Мы долго думали, как определить дату рождения нашего клуба "Одиссей", о котором рассказывалось в "КиЯ" №179. Решили начать отсчет с того момента, когда контуры наших катамаранов стали ложиться на листы ватмана. Это был август 1992 г., когда все кругом рушилось, а мы занялись созиданием. Мы — это группа учащихся средней школы № 110 и автор этих строк.
Итак, что же построено? Это в основном разборные туристские парусники на надувных баллонах. Некоторые из них даже строились небольшими сериями (по три — шесть единиц), чтобы можно было проводить внутриклубные соревнования.
Вот характеристики отдельных наших судов.
1. Микрошвертбот на базе надувной двухместной лодки. Площадь паруса — 2.5 м2. Конструкция взята из "КиЯ". Предназначен для обучения новичков.
2. Микрокатамаран. Длина — 2.9 м, ширина — 1.3 м, площадь паруса — 3.5 м2. Конструкция получилась очень удачной, лодка используется для проведения соревнований младших ребят.
3. Катамаран с парусностью 57 м2. Длина — 4 м, ширина — 1.8 м. На них соревнуются более опытные члены клуба.
4. Катамаран длиной 6 м, шириной 2.2 м с площадью парусов 10 м2. На нем проводятся тренировки ребят, готовящихся пересесть на более крупные парусники.
5. Мореходные, надежные и быстроходные катамараны оригинальной конструкции для крупных водохранилищ. Длина — 7-7.5 м, ширина — 2.7-2.8 м, площадь парусов — 15-20 м2. На них мы не только проводим внутриклубные командные соревнования с пересадкой экипажей и даже участвуем во "взрослых" соревнованиях, но и проводим походы по Новосибирскому водохранилищу. Эти суда — настоящая "кузница" наших парусных кадров.
6. Мореходный катамаран-гигант длиной 9 м, шириной 4 м и высотой мачты (от КВЛ) 12 м. Площадь его основных парусов — до 40 м2. Это судно, по нашему мнению, могло бы занять свое место в Книге рекордов Гиннесса как самый большой разборный туристский парусник с надувными баллонами.
7. Построен небольшой жесткокорпусный швертбот, испытания которого продолжаются.
В июне 2002 г. спущен на воду 7-метровый катамаран с жесткими корпусами из алюминиевого сплава.
Таким образом создан размерный ряд судов, способный удовлетворить все наши потребности для эксплуатации в самых разных условиях.
В учебных мастерских школы создана хорошо оснащенная верфь. Здесь не только строятся и модернизируются суда для клуба. К нам приходят любители парусного туризма со всего Барнаула, чтобы отремонтировать старый парусник, а то и построить новый. Появилось у нас свое постоянное место на причале водно-моторной станции "Обь", мы начали строительство базы для зимнего паруса, чтобы было где отогреться после выходов на буерах, а также ранней весной и поздней осенью.
За первые 10 лет к парусному туризму приобщились более 150 детей и подростков, совершены десятки походов, пройдены тысячи километров по рекам, озерам и водохранилищам Западной Сибири; 35 человек стали спортсменами-разрядниками по парусному туризму, а 7 наших воспитанников успешно сдали экзамены в ГИМС.
Мы регулярно проводим внутри-клубные соревнования в двух группах: "новичков" и "старичков". В последние годы они превратились в соревнования на Кубок краевого детско-юношеского центра по туризму.
Ежегодно на Новосибирском водохранилище проводятся соревнования туристов-парусников. Теперь проходят они в семь этапов: 1-й — короткие гонки по треугольной дистанции (от трех-четырех до семи-восьми гонок); 2-й — соревнуются капитаны, управляя судами в одиночку; 3-й — аварийно-спасательные упражнения (гонки без парусов, с "порванным" баллоном; спасение человека, упавшего за борт, и т. д.); 4-й — маршрутная гонка до базового острова (30-40 км); 5-й — радиальные гонки-ралли (4080 км) от этого острова; 6-й — полушутливая "пивная" гонка; 7-й — кольцевые гонки вокруг островов.
Борьба со взрослыми соперниками идет на равных, а иногда и с перевесом в нашу сторону. Так, начиная с 1996 г., мы неоднократно занимали призовые места и выигрывали отдельные этапы соревнований, а в 2001 г. добились еще большего успеха — победили в четырех этапах из семи и заняли в общем зачете первое место.
Прочитав все это, вы можете подумать — какая идиллия! Совсем не так. Все достигается страшным напряжением сил и базируется главным образом на энтузиазме. Средств на развитие клуба выделяется очень мало. Нет денег на дальние поездки, на современные материалы для модернизации парусников, во время летних походов руководитель клуба почти не получает зарплаты... Остается только надеяться, что это положение изменится и органы народного образования станут к нам внимательнее, а потенциальные спонсоры заметят нас.