Мы сидим в открытом баре шикарного отеля, что смотрит прямо в теплую и ленивую волну Атлантического океана. Это самое прохладное место сегодня, ведь, несмотря на февраль, в Майами более тридцати по Цельсию, и европейские гости стремятся скоротать время поближе к кондиционерным мощностям. Мы — это специальный корреспондент "КиЯ" и Жан-Клод Клавье — директор московского представительства и менеджер по СНГ "Marine Power Europe", весьма солидной и известной в водно-моторном мире конторы. И лучше него, конечно, никто не знает, что делает на плодородных просторах бывшего СССР могучий "Brunswick", в который нынче в интересующем нас сегменте рынка входят "Mercury" (подвесные моторы), "MerCruiser" (стационарные двигатели), "Quicksilver" (запчасти и аксессуары, надувные и пластиковые лодки), "Motorguide" (электрические моторы).
Общаемся по-английски, хотя, по утверждениям российских дистрибьюторов "Меркури", бельгиец хорошо говорит и по-русски, что неудивительно — начиная с 1998 г. Жан-Клод большую часть времени проводит в Москве, где даже обзавелся семьей, его дочурке — 18 месяцев.
— Россия для моей организации имеет наиглавнейшее значение, ведь в 2003 г. ваша страна заняла первое место в Европе по продажам подвесных моторов марки "Меркури", — Жан-Клод сверкает глазами и разбрасывает в сторону руки. — Представь себе, всего за 12 месяцев мы продали на всем пространстве от Мурманска до Петропавловска-Камчатского более 5 тысяч двигателей! По экспертным оценкам, лет через пять удельный вес России на мировом рынке подвесных двигателей будет еще более ощутимым, где-то третьим или четвертым по объему продаж.
— Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как в постсоветском пространстве организована структура маркетинга, дистрибьюции и обслуживания многочисленных брендов, принадлежащих "Marine Power Europe"?
— Головной офис находится в Москве, так нам удобнее координировать работу в странах бывшего СССР. Напрямую столичное представительство не торгует, за некоторым исключением. Во-первых, "Brunswiсk" стремится поддерживать местного производителя, поэтому мы имеем договора на поставку стационарных двигателей некоторым российским катеростроителям. Кстати, данное направление считаем наиболее перспективным, ведь "стационар" и дешевле, и долговечнее своего подвесного аналога, тем более что у "Меркури" есть и дизельные версии — высокооктановое горючее у нас (Жан-Клод имеет в виду Россию) по-прежнему не везде доступно. Во-вторых, когда появляются исключительные заказы, "выпадающие" из ассортимента местного дилера. Например, в прошлом году мы послали в Астраханскую область несколько сверхмощных "Mercury 300 Pro Max". На российских же просторах у нас всего семь дистрибьюторов и 80 дилеров, причем каждый работает в определенном регионе, за пределы которого забираться он не имеет права. Поэтому среди представителей "Меркури" не существует конкуренции.
Со многими из них у нас отношения уже более чем партнерские, например, с "Меркурий—НИИ ТМ" из Санкт-Петербурга мы сотрудничаем с 1991 г. Изначально все "меркурийцы" получают продукцию по одинаковой цене, накрутки зависят от транспортных расходов и некоторых местных особенностей. На "подведомственной" территории наши вассалы обязаны заниматься не только маркетингом и продажами, но гарантийным и сервисным обслуживанием.
— Не могли бы вы, уважаемый российский бельгиец, немного поведать читателям "КиЯ" о структуре российского рынка?
— О, это очень бурно развивающееся экономическое пространство! — Жан-Клод улыбается, качает головой и делает большой глоток ледяной "коки". — В 1998 г. мы жили исключительно за счет реализации "меркуриев" маломощного сегмента, а о стационарах никто тогда и не думал. Именно в таком ключе развиваются события сегодня на Украине — по мнению наших аналитиков, в морской области эта страна отстает от вас как минимум на пять лет. В России в прошлом году имелись практически все двигатели семейства "Меркури". Если же говорить в цифровом переложении, то 89% по-прежнему составляют двухтактные движки, а самый популярный мотор — опять-таки 15-сильный двухтактник. Но вот уже второй год первым номером по продажам значится не Москва, а Волжский регион. Происходит отчетливая диверсификация рынка, причем по мощностному ряду, и по уровню потребления в различных географических зонах. Ведь запросы инженера из Твери или рыболова с Дальнего Востока, конечно же, неодинаковы, как и условия эксплуатации моторов.
— Ого! Вы и туда добрались! Хотя исторически Дальний Восток был и остается вотчиной японских производителей.
— Да, это так! — Клавье без запинки сыплет цифрами. — Японцы диктуют правила в области подвесников, бывших в употреблении. Но по новым двигателям в 2003 г. "Меркури" удовлетворил более 30 % потребностей Дальнего Востока. Тут нам здорово помогли сами конкуренты. Всем известно, что дистрибьюторы "Yamaha" работают без четко ограниченных территорий и сплошь да рядом подсиживают друг друга, что, безусловно, не способствует успешному продвижению продукции. К тому же у японцев принято заказы оформлять за полгода, в то время как "Меркури" гарантирует поставку двигателя в 60-дневный срок.
Со структурной сеткой "Honda" в России происходит еще более занимательная история. Тут бельгиец многозначительно подмигнул, но поскольку рассказ об этом смахивал бы на известные мексиканские телесериалы с Вероникой Кастро, я решил перевести разговор в другую плоскость.
— А какое отношение у "Меркури" к ввозу бэушных движков?
— Очень даже положительное! Ведь их появление способствует быстрому созданию вторичного рынка и развитию ремонтной базы. Задешево купить мотор за границей еще полдела, со временем все сталкиваются с проблемой обслуживания, значит идут в наш сервис-центр, где есть и классные мастера, и необходимые запасные части. Вот что вредит нашему делу, так это нелегальный ввоз новых двигателей из Арабских Эмиратов. Но здесь у компании есть средства для перекрытия кислорода некоторым серым дилерам.
— Не могли бы вы назвать свой любимый подвесной мотор?
— Собственного катера у меня нет, — Жан-Клод опять смеется, — просто нет времени на прогулки. Но считаю одним из лучших произведений "Мерка" классический 60-сильный двухтактник.
— А что примечательного с вашей точки зрения есть у конкурентов?
— Вся серия "Е-Тес" (двухтактники мощностью 40-90 л.с. с прямым впрыском) у "Evinrude", "семидесятипятка" "Ямахи", у "Сузуки" хотелось бы отметить четырехцилиндровые инжекторные четырехтактники мощностью 90 и 115 л.с.
— Что же заставляет вас гражданина свободной Европы, проводить почти 12 месяцев в году в непредсказуемой России ? Не так много встретишь иностранцев, кто на постоянной основе живет в бывшем СССР.
— Мне довелось поработать и в Южной Африке, и на Ближнем Востоке, и, естественно, в Европе. — Жан-Клод уже серьезен, да и "кока" давно кончилась, и теперь он яростно терзает пальцами фильтр от недокуренной сигареты. — В европейских странах никто не хочет рисковать, поэтому ежедневно приходится тратить массу усилий непонятно на что. Россия же, как бы правильно выразиться, жжет меня изнутри, я готов здесь работать 24 часа в сутки (видимо, поэтому бельгиец постоянно носит часы и на левой, и на правой руке — А. В.), тут действительно виден прогресс не только на бумаге. А для любого сэйлзмена (продавца — А. В.) это имеет громадное значение. Помогает и привычка, приобретенная на Ближнем Востоке. У арабов принято, когда нечего делать, спать. Вначале этот аспект их жизни приводил меня просто в бешенство, но теперь и я могу отрешиться от насущных проблем в любое время суток.
— Почему же тогда при такой любви к России и местному производителю вы, мягко говоря, не приветствовали создание предприятия по сборке двигателей "Меркури" в Калининграде? В то же время ходят упорные слухи, что у вас есть уже конкретные наметки по открытию производства в КНР.
— Во-первых, такие стратегические решения принимаются на значительно более высоком уровне. Но тут сыграли роль два фактора. Модельный ряд "Меркури" чрезвычайно большой, и было бы технологически нецелесообразно развивать производство, основываясь даже на пяти популярных моделях, тем более что российский рынок, как уже упоминалось, настолько динамичен, что через год-другой на громадных просторах страны можно будет встретить всю мощностную линейку этих двигателей. А калининградский проект, по-моему, предусматривал выпуск небольшого ряда двухтактных двигателей. Но главное, у нашего руководства остался неприятный осадок от предыдущего взаимодействия с местными моторостроителями. Несколько лет назад "Меркури" уже предпринимал попытки создать совместное предприятие с производителями "Ветерка", но оказалось, что современные технологии не очень интересны чиновникам от моторостроения, и проект засох. Тем не менее мы всегда открыты для предложений, и любое значимое и продуманное технико-экономическое обоснование будет оперативно рассмотрено.
— Что бы вы как человек, знающий всю морскую индустрию, могли пожелать читателям "КиЯ"?
— По-моему, "КиЯ" единственный серьезный журнал в СНГ, пишущий на морскую тематику. Поэтому и уровень читателей у этого издания значительно выше среднеевропейского. Он сам в силах разобраться, где правда, а где рекламный глянец. Уверен, среди ваших сторонников случается значительно меньше несчастных случаев на воде. А при отдыхе на моторной лодке или яхте техническая грамотность имеет первостепенное значение.
Хочу пожелать им удивительных водных приключений и посерьезнее относиться к выбору двигателей — исходить из задач, которые поставлены. Катеростроителям желаю больше внимания уделять внутренней отделке корпусов и выпуску всевозможных аксессуаров. К сожалению, этому в России до сих пор не придается должного значения.