Действительность, однако, оказалась куда хуже: лишь в трех олимпийских классах наши гонщики смогли войти в первую десятку и ни разу — в шестерку лидеров. Подобное выступление нельзя расценивать иначе, как провал. И поэтому вместо запланированного подробного репортажа о ходе гонок в Афинах мы решили попытаться проанализировать причины поражения, рассмотрев ход подготовки наших яхтсменов и их отбора в сборную страны.
Предлагаем вниманию читателей сокращенную запись беседы с главным тренером олимпийской сборной РФ по парусному спорту, заслуженным мастером спорта Владиславом Ивановичем Акименко.
— Владислав Иванович, прежде чем говорить о событиях самой Олимпиады, давайте вернемся немного назад и попытаемся проанализировать уровень готовности нашей сборной. Что вы можете сказать о ходе ее подготовки к Играм?
— Подготовка проходила до начала лета абсолютно нормально. Последние годы в сборной, что называется, "пошел результат" — появились призеры чемпионатов мира и Европы, стали улучшаться позиции в рейтингах ISAF. В начале олимпийского цикла нами была разработана программа подготовки к Олимпийским играм, ее утвердил Госкомспорт, Олимпийский комитет России и президиум ВФПС. К сожалению, на завершающем этапе подготовки она оказалась сломанной рядом непродуманных и волюнтаристских решений. Но об этом стоит сказать отдельно.
— А как вообще комплектуется сборная страны?
— К сожалению, советская система подготовки яхтсменов сейчас практически утрачена. Раньше существовал механизм набора детей в спортшколы, их обучения и последующей подготовки квалифицированных спортсменов, который постепенно подводил их к высшему уровню, с учетом которого и велся их отбор в сборную. Как следствие, в команде появлялись яхтсмены примерно с одним уровнем подготовки (тактической, технической, физической и т.д.), примерно одного "качества", хотя, конечно, с разными врожденными способностями. Перед тренерами сборной команды стояла задача довести их до уровня мировой элиты. Сейчас этой системы нет. Нет школы как таковой. Раньше мы в сборную спортсменов отбирали (из немалого числа близких по своим возможностям кандидатов), а нынче набираем в нее. Улавливаете разницу? В итоге к нам приходят пусть достаточно одаренные и талантливые люди, но зачастую имеющие серьезные пробелы в яхтенном образовании. Тренерам сборной приходится работать и за СДЮШОР, и за ШВСМ, компенсируя те ступеньки существовавшего ранее спортивного образования, которые сейчас не все успевают пройти. Сильно растягивается время подготовки спортсменов до мирового уровня уже в сборной команде.
— А как обстоит дело у наших зарубежных конкурентов?
— После развала СССР по разным причинам за границу уехала работать большая часть наших лучших специалистов и тренеров: Валентин Манкин, Виктор Коваленко и другие. Они и привнесли в зарубежную практику подготовки яхтсменов многое из того, что существовало в Союзе. Вот парадокс: у нас эта старая методика почти уничтожена, у них вовсю развивается.
— Что конкретно вы имеете в виду?
— Систему централизованной круглогодичной подготовки спортсменов, когда члены сборной команды и ее резерва тренировались на воде более 300 дней в году. Зарубежные спортсмены (здесь я говорю о европейцах) тогда, как правило, тренировались лишь сезонно — с марта—апреля по октябрь—ноябрь. Остальное время они занимались своими делами — работали, учились. Теперь все меняется. Например, олимпийские чемпионки в классе "470" — офицеры греческих ВМС. Практически вся сборная Италии (после прихода в нее В.Манкина) — это офицеры или военно-морских сил, или финансовой гвардии.
Соперники в полную силу используют наработки советской системы по специальной подготовке, а у нас фактически — едва ли не доморощенная кустарщина, когда, утеряв связь поколений, а главное -коллективный опыт, каждый тренер или спортивный руководитель изобретает велосипед и занимается со своим экипажем в меру собственных сил, знаний и финансовых возможностей. Помимо индивидуальных ошибок и просчетов (что исключалось, когда все тренировали своих подопечных сообща и совместно разбирали ход подготовки), сюда еще нужно приплюсовать отсутствие серьезной ответственности за успех или неудачу экипажа...
— Но ведь и раньше нечто подобное существовало на Западе — скажем, тот же "Pen Duick" Эрика Табарли был учебным судном французских ВМС, и на него призывались новобранцы именно для обучения парусному спорту?
— Да, но до конца прошлого века это были все-таки исключения. Сейчас подобная практика стала правилом почти во всех европейских странах. Все ведущие гонщики являются, как у нас принято говорить, "освобожденными", получают завуалированную зарплату в виде денежного довольствия офицеров вооруженных сил, выслуги, льготы, пенсии и т.д.
— А у нас, напротив, парусный спорт исключается из числа приоритетных для спортклубов ВМФ?
— Не совсем так. Периодически выходил приказ, в котором перечислялись культивируемые в ВМФ России виды спорта. В силу халатности и некомпетентности людей, готовивших очередной приказ, парусный спорт просто забыли включить в список, и он из этого перечня исчез.
— Так каков же критерий отбора в сборную?
— Уровень мастерства спортсмена и его потенциальные возможности. Конечно, важным является и наличие у спортсмена качественной материальной части. Правда, это не единственный момент, но очень существенный. Централизованной системы закупки яхт, парусов и другого снаряжения для лучших гонщиков страны (уровня сборной), как это было в СССР, нет. Экипажи приобретают снаряжение практически целиком за счет регионов, спонсоров или самостоятельно. Поэтому владелец яхты (если это не сам спортсмен) оказывает влияние на подбор экипажа, что, к сожалению, не всегда отвечает спортивным интересам сборной, зато хорошо работает на удовлетворение чьих-то местных или личных амбиций. Более того, даже лодки, оставшиеся после развала Союза в собственности федерации и передаваемые в местные спортивные организации для подготовки спортсменов, потом попросту исчезали — под шумок "прихватизировались", списывались и т.д. Подобное поведение руководителей спортивных организаций абсолютно безответственно — но столь же абсолютно ненаказуемо. Яркий пример этого — класс "Звездный".
— Поэтому в этом классе мы и не получили олимпийскую лицензию?
— Тут множество причин. Но одна из важнейших — именно то, что уровень гонщиков не всегда соответствовал уровню матчасти. Достойные и доказавшие спортивным результатом свое право быть в сборной команде яхтсмены по тем или иным причинам не нравились владельцам судов (у которых были свои приоритеты), и мы не могли дать им яхты, достойные для выступления на чемпионатах мира и Европы.
— Можно ли сказать тогда, что наличие высококачественной яхты — пропуск в сборную страны?
— Вот могу привести почти анекдотичный (но реальный!) пример из недавнего прошлого. Мне позвонили из одного региона (не буду называть, кто и откуда именно) и сообщили о планах покупки яхты "Yngling" (тогда их еще в России не было). На мой вопрос: "А зачем?", ответили: "Зато у нас сразу появляется экипаж в сборной страны". И это при том, что сажать на лодку было некого! И, будь тренеры сборной послабее, такой принцип "отбора" работал бы в полную силу.
— А если говорить о матчасти, то на каком уровне (по сравнению с конкурентами) находится она у нашей сборной?
— Примерно 95% ее не уступает той, на которой выступают ведущие зарубежные спортсмены. Правда, например, экипажу В.Ильенко не хватило денег, чтобы купить перед Олимпиадой новый комплект парусов, и его отсутствие тоже сказалось на результате. Ну еще у мужчин в парусной доске тоже были небольшие проблемы. Но в целом — мы на уровне. На "дровах" на Олимпиаду никто не поехал.
— Еще раз вернемся к отбору уже непосредственно в олимпийскую команду, где в каждом классе от страны может выступать только один экипаж. По каким принципам шел отбор, можно ли считать его объективным?
— Единственный критерий отбора — спортивный результат. Было принято решение — окончательно назвать имена членов команды по итогам весенних чемпионатов (последнего этапа отбора ISAF участников Олимпиады). Вот кто там победит (или займет лучшее место), тот и поедет в Афины. Все спортсмены, включая и тех, кто завоевал России олимпийские лицензии, находились в равной ситуации. Они это знали и к этому готовились. Решение было полностью проведено в жизнь — никаких закулисных интриг. Мы принципиально отказались от других систем отбора, понимая, что идеальных нет, но каждая имеет свои положительные стороны. Кроме того, умение собраться к конкретному соревнованию — тоже показатель мастерства и уровня психологической устойчивости, а на Олимпиаде нужны "бойцы".
— Однако возникают сомнения в справедливости такого подхода, по крайней мере, в классе "Yngling". Что вы можете сказать по этому поводу? Не кажется ли вам, что экипаж Анны Басалкиной мог бы выступить лучше, чем Екатерины Скудиной?
— Вопрос и в самом деле неоднозначный. Скудина на чемпионате мира заняла более высокое место, чем Басалкина. То есть формально мы были обязаны отдать ей предпочтение — согласно принятому решению. Закон суров, но это закон, и, если бы мы начали действовать в обход нами же установленных правил, вызвали бы в команде раскол и посеяли недоверие к тренерскому составу и руководству сборной. Хотя, если говорить откровенно, впечатление от выступления экипажа Анны было лучше — просто сильнее везло Кате. Повторюсь, хотя Анна выиграла у Екатерины практически все старты, лучше шла полными курсами, точнее раскладывала галсы на лавировке, я наступил на горло собственной песне, посчитав, что интегральный спортивный показатель (а именно — более высокое место в итоге) свидетельствовал в пользу Кати Скудиной. Однако, если я и стал впоследствии настаивать на пересмотре этого решения, то только потому, что потом Скудина заболела и примерно месяц не выходила на воду и не тренировалась.
— Но решение о включении в сборную именно ее так и не было пересмотрено?
— Нет. И вот здесь я вернусь к тому, с чего началась наша беседа. Дело в том, что 29 мая 2004 г. президиум ВФПС принял беспрецедентное в истории спорта решение — возложил всю ответственность за ход подготовки сборной непосредственно на президента ВФПС. Это решение было принято формально демократически, но по сути — кулуарно. Я как главный тренер сборной оказался фактически отстраненным от руководства командой и должен был выполнять технические функции с группой консультантов, назначенных президентом ВФПС. В нее попали случайные люди, а квалифицированные специалисты были отстранены. Например, С.А.Машо-вец — тренер, подготовивший целую плеяду чемпионов, включая трехкратного олимпийского чемпиона В.Г.Манкина, был заменен представителем московской ЭШВСМ — администратором, а не тренером-практиком. Такие нововведения привели к тому, что заключительный этап подготовки оказался скомкан.
И, хотя я настаивал на замене Скудиной на Басалкину и впрямую говорил руководству ВФПС, что мы обкрадываем себя на одну медаль, поскольку нельзя выпускать на Олимпиаду гонщика, который в самый разгар сезона пропустил целый месяц тренировок, мое предложение отклонили. К сожалению, худшие опасения оправдались: Катя Скудина на Олимпиаде своим выступлением разочаровала всех и саму себя в первую очередь. Вообще же, она показывала очень хорошие результаты и прогрессировала до тех пор, пока с ней работал Б.Ф.Будников.
После его ухода экипаж расти перестал. Привлечение за два месяца до Олимпиады в качестве тренера для Скудиной И.И.Михайлова, срочно вызванного из США, несколько смягчило ситуацию, но аккредитации на Олимпиаду он не имел, и полноценная работа оказалась смазана, поскольку в олимпийский яхт-клуб Афин доступа у него не было.
Аккредитованный президиумом ВФПС тренер экипажа Скудиной (кстати, директор московской ЭШВСМ) на Олимпиаду не прибыл вовсе. Катины ошибки — как раз следствие нехватки систематической работы высококвалифицированного тренера с экипажем. Ибо со скоростью у нее было все хорошо, и лодка отлично настроена, что удалось сделать Илье Ивановичу, а научить спортсменов не делать грубых тактических ошибок уже в ходе олимпийской регаты не смог бы ни один тренер.
— Кстати (уходя чуть в сторону), а что случилось с дисквалификацией этого экипажа после победного финиша в четвертой гонке? Честным ли вообще было судейство?
— Судейство было честным, но на всех греки давили одинаково — в тех классах, где они имели шансы на победу. В "470" отменялись гонки при ветре уже 7—8 м/с, потому что их девушки подготовились только к слабому ветру и плохо шли в средний и сильный. Активно воздействовали и на поляка, и на других спортсменов в парусной доске, делая все для победы своего кумира Какламанакиса. Но сказать, что целенаправленно прессинговали нашу сборную, я не могу.
Что же касается дисквалификации Скудиной, то надо заметить: если бы она по-другому вела себя при разборе протеста, выиграла бы его безо всяких сомнений. Здесь сказалось опять-таки отсутствие сильного тренерского плеча.
— Почему же тренеров не было рядом?
— После принятия упомянутого решения президиума ВФПС последовал еще ряд некомпетентных действий, погубивших весь план подготовки яхтсменов к играм. Я же не был даже аккредитован в составе команды на Олимпиаде и остался без реальных рычагов управления. При всем том никто мне как тренеру недоверия официально не высказывал, и мой контракт продолжает действовать и по сей день — я по-прежнему главный тренер российской сборной. А на Олимпиаду поехал как турист, зато там были аккредитованы всевозможные чиновники, функционеры и просто "нужные люди". Да и все наши гонщики-одиночки отправились на Олимпиаду без своих тренеров.
— Как такое стало возможно?
— Для ответа на этот вопрос надо вернуться к действующему "Закону о спорте", предоставившему чрезмерно большие права федерациям видов спорта. Сейчас получается вот что: имеется Госкомспорт — государственное учреждение со своим бюджетом. Он выделяет средства Центру спортивной подготовки для проведения учебно-тренировочного процесса и участия в соревнования сборных команд. На средства Госкомспорта выплачивается заработная плата тренерам и спортсменам сборных команд. Однако все абсолютно решения и документы Центра спортивной подготовки (методические, организационные и финансовые) проходят согласования и визируются в федерациях видов спорта — общественных организациях. Более того, главный тренер сборной страны тоже утверждается квалификационной комиссией федерации — при этом квалификацией самой комиссии никто не интересуется, и никакой ответственности за свой выбор члены означенной комиссии не несут. Таким образом, у федераций появляются два мощных рычага управления сборными командами страны: финансовый и организационный. При этом они, будучи организациями общественными, напрочь лишены той ответственности, которую несут (или могут нести) государственные чиновники. Возникает большой соблазн "порулить" сборной, оказавшись поближе к дележу наград в случае успеха команды и оставаясь абсолютно безнаказанными — при ее поражении. И все эти действия и решения прикрываются маской "коллективного мнения" общественной организации. Получается круговая порука коллективной безответственности.
Следствием этого я считаю фатальную ошибку руководства ВФПС, решившего отправить за месяц до Олимпиады команду в горы Словении. Мотивировалось это тем, что продолжительное пребывание в разреженном воздухе способствует насыщению крови красными кровяными тельцами, повышению выносливости и хорошей переносимости физических нагрузок. Однако делать это (если вообще делать!) следовало в другое время, да и вообще — команду нужно было готовить именно к гонкам на Олимпиаде в Афинах, где были невероятно сложные условия. Весь план подхода команды к пику формы, когда должно быть обострено "гоночное чутье", сломался. Индивидуальные планы подготовки спортсменов были скорректированы так, что превалировали не интересы дела, а любые другие, далекие от сути процесса мотивы. Вот для примера: вместо запланированного участия в открытом чемпионате Европы в классе "Лазер" и Варнемюндской регате, где принимали участие 18 сильнейших олимпийцев, Максим Семерханов оказался на учебно-тренировочных сборах в Афинах вместе со спортсменами второго эшелона, а потом "восстанавливался" в Словении на среднегорье.
Говоря о выступлении сборной на Олимпиаде, следует признать: объективные предпосылки по выполнению заданий Госкомспорта РФ были. Они подтверждались спортивными результатами команды накануне Игр. Так, на открытом чемпионате Европы 2004 г. в классе "470" оба российских экипажа завоевали серебряные медали. Высокий результат в июле этого же года показала и А.Басалкина, заняв общее второе место на чемпионате Европы (и первое — среди женских экипажей), но, как я уже сказал, в олимпийскую команду ее не включили.
Так что, если попытаться сформулировать причины, которые привели к нашему провалу на Олимпиаде, я бы поставил их в следующем порядке: срыв программы подготовки в последние два месяца перед Олимпиадой; искусственное "отключение" высококвалифицированных тренеров от спортсменов; полная дезинформация в получаемых прогнозах погоды, но это, скорее, усилиями греков. К сожалению, помимо этих ошибок, вызванных по большей части некомпетентностью отдельных людей, продолжали действовать еще и системные проблемы, во множестве доставшиеся нам в наследство.
— Что именно это за проблемы и видите ли вы пути их решения?
— Основные проблемы — это отсутствие системы воспроизведения резервов; действующее ограничение возраста для учащихся СДЮШОР — его нужно увеличить до 21 года; свертывание на всех уровнях финансирования спортивных школ и учреждений, культивирующих парусный спорт; прекращение производства отечественной матчасти для массового обучения и внутренних соревнований; отсутствие стройной системы национальных классов для подготовки яхтсменов олимпийского уровня и такой же системы внутрироссийских соревнований и системы подготовки тренеров.
При этом, как мне представляется, они могут быть устранены даже в рамках существующего финансирования парусного спорта. Главное: с тактикой коллективной безответственности, когда за принятые "общественностью" решения (и за их последствия) никто не отвечает, пора кончать. К руководству парусным спортом страны (именно спортом, а не одной сборной) должны придти грамотные менеджеры-управленцы, которые могут призвать под наши знамена опытных и квалифицированных тренеров. Очень надеюсь, что с командой вновь станут работать С.А.Машовец,
В.Г.Манкин и другие, уехавшие за рубеж специалисты — все необходимые предпосылки и договоренности для этого есть. А созданная нами кафедра парусного спорта в Академии им. П.И.Лесгафта — и вовсе уникальное учреждение, не имеющее аналогов в Европе. Вопрос только в том, как грамотно распорядиться имеющими ресурсами...
Беседу вел Артур Гроховский
Победители и призеры парусных соревнований XXVIII Олимпийских игр
"470" (мужчины): 1. Поль Фёрстер/Роберт Бёрнхэм (США); 2. Ник Роджер/Джой Гленфилд (Великобр.); 3. Казуто Секи/Кендзиро Тодоро-ки (Яп.) ... 17. Дмитрий Березкин/ Михаил Крутиков (всего стартовало 27 экипажей).
"470" (женщины): 1. Софи Бекатору/Эмилия Цулфа (Гр.); 2. Наталья Виа Дюфресне/Сандра Азон (Исп.); 3. 6. Тереза Торгерссон/Вандела Зариссон (Шв.) ... 8. Влада Ильенко/ Наталья Гапонович (всего стартовало 20 экипажей).
"49er": 1. Ксавье Фернандес/Икер Мартинес (Исп.); 2. Родион Лука/Георгий Леончук (Укр.); 3. Крис Дрэйпер/Саймон Хискокс (Великобр.) (всего стартовало 19 экипажей, россияне участия не принимали).
"Europe": 1. Сирен Сандби (Шв.); 2. Ленка Смидо-ва (Чех.); 3. Сигне Ливберг (Дания) ... 25. Наталья Иванова (всего стартовало 25 гонщиц)
"Finn": 1. Бен Айнсли (Великобр.); 2. Рафаэль Трухильо (Исп.); 3. Матеуш Кушнеревич (Польша) ... 21. Владимир Крутских (всего стартовало 2 5 гонщиков).
"Laser": 1. Роберт Шейдт (Браз.); 2. Андреас Геритцер (Австр.); 3. Василий Збогар (Словен.) ... 26. Максим Семерханов (всего стартовало 42 гонщика).
"Mistral" (мужчины): 1. Гал Фридман (Изр.); 2. Николос Какламанакис (Гр.); 3. Ник Демпси (Великобр.) ... 29. Владимир Моисеев (всего стартовало 34 гонщика).
"Mistral" (женщины): 1. Фостин Мере (Фр.); 2. Юан Юинь (КНР), 3. Алессандра Сенсини (Ит.) (всего стартовало 26 гонщиц, россияне участия не принимали).
"Star": 1. Марсело Феррейра/Торбен Граель (Браз.); 2. Росс Макдональд/Майк Вольфс (Кан.), 3. Паскаль Рамбо/Ксавье Рохар (Фр.) . (всего стартовало 17 экипажей, россияне участия не принимали).
"Tornado": 1. Роман Хагара/Ганс-Петер Штейнахер (Австр.); 2. Джон Лоуэлл/Чарльз Оджелтри (США); 3. Сантьяго Ланге/Карлос Эспиноза (Арг.) ... 9. Андрей Кирилюк/Валерий Ушков (всего стартовало 17 экипажей).
"Yngling": 1. Ширли Робертсон/Сара Уэбб/Сара Айтон (Великобр.); 2. Руслана Таран/ Ганна Калинина/Светлана Матевышева (Укр.); 3. Дорте О. Дженсен/Хеллен Джесперсен/Кристина Отсон (Дания) ... 8. Екатерина Скудина/Диана Крутских/Татьяна Ларцева (всего стартовало 16 экипажей)
От редакции
Говоря о парусной части XXVIII Олимпийских игр в целом, нельзя не отметить два потрясающих результата регаты: Сирен Сандби — в классе "Europe" эта девушка выиграла пять из 11 гонок1! То же самое повторили и гречанки Софи Бекатору и Эмилия Цулфа в классе "470", и теперь все трое номинированы на звание "Лучшая яхтсменка 2004 г."
А Гал Фридман стал самым первым израильтянином, принесшим своей стране золотую олимпийскую медаль, он тоже номинирован на титул "Лучшего яхтсмена 2004 г."
В классе "Tornado" Роман Хагара и Ганс-Петер Штейнахер уже во второй раз стали Олимпийскими чемпионами.
В общем зачете убедительную командную победу одержала сборная Великобритании, увезя с собой две золотые, одну серебряную и две бронзовые медали, наглядно объяснив французам, кто сегодня "правит морями". "Провалились" такие яхтенные страны, как Австралия и Новая Зеландия, зато сильно выступили австрийцы, датчане, канадцы и испанцы. Появились первые награды у израильтян и китайцев, две медали увезла с собой и сборная Украины.
Примечания
1. Во всех классах, кроме "49er", прошло по 11 гонок, результаты худшей выбрасывались. В "49er" были проведены 16 гонок.