчик, крупный предприниматель из Дании, обратился на "Royal Huisman" с предложением создать для него похожую лодку. Брюс Кинг спроектировал яхту, которую сам же охарактеризовал словами "современная классика". К сожалению, при ее строительстве возникли финансовые сложности уже у заказчика, так что ее владельцем стал совсем другой человек, известный шведский яхтсмен и бизнесмен, который, по его же словам, влюбился еще в так и не непостроенную "Alejandra" и счел буквально знамением свыше возможность вступить во владение ее наследницей.
"Maria Cattiva" выполнена из алюминия — материалом корпуса послужил сплав "Alustar", хотя внешне очень трудно отличить ее от подлинных деревянных классических тендеров конструкции, например, Н.Херрешофа. Лодка имеет плавные очертания с очень большими носовым и кормовым свесами, двумя надстройками и двумя же сильно разнесенными по длине кокпитами. Центральная надстройка накрывает собой приподнятый салон, кормовая — каюту владельца. Главный кокпит с большим раскладным столом почти по всей его длине отдан гостям, кормовой кокпит функционально разделен на две части: в кормовой оконечности размещен штурвал со стильным нактоузом перед ним, носовая часть предназначена для семьи владельца яхты, который, будучи заядлым яхтсменом, собирается сам стоять за штурвалом. Шесть массивных шкотовых лебедок "Rondal" (дочерней фирмы "Royal Huisman") расположены побортно между кокпитами.
Вопреки классическому виду судна его мачта вполне модерновая — сделана из углепластика, так же как и ее гик типа "Park Avenue". Под стать ультрасовременному рангоуту и грот — полностью со сквозными латами, что придает судну довольно высокие ходовые качества (сообщается о крутизне хода в бейдевинд до 40° — очень неплохо для лодки почти с традиционными обводами и длинным килем). Парусное вооружение сильно компьютеризировано — это, впрочем, уже становится нормой для яхт, построенных на "Royal Huisman". На "Maria Cattiva" (название, кстати говоря, дано по имени жены владельца и имени... ее скаковой лошади, хозяйка — заядлая наездница) в ходовой рубке установлены два компьютера, на один из которых постоянно поступает поток видеоданных с четырех камер, жестко закрепленных на рангоуте и контролирующих состояние мачты, парусов и такелажа.
В дополнение к этим камерам существуют еще три — две в машинном отделении и одна рядом с дизель-генератором, они помогают дистанционно контролировать ситуацию в этих отсеках. Один из этих двух компьютеров используется для навигационных целей, второй осуществляет в основном контрольные и тревожные функции — он получает информацию не только от видеокамер, но и от многочисленных датчиков, встроенных в такелаж и рангоут судна. Еще пара компьютеров стоит на открытом посту рулевого в кормовом кокпите — один отображает навигационную обстановку и экран радара, второй опять же используется как система раннего предупреждения о возможных проблемах и неполадках.
Особо стоит сказать об интерьере "Maria Cattiva" (за которые лодка удостоилась еще и премии "За лучший интерьер парусной яхты"). Внутренней обстройке своих яхт на "Royal Huisman" всегда уделялось особое внимание — взять хотя бы описанные нами ранее "Borkumriff IV" и "Athena". Не стало исключением и новое судно. Основную идею интерьерного стиля лодки подсказали две вещи — классический облик самой яхты в целом и обилие мягких и плавных закругленных линий в ее наружных формах. Поэтому мебель, планировка салона и кают — все выполнено из нескольких сортов красного дерева по изящным лекальным линиям.
Главной задачей дизайнера было создание гармонии — гармонии интерьеров с внешним обликом лодки, интерьеров и человека, чтобы довольно крупное судно не давило своим величием. Скажем сразу — эта задача успешно решена, интерьеры яхты напоминают нечто среднее между жилищем британского джентльмена и загородным клубом, означенным джентльменом посещаемым. Сама по себе планировка достаточно стереотипна: в корме — большие апартаменты владельца и две гостевых каюты. В центре лодки — большой салон и камбуз с баром, в носу — отсек штатной команды (несмотря на высокий уровень автоматизации яхты, ее численность — восемь человек). Подробно описывать словами интерьеры этого судна — занятие не очень благодарное, лучше посмотреть на фотографии.
Как уже говорилось выше, яхта компьютеризована. В отличие от большинства судов, и само "развлекательное" телерадиооборудование на ней выполнено на базе обычных компьютеров (все они — марки "Compaq"). В соответствии с современной модой, музыкальная система способна проигрывать не только традиционные CD- и DVD-диски, но и MP3-файлы, которые хранятся на центральном "развлекательном" сервере яхты. Мощность его достаточна для того, чтобы одновременно обслуживать все четыре мультимедийных компьютера, установленных в салоне, хозяйской и гостевых каютах, обеспечивать спутниковый доступ в интернет и работу электронной почты, а также факса. Характерно, что и серверы, и оконечные компьютеры работают под управлением ОС Windows 2000 — в отличие от ряда современных яхт, где локальная сеть функционирует на базе ОС Linux. С нашей точки зрения, решение "Royal Huisman" вполне оправданно и позволяет свести к минимум расходы на обслуживание компьютерной сети. Любопытно, что для дистанционного управления оконечными компьютерами применены переносные планшетные компьютеры (Tablet PC) с беспроводной связью.
Такой вот получилась "Maria Cattiva": классическая яхта начала XX в. снаружи, ультрасовременное судно XXI в. — по своей внутренней начинке. И вновь, как и в прошедшем году, строгое жюри, вручая премию коллективу верфи "Royal Huisman", отметило, что именно сочетание опыта судостроителей прошлого с современными технологиями позволило ей создать исключительно красивое и гармоничное судно.
А среди номинантов 2005 г. в этой категории опять значится лодка от "Royal Huisman": на этот раз "Athena". Конкуренцию ей составит наша любимица — вертолетоносная "Tiara". Кто победит? Будем ждать ответа на этот вопрос...