Основные данные аппарата "Sailrocket"
Длина, м | 10.0 |
Ширина, м | 8.55 |
Площадь парусности, м2 | 21.8 |
Водоизмещение, кг | 235 |
Конструкция новой лодки основана на принципе, предложенном еще более 40 лет назад профессором Бернардом Смитом (и впервые описанном в его знаменитой книге "The 40-knot Sailboat", 1962 г.). Подъемная сила F, возникающая на парусе, в точности противоположна по силе и направлению гидродинамической силе, возникающей на киле лодки, и находится с ней на одной линии. Таким образом кренящий момент исключается из расчетов, и судно сохраняет неизменное положение относительно вертикальной плоскости при ветре практически любой силы, что позволяет наиболее эффективно использовать его энергию. Профессор Смит окрестил подобные лодки "anti-drift hydrofoil" или "aero-hydrofoil" и впервые попытался на практике реализовать этот принцип в 1963 г. на экспериментальной дистанционно управляемой модели "Little Merrimac". Планы постройки более крупного, уже управляемого человеком судна "Merrimac", увы, остались лишь на страницах упомянутой книги — окончательные расчеты показали, что тогдашние конструкционные материалы не позволяли построить лодку с требуемыми характеристиками...
Внешне "Sailrocket" напоминает проа с установленным на подветренном поплавке парусом, сильно наклоненным на ветер. При движении яхта опирается на две глиссирующие поверхности, расположенные в ДП узкого основного корпуса. Подветренный "парусный" корпус при этом не касается воды, а удерживается над ней за счет подъемной силы, вызываемой наклоненным на ветер парусом и, частично, за счет экранного эффекта, возникающего под особым образом спрофилированным днищем клиновидного подветренного корпуса. Возникающая на парусе сила дрейфа воспринимается одним сильно наклоненным по отношению к вертикали швертом, который по углу наклона более напоминает уже подводное крыло. Пилот (им станет основной инвестор проекта Поль Ларсен) располагается в кормовой части основного корпуса и управляет судном при помощи небольшого руля, работающего синхронно с аэродинамическим рулем, размещенным также на корме.
Весь процесс создания уникального судна (начиная с выбора самой концепции его главным конструктором Малькольмом Барнсли) длился около двух лет, из них почти год ушел на испытания радиоуправляемой модели в масштабе 1:5, на которой практически отрабатывались основные пропорции будущей яхты. Столь длительный и тщательный подход к созданию судна принес, похоже, свои плоды: по крайней мере, при спуске на воду аппарат погрузился в точности по проведенную конструктором на борту фломастером ватерлинию, что, конечно же, было расценено как доброе предзнаменование.
"Sailrocket" построена, как и следовало ожидать, с широким использованием современных высокотехнологичных материалов — сверхлегких сплавов, титана, углепластика, сотовых наполнителей из номекса. В результате вес полностью снаряженного судна составил лишь немногим более 200 кг — в итоге яхта получила энерговооруженность порядка 100 м2/т. Это на 20% превышает энерговооруженность одного из серьезнейших претендентов на абсолютный рекорд скорости на 500метровой дистанции — австралийского аппарата "Macquaire Innovation" ("КиЯ" №183). Остойчивость судна (по крайней мере — теоретически) не вызывает беспокойств, что позволит "парусным ракетчикам" — в отличие от других претендентов на рекорд — не бояться сильных порывов ветра, которые могут опрокинуть необычную лодку.
Именно эта особенность "Sail-rocket" принципиально отличает ее от всех других соперников. Напомним, из-за опасения неконтролируемого возрастания кренящего момента при усилении ветра создатели "Macquaire Innovation" даже отказались от установки аэродинамической шайбы, способной повысить качество их крылатого паруса небольшого удлинения. Как следствие, ограничение допустимой скорости ветра для нового судна будет выбираться исключительно из действующих нагрузок и прочностных характеристик. На модели все это подтверждалось просто великолепно, а как это будет на самом деле — мы узнаем уже скоро.