"Все! С завтрашнего дня начинаю новую жизнь!" Сколько раз каждый давал самому себе обещание как-то измениться, избавиться от чего-то дурного, сделать свою жизнь лучше, наконец! А сколько из этих обещаний действительно удавалось выполнять? То-то же. Так что принять решение — это одно, а попытаться воплотить его в жизнь — нечто совершенно иное. А уж изменить что-то на самом деле — так и вовсе задача не для слабаков.
А что, если судьба сама дает шанс поменять все в одно мгновение?
Нам представилась уникальная возможность начать все заново, не теряя уже достигнутых вершин. Мы получили шанс создать поистине исключительную марку, которая выражает наше стремление к молодости и становится более доступной во всех частях земного шара. И мы обязательно этим воспользуемся, чтобы в очередной раз заявить о себе на всех возможных направлениях — в снегах, на воде и в воздухе, на дорогах и за их пределами!", — искренне и уверенно говорил Жозе Буажоли, президент новоиспеченной корпорации "BRP". Впрочем, столь пафосные речи вполне естественны для главы гигантской корпорации, имеющей годовой оборот 2,5 млрд. долл., ведущей производство на четырех континентах и объединяющей порядка 7 тыс. сотрудников по всему миру.
Кстати, что это за компания — "BRP"? Что-то и впрямь новенькое? Нет, под новой, доселе не знакомой аббревиатурой, скрывается вполне самостоятельная компания, со своим собственным логотипом и новым официальным названием, которая раньше была подразделением канадского концерна "Bombardier", отвечающего за технику для активного отдыха — "Bombardier Recreational Products".
Новый бренд призван воплотить в себе тот самый дух новаторства, которым всегда отличалась продукция компании. "Bombardier" не раз удивляла достопочтенную публику смелыми и неожиданными техническими решениями — причем на уровне не чисто теоретических разработок, а серийных моделей. Эпитет "самый" часто применяют, говоря о канадской технике. Самый первый двухместный ATV, самый мощный в мире гидроцикл, первый подвесной лодочный мотор с непосредственным впрыском топлива, а теперь еще и самая неожиданная смена бренда. Приходится удивляться в очередной раз.
А началось все с одного человека и его непреодолимого желания покорить не слишком дружелюбный снег. Человек этот жил в Канаде, и звали его на французский манер — Джозеф-Арман Бомбардье. В конце 30-х гг. прошлого века господин Бомбардье после долгих трудов создал замысловатое транспортное средство на гусеничном ходу и повелел ему возить себя по снежным долинам и взгорьям. Машина получила название "Снегоход В-7", под которым и была запатентована в 1937 г. На этот самодвижущийся аппарат более всего походит фольксвагеновский "Жук", появившийся позднее. Через пять лет была основана фирма "L'Auto-Neige Bombardier", где была организована сборка таких машин, а еще через пять лет в распоряжении фирмы появился завод, на котором снегоходные машины стали выпускаться серийно — до тысячи штук в год. Снегоходы, похожие на те, которыми сейчас пользуются повсеместно (за исключением, пожалуй, Африки и Австралии), явились народу лишь в 1959 г. и назывались "Ski-Doo" — так же, как и в наше время.
Через несколько лет, поднаторев в производстве снегоходов, "Bombardier" проявила интерес к иному агрегатному состоянию воды и выпустила пилотную партию гидроциклов "Sea-Doo".
С годами компания расширялась, принимая под свое крыло другие фирмы. Так, в 1970 г. были приобретены австрийская компания "Lohnerwerke GmbH" и ее дочернее предприятие "Rotax-Werk" (ныне — "Bombardier-Rotax GmbH"), производящее двигатели "Rotax". Сейчас этими моторами комплектуется практически вся техника, выпускаемая "BRP", а также некоторые модели мотоциклов "BMW", "Aprilia" и других известных марок. Среди прочих приобретений компании значатся торговая марка "Moto-Ski", выпускающая снегоходы под маркой "Lynx", фирмы "Nordtrac", "AMT Marine Inc." и "Celebrity Boats". Два последних приобретения еще более упрочили позиции "Bombardier" как производителя водномоторной техники — к линейке гидроциклов добавились спортивные катера "Sea-Doo".
Мотовездеходы "Bombardier появились относительно Недавно — в 1998 г. Первенцем стала утилитарная модель "Traxter", созданная с чистого листа. И — надо же! — уже через год журнал "ATV Magazine" назвал "Тракстер" мотовездеходом года. Сейчас производственная гамма квадроциклов "BRP" включает несколько моделей — от детских до утилитарных и спортивных.
Однако линейка снегоходов, с которых все началось, более разнообразна и обширна. С момента изобретения снегохода прошло уже почти семь десятилетий, а снег и поныне все такой же белый и холодный, как и в далеком 1937 г. Но сами снегоходы стали совершенно другими: современные сноумобили уже не напоминают те забавные мотосани, которыми они были на заре своей юности.
Главная новинка в стане снегоходов "Ski-Doo" 2005-го модельного года — это новейшее шасси "RT" и созданные на его основе гиперснегоходы "Mach Z Adrenaline" и "Summit Highmark". По сути, эти две модели являют собой термоядерную смесь из нового сверхмощного двигателя "Rotax 2-TEC 1000 SDI" и адаптированного к нему шасси семейства "REV". Начнем с двигателя. Этот двухцилиндровый "двухтактник" рабочим объемом 1 л оснащен системой впрыска топлива, благодаря которой удалось достичь выдающихся мощностных параметров и одновременно повысить экологические и экономические показатели двигателя до уровня четырехтактных моторов. Между прочим, именно "провал" по этим показателям сильно сдерживал развитие очень легких и мощных двухтактников для снегоходов; однако появление инжекторных двухтактных моторов фактически свело проблему на нет. "Тысячник" может похвастать новой выхлопной системой с электронным управлением, которая регулирует движение газов на выпуске и тем самым оптимизирует процесс работы мотора в целом.
Шасси "RT" отличается от платформы "REV" усиленной и удлиненной рамой и чуть более широким капотом. Ведущий шкив вариатора также изменился — все-таки нагрузка на него заметно возросла. Кроме того, машины получили новые тормоза "Brembo", которые практически идентичны тем, что стоят на гоночных снегоходах. Изюминка тормозной системы — это диски необычной формы, которые похожи то ли на шестерню, то ли на цветок... В общем, сие есть нечто особенное. Такие диски лучше охлаждаются и делают торможение более эффективным и надежным.
Несмотря на чрезвычайную схожесть, "Mach Z" и "Summit" далеко не идентичны. И разнятся они не только гусеницей (на предназначенном для рыхлого снега "Summit" она гораздо длиннее и шире), но и оборудованием — оптикой и багажниками, рулями, сиденьями. Кроме того, рассчитанный на эксплуатацию в горных условиях "Summit" оборудован электронным модулем "DPM", который автоматически регулирует состав воздушно-топливной смеси в зависимости от температуры воздуха и высоты над уровнем моря, что обеспечивает оптимальную работу двигателя.
Другая новинка компании — абсолютно новое семейство туристских снегоходов "GTX", построенных также на платформе "REV". С технической точки зрения "туристы" очень похожи и на спортивные "MXZ", и на горные "Summit", однако здорово отличаются от них набором специфического оборудования. "GTX" "заточены" под комфортабельную езду и потому весьма благосклонны к пассажиру, который заслуживает отдельного места, еще и с удобной спинкой.
В семейство "GTX" входят три различные модификации: "Fan", "Sport" и "Limited". Первая — это бюджетная модель с двигателями воздушного охлаждения и очень приемлемой ценой. Вторая, более дорогая модификация — "Sport"— отличается от базового "Fan" прежде всего моторами с жидкостным охлаждением и расширенным списком стандартного оборудования, в который входят подогреваемые поручни для пассажира и электронный тахометр. Ну и, наконец, топовая версия "Limited". Тут есть все: в задней подвеске установлен амортизатор "Auto-Air", который автоматически регулирует жесткость и высоту этой самой подвески в соответствии с нагрузкой. Сиденье (фирменное название "2+1") обладает способностью к трансформации: двухместное "седалище" раздвигается на две части и между ними образуется место, куда устанавливается сиденье для третьего пассажира. Правда, размер "добавки" невелик: ребенок поместится, а вот третий взрослый окажется лишним. Еще одна интересная "примочка" "GTX Limited" — розетка, к которой подключается шлем с подогреваемым забралом.
В следующем году модельный ряд "Ski-Doo" пополнит новая модель "Expedition", построенная на базе снегохода-побратима "Lynx 59 Yeti", от которого она будет отличаться только задним фонарем, подогреваемыми пассажирскими поручнями и иным сиденьем. В остальном же "Expedition" — это тот же "Yeti" с его четырехтактным двигателем "V-1000", разве что без электровентилятора в системе охлаждения. В общем, к паровозной тяге четырехтактной рабочей модели добавился комфорт туриста, превратив трудягу в "универсального солдата".
Описанные здесь модели — это лишь видимая часть айсберга. Ежегодно "BRP" проводит модернизацию своей техники, доводя ее до совершенства, делая более удобной и надежной. Сейчас, достигнув определенных высот, компания намерена расширить область своих интересов и вновь удивить мировую общественность новыми мотопродуктами. Какими? Надеюсь, скоро узнаем.