Основные данные катамарана "Extraterrestrial"
Длина, м | 18.28 |
Ширина, м | 15.25 |
Осадка, м | 3.8 |
Высота мачт, м | 22 |
Водоизмещение, т | 5.0 |
Площадь парусности, м2: | |
- лавировочная | 240 |
- на полных курсах | 390 |
3 февраля 2004 г. новый парусник был спущен на воду. Теперь его создателям предстоит установка мачт, обкатка и настройка необычной машины.
Поздравив создателя "Внеземельца" с первым успехом, мы решили взять у него краткое интервью, чтобы узнать планы на ближайшее будущее, а также оценку конкурентоспособности нового катамарана по сравнению с такими гигантами, как "Cheyenne" и "Orange II". Все-таки 18 м длины новой машины — это не 38, и соревноваться на равных им будет затруднительно.
— Ив, добрый день, позвольте поздравить со спуском на воду нового аппарата. Наверное, это самый долгожданный день для вас?
— Да, и мы очень рады, что лодку удалось спустить на воду даже чуть раньше, чем запланировано. У нас будет больше времени для тщательной настройки.
— Сообщалось (в том числе и нами), что вы планируете установить большое количество рекордов на новом судне. Уточните, пожалуйста, есть ли здесь какие-то перемены. Каковы все же, по вашему представлению, реальные скоростные качества судна?
— Мы немного пересмотрели свои взгляды на реальные возможности "Extraterrestrial". Сейчас оцениваем его скоростные качества следующим образом — стабильно удерживаемая средняя скорость 35 уз в течение суток. Это пока дает шанс установить рекорд суточного перехода под парусами — критический для нас рубеж еще никто не перешел. Предельно возможная скорость — где-то около 50-55 уз, но это не значит, что лодка способна установить абсолютный рекорд скорости под парусами. Во всяком случае у нас таких планов нет.
— А трансатлантический рекорд?
— Это, конечно, великая и трудная цель. Стив Фоссетт установил очень высокую планку, и с этим нужно считаться. Но это, я полагаю, возможно.
— Однако насколько легко будет соревноваться вам с машиной вдвое большей длины?
— Ближайшие месяцы должны подтвердить или опровергнуть правильность заложенных в конструкцию катамарана идей. Длина тут играет не самую важную роль — по нашему замыслу, на скорости только незначительная часть подветренного корпуса перед реданом будет касаться воды. Корпус же находится полностью над водой, поддерживаемый в корме лишь подводными крыльями. Это дает, как минимум, четырехкратное сокращение смоченной поверхности по сравнению с более крупными лодками — такими, как "Orange II". Судите сами: на скорости мы имеем всего около 3 м2 смоченной глиссирующей поверхности. Сравните это с десятками метров поверхности водоизмещающей...
Наш катамаран на скорости будет поддерживаться только гидродинамическими силами — именно в этом его принципиальное отличие от традиционных многокорпусников, у которых длина по-прежнему бежит. Нет-нет, наши суда даже нельзя сравнивать!
Кроме того, возникающая на редане подветренного корпуса подъемная сила будет способствовать повышению остойчивости машины, фактически увеличивая восстанавливающий момент, а ведь именно он определяет способность судна нести ту или иную площадь парусов в соответствующих условиях. Причем, чем выше наша скорость, тем выше подъемная сила, действующая на редане. А значит, тем выше восстанавливающий момент! И обратите внимание — наши мачты на четверть ниже, чем мачты других 60-футовиков. Следовательно, и кренящий момент заметно ниже. Я считаю, на скорости все это будет работать просто здорово.
— А на какой скорости корпуса выходят на редан и крылья?
— Примерно в 18 уз. На скорости ниже отрывной, мы, конечно, будем проигрывать. Придется "подманивать" ветер.
— При каком ветре можно будет достичь скорости отрыва?
— По нашим расчетам, примерно 7-9 м/с на галфвинде. Так что мы сможем легко перейти ту грань, за которой наше судно продемонстрирует свои преимущества.
— И в каких соревнованиях примет участие "Extraterrestrial" в ближайшее время?
— Прежде всего в "The Transat" в мае этого года. Дальше загадывать пока не будем, но среди планов есть и "Transat Jaques Vabre", и "Route du Rhum".
— Не будем больше отвлекать вас от работы. Пожелаем от имени наших читателей семь футов под килем и удачи в гонках!
— Спасибо. Передайте мою благодарность читателям вашего журнала.
Беседу вел Артур Гроховский. Фото Лорана Телле и Тьерри Мартинеза
P. S. 28 марта в ходе тестовых испытаний катамаран достиг максимальная скорость в 38 уз. По итогам непрерывного 8-часового плавания средняя скорость превысила 30 уз.
2 апреля в редакцию пришло сообщение, что Ив Парлье успешно завершил одиночное 1000-мильное квалификационное плавание на новом катамаране и допущен к участию в гонке "The Transat 2004", стартующей 31 мая.