Сравнительные характеристики швертботов "Ямал" и "Мева"
"Ямал" | "Мева" | |
Длина наибольшая, м | 4.7 | 3.5 |
Ширина наибольшая, м | 1.65 | 1.3 |
Масса, кг | 58 | 78 |
Пассажировместимость, чел. | 3-4 | 2-3 |
Парусность, м2 | 10 | 6.4 |
Время сборки, ч | 0.5-1 | 1.5-2 |
Материал каркаса | Легкий сплав | Дерево |
Наличие походной каютки | Да | Нет |
Заливание при оверкиле | Нет | Да |
Габариты упаковок, м | 1.8x0.25x0.20
1.10x0.40x0.30 | 1.20x0.40x0.25
1.12x0.48x0.22 0.61x0.55x0.20 |
В прошлом веке недорогая разборная яхточка "Мева" ("Чайка") польской постройки позволяла простым смертным ощутить прелесть хождения под парусами. Причем гораздо острее, чем на большой яхте: вода-то рядом, а кроме того — каждый сам себе лоцман, боцман и капитан. Три упаковки общим весом 80 кг легко размещались и на багажнике автомобиля, и в вагоне поезда. Кати себе, хоть в Коктебель, хоть на Рижское взморье, а то и на Байкал или Телецкое озеро. Напомню, что "Мева" — 3.5-метровый швертбот с мягкой оболочкой на деревянном каркасе, имеющий надувные борта, гарантирующие непотопляемость. По общему убеждению, очень удачный был корабль, но, увы, поляки его давным-давно сняли с производства (не пользовался спросом?), а наши заводы, тот же "Салют", так и не смогли освоить что-то подобное.
Прошлым летом у "Мевы", которую владельцы единичных уцелевших экземпляров устали латать, наконец-то появился серьезный российский конкурент.
Точнее — преемник. Идея та же, но со всеми признаками усовершенствованного изделия "нового поколения".
Разборная каркасно-надувная вооруженная шлюпом яхта-швертбот "Ямал" (название само говорит о размерах лодки: "я — маленький", хотя "Ямал" крупнее и вместительнее "Мевы") спущена на воду Московского моря и прошла испытания по полной программе и методике ВНИЛТЭ для туристских разборных парусных судов. Наличие "мягкой" каюты, увеличенные размеры (шире "Мевы" на 35 см и длиннее на 1.4 м), на 4 м2 большая парусность, а главное — повышенная благодаря не только непотопляемости, но и незаливаемости при оверкиле безопасность — это главные ее отличия. Отметим еще ускорение сборки (втроем можно собрать за 30 минут против 1.5-2 часов сборки "Мевы") и также меньший вес: 58 кг (всего две упаковки — пенал и рюкзак) — все это очень существенно.
В прогулочном и круизном вариантах "Ямал" может изготавливаться без занимающего много места центрального швертового колодца; тогда его пас-сажировместимость увеличится до четырех-пяти человек. Профилированные бортовые шверцы при смене галса автоматически устанавливаются под оптимальным углом атаки к набегающему потоку. Подводные камни и мелководья такой конструкции не страшны. Гоночный, безкаютный, двухместный вариант снабжен центральным швертом.
Проект разработан а В.А.Строгоновым. Его первый "Таймень" был изготовлен "на коленке" из непременной раскладушки и двух хоккейных клюшек, в конструкции же "Ямала" (по авторской терминологии это проект "Таймень-4") используются детали серийных "Альбатроса", "Простора", того же "Тайменя" и виндсерфера "Мустанг". Прогресс! Стал более прочным и каркас, изготовляемый уже не из дерева, а из алюминиевого сплава. Наконец, большим плюсом является то, что для этого 4.7-метрового парусного судна не нужны ни штатная охраняемая стоянка, ни трейлер для перевозки; "Ямал" удобен для хранения и ремонта своими силами.
В настоящее время готовы к внедрению прошедшие длительные испытания образцы одноместного каяка, парусного туристского катамарана и парусно-гребного прогулочного катамарана. Есть даже проект двухместного парусного веломобиля-амфибии, а как "это" выглядит, я даже вообразить себе не могу. Для меня самый замечательный проект Строгонова — это установленный еще в 1999 г. на парусномоторном катамаране разборный храм во имя Архангела Михаила, предназначенный для совершения богослужений в прибрежных деревнях вдоль цепочки верхневолжских озер. Этот плавучий храм совершил великий крестный ход от истока Волги по водам трех великих славянских рек (Волга, Днепр, Западная Двина) , завершившийся в Москве у храма Христа Спасителя.
Проект многоцелевой народной яхты "Ямал" уже сейчас готов для выпуска первой промышленной серии на базе небольшого опытного производства "Истринский экспериментальномеханический авиационный завод", которому, однако, необходимы спонсорские гарантии. Желание рассмотреть строгоновский проект заявили и некоторые другие предприятия. Можно предположить, что со сбытом сложностей не будет. "Ямал" гораздо проще, удобнее в эксплуатации и безопаснее, чем известные у нас серийные туристские катамараны. Судя по почте, уже сегодня на "Ямал" обратили внимание многие школы (в первую очередь, московские), детско-юношеские парусные и туристские клубы и кружки, морские кадетские классы и даже морские и речные училища. Одна из баз отдыха на о. Селигер готова рассмотреть вопрос о заказе серии "Яма-лов" для собственных нужд и для продажи их автотуристам.
Парусные путешествия и прогулки, как и спортивные встречи на "Ямалах", могут, на мой взгляд, послужить развитию яхтинга и туризма в нашей стране.
Коротко об авторе проекта
Валентин Алексеевич Строгонов — выпускник МВТУ им. Н. Э. Баумана. Поработав пять лет в "оборонке" конструктором и испытателем, в частности по теме "Шквал" (подводные ракеты), перешел на мирные рельсы. Он -автор широко известных байдарок "Таймень"*, которые без малого вот уже 30 лет выпускаются московским заводом "Салют". Увлекался водным туризмом, не только сам плавал под парусом и на веслах, но и сплавлялся по рекам высшей категории сложности, организовал во ВНИЛТЭ ЦСТЭ (теперь это — Академия туризма ) отдел испытаний, через который когда-то проходило все, что выпускалось для туризма. Так, первые надувные байдарки "Ласточки" побывали на Кавказе, первые "Альбатросы" два раза пересекли Байкал (за что пришлось получить нагоняй от начальства), первые "Просторы" побывали на Азове и т. д. В. А. Строгонов в советские времена получил 15 авторских свидетельств на изобретения в области разборных плавсредств, он и сейчас продолжает творить, выдумывать, строить.
* О них рассказывалось в "КиЯ" №64 и №70. Проект одноместного прототипа "Ямала" был опубликован в "КиЯ" №99.