В Новосибирской школе юнг состоялось собрание, посвященное итогам двухэтапного шлюпочного перехода учащихся этой школы — учеников 9—11-х классов города. Корреспондент "КиЯ" Владимир Бухарин встретился с его руководителем, начальником НШЮ Анатолием Дмитриевым и взял у него интервью.
— Расскажите, как возникла и воплощалась в жизнь идея этого шлюпочного перехода, какова его цель?
— Наша школа готовит ребят для поступления в Новосибирское командное речное училище им. С. И. Дежнева. У нас они знакомятся с морскими традициями, основами штурманского дела, устройством судна, техникой хождения под парусом и на веслах. Летом обычно проходит практика на ялах. Сами ребята и подсказали идею проведения дальнего похода по маршруту Байкал—Ангара—Енисей—Кеть—Обь по забытому водному пути XVII-XVIII вв. Пройти без паруса и мотора, без современных средств обеспечения, навигации и связи. Цель — привлечь внимание общественности к данному виду путешествий, а также продемонстрировать возможности современной молодежи. Учащиеся разрабатывали маршрут, собирали исторические сведения, использовалась, кстати сказать, и подшивка "КиЯ", где печатались статьи о прохождении водораздела с заброшенным Обь-Енисейским каналом. Переход посвящался юбилеям: первый этап от Слюдянки до Братска (с 26 июня по 5 августа 2002 г.) — 10-летию нашей школы и 60-летию училища, второй — от Братска до Колпашево (с 25 июня по 15 сентября 2003 г.) — 110-летию Новосибирска.
— Как велась подготовка к походу?
— После назначения моим заместителем Ларисы Дмитриевой, имеющей большой опыт участия в дальних шлюпочных переходах, был проведен конкурс среди ребят, по результатам которого отобрали десять кандидатов. Среди них распределили обязанности боцмана, медика, кострового, гидрометеоролога и др. Затем начались тренировки по прохождению сложных речных участков, а также 20-дневные шлюпочные переходы по Байкалу и Новосибирскому водохранилищу. Определялись психологическая совместимость, выносливость школьников, и ко дню старта мы в ребятах были уверены.
— Почему старт был дан именно в городе Слюдянка?
— Южная оконечность Байкала. являлась поворотным пунктом старинного Сибирского водного пути. Одна ветвь его шла по Селенге на восток в Монголию и Китай, другая — через реку Лену на Камчатку. Мы же собирались двигаться по основному Сибирскому пути на запад, используя попутное течение рек. Кстати, финиш в Колпашево обосновывался тем, что мы планируем от него идти дальше — в европейскую часть России.
— Что больше всего запомнилось?
— На первом этапе мы на шлюпке "Ял-6РД" прошли на веслах 941 км, через год — уже 1833 км. Гидрометеорологические условия были сложными, засуха сделала Кемь совершенно непроходимой, длина волока из Енисейского бассейна в Обский увеличилась до 58 км. На Байкале, где условия плавания приближены к морским, и на Ангаре очень мало мест, пригодных для подхода к берегу, что при крайне неустойчивой погоде — с мгновенно спускающимися с гор штормовыми ветрами и туманами требовало от экипажа безукоризненных знаний гидрометеорологии и лоции. Осложняло плавание и отсутствие населенных пунктов на значительной части берегов.
В день на веслах шли по 8-10 часов, преодолевая до 60 км. Много времени и сил отнимали ангарские пороги и шиверы. Движение по Верхней Кети осложняли мели, иногда за день преодолевали 14 мелей! Приходилось протаскивать ял, находясь по колено в уже осенней холодной воде. Но наиболее сильное впечатление произвели порывы могучего "горняка" — штормового ветра, предсказать который можно по чуть уловимым приметам в лучшем случае — за 10-15 минут до его начала. Первый шквал обрушился на лагерь еще во время подготовки к старту в Слюдянке. Последствия экипаж вспоминал долго — давления ветра не выдержали углепластиковые дуги палаток, была вырвана большая часть люверсов чехла шлюпки.
Показала свой своенравный характер и Ангара, а Братское море встретило частыми продолжительными штормами. Запомнилась многочасовая дуэль с и погодой у Свирска, когда более полусуток, продвигаясь вдоль отвесных скал, мы пытались найти хоть небольшой пятачок, пригодный для того, чтобы выброситься на берег. Но ночью пошел проливной дождь, и до утра все отводили воду от палаток и снаряжения.
Но все испытания, которые выпали на долю будущих речников и моряков, компенсировала неописуемая красота природы. Очаровывали сказочно красивая и могучая Ангара, дочь Байкала, прекрасный Енисейск. На Кети-реке ребята осматривали старинные лодки: плоскодонную 12-метровую илимку грузоподъемностью 3 т, очень вместительную, и легкие одноместные обласки, которые широко используются местными жителями и сегодня. Навсегда останется в памяти и сибирское гостеприимство, с которым встречали нас на всем протяжении маршрута.
— Как вы оцениваете результаты перехода?
— Главное, что экипаж проявил слаженность, моральную и физическую готовность к преодолению экстремальных ситуаций, продолжению традиций, заложенных много столетий назад русскими землепроходцами. Шлюпочный поход, который проходил по территории пяти краев и областей, широко освещался в СМИ и привлек внимание общественности к забытым ныне дальним спортивным плаваниям.
— Что бы вы хотели пожелать журналу?
— Учащиеся Школы юнг — постоянные читатели "Катеров и Яхт" желают ему от души счастливого плавания и "семь футов под килем". Мы благодарны за регулярное освещение жизни детских спортшкол, морских клубов и учебных учреждений, готовящих молодое поколение к работе на речном и морском транспорте.
Участники перехода Байкал—Обь — выпускники Школы юнг: Максим Баранов, Михаил Брагин, Артем Казанцев, Владимир Капустин, Иван Коваль, Данил Кузьмин, Артем Левченко, Иван Малюгин, Иван Матросов, Денис Некрасов, Егор Семыкин, Михаил Серышев, Сергей Сугатов, Иван Тюлейкин, Игорь Цимбалов.