В 50 — еще растем!
"Мороз крепчал..." — не то!.. "У нас здесь сильно штормит." — вот оно! Штормило действительно знатно — на тротуарах валялись сломанные зонтики, знаменитое лондонское колесо обозрения было остановлено, но, тем не менее, 50-я выставка "Лондон бот-шоу" открылась 8 января 2004 г. — точно в срок. Этот юбилей был отмечен важными изменениями в жизни выставки — прежде всего переездом в недавно построенный на берегу дока "Виктория" комплекс "ExCeL", который отныне и станет главным местом знакомств с новинками малого судостроения. Выставка выросла — площадь только закрытой части экспозиции составила 65 тыс. м2, а еще был причал в доке, где кроме экспонатов стояли и гости — корабль английских ВМФ "Нортумберленд" и парусник "Принц Уильям" из Глазго.
С новой площадкой у выставки появился и новый хозяин — один из крупных английских банков "Shroders".
Виртуальная Макартур
Собственно открытие бот-шоу началось с выступления представителя банка, а потом последовали спичи различных почетных гостей, главным из которых должна была стать Эллен Макартур. И она появилась, но на телеэкране — по видеомосту с Австралией, где находилась на церемонии спуска своего нового тримарана, а верный "Kingfisher" скучал здесь, у стенки дока. Потом были выступления различных VIP-персон и представление олимпийской команды Великобритании. Англичан не зря называют морской нацией — я насчитал 24 съемочные группы различных телеканалов, в том числе CNN, ВВС и Евроньюс, а анонсы выставки были во всех лондонских газетах. Об интересе к бот-шоу говорят и цены на билеты: 20 фунтов стерлингов (ок. 1000 рублей!) в первый день, 10 фунтов — в остальные, и за билетами были очереди!
Всего же, в итоге, выставку посетили 210 300 человек, а сумма проданных товаров и заключенных на ней сделок превысила 1.8 млрд. фунтов, что наглядно подтверждает более чем 5-процентный рост яхтенной индустрии Великобритании за 2003 г.
Первым делом я решил пройтись по всей экспозиции, на ходу наговаривая свои впечатления на диктофон, чтобы потом, хотя бы кратко, составить общий обзор увиденного, но очень быстро понял — нельзя объять необъятное. Поэтому просто выскажу общее впечатление: вы можете быть молодым, пожилым или ребенком, можете быть очень богаты, не очень богаты или совсем не богаты, можете жить у океана, залива или озера — в любом случае, найдете здесь то, что вам нужно — начиная с собственно судна и кончая специальными непромокающими стельками для обуви.
А теперь, раз уж у меня не получилось рассказать обо всей выставке, попробую остановиться на некоторых экспонатах, которые привлекли внимание.
Знак хорошего вкуса и традиций пример
Не мной первым замечено, что именно на Лондонской выставке всегда хорошо представлено то, что принято называть "традиционным судостроением". Не стала исключением и юбилейная. В парусном разделе две фирмы представляли трейлерные швертботы семейства "Drascombe" — универсальные сверхнадежные семейные лодки. Скажу, исходя из собственного опыта профессиональной эксплуатации "Дрескомба", для дневных неторопливых походов ничего лучше просто не придумать. Сегодня семейство "Дрескомб" составляют пять моделей длиной от 4.72 до 7.62 м. Хочу сразу заметить, что когда речь идет о традициях, это не значит, что вы увидите пеньковый канат, пропущенный через деревянные юферсы. Наоборот, корпус, рангоут и такелаж, дельные вещи и внутреннее оборудование — все выполнено из современных материалов и с высочайшим качеством. Для тех же, кому по душе более комфортабельные суда, выбор достаточно широк: от гафельного тендера "Cape Cutter 19" производства одноименной компании до 27футового гафельного "Pilot Cutter". И опять — архитектура позапрошлого века сочетается со стеклопластиком корпусов и оборудованием от ведущих производителей.
Не менее бережно сохраняются британцами традиции и при постройке моторных судов. Издалека заметны характерными поднятыми носами лодки "Orkney" и "Warrior" с ярко выраженным собственным стилем. И та, и другая фирмы выпускают многоцелевые суда с некоторым уклоном в сторону рыболовной специализации — отсюда открытые кокпиты большой площади и лишь необходимый минимум отделки.
Не обходится и без сюрпризов: издалека вид мотолодки "Landau-20" казался довольно обычным, немного в стиле "ретро", без каких-либо изысков, и, только подойдя вплотную, увидел — а лодочка-то довольно новаторская! Секрет "крылся" ниже ватерлинии — два туннеля для вентиляции подводной части, широкая центральная лыжа и узкие бортовые скеги производили впечатление. Оказавшийся поблизости менеджер объяснил, что для движения в переходном режиме по волне такие оригинальные обводы — самое то. Лодка выпускается фирмой в двух вариантах компоновки — "cruiser" и "walkaround" и комплектуется только четырехтактными подвесными моторами.
Но была здесь и настоящая классика — водоизмещающие катера "Plymouth", имеющие корпуса с хорошо выраженной седловатостью и бортовые успокоители качки, а также отличающиеся тщательностью отделки — для человека с очень хорошим вкусом.
"Вирус" крупного калибра
Разборный многокорпусник. Как знакомы эти слова сотням владельцев "Альбатросов", "Ветров" и "Просторов". Но в британском понимании разборные суда выглядят несколько иначе: это тримараны "VirusPlus" и "Magnum 21". Оба сделаны из стеклопластика и изготовляются серийно.
Очень хорошо прослеживается разница в назначении лодок: если "Вирус" длиной 4.9 м явно предназначен для закрытых водоемов, то "Магнум" длиной 6.3 м — для куда более серьезных акваторий. Прежде всего его само-отливной кокпит позволяет рассматривать волнение исключительно с точки зрения комфорта. Судя по кадрам демонстрационного фильма, лодка выглядит достойно и преодолевая прибойную волну, и в свежий ветер.
Оба тримарана являются непотопляемыми, имеют оригинальную систему крепления балок, что позволяет тратить на сборку-разборку буквально полчаса. В разобранном состоянии центральные корпуса могут использоваться самостоятельно — как гребные лодки, а у "Магнума" — и как моторную, благо для подвесного мотора имеется штатное место на транце. Еще одно: как известно, поставить многокорпусник после переворота силами экипажа практически невозможно. Так вот — система крепления поплавков позволяет отсоединить их буквально за минуту, причем и в перевернутом состоянии тоже, а потом поставить на место, что, как вы понимаете, немаловажно. Конечно, это потребует определенных навыков и хладнокровия, может быть даже тренировок, но в принципе — реально.
Можно еще добавить, что двое физически крепких мужчин способны вынести на берег "Вирус", а трое — "Магнум", конечно, предварительно разгрузив их.
Уно, дуо, трез...
Пожалуй, самые сильные ощущения я испытал, когда дошел до той части выставки, где стояли гоночные швертботы. Помните известное правило о переходе количества в качество? Вот именно об этом я и думал, осматривая три стенда — "Laser Association" (LA), "RC Racing" (RC) и "Topper International" (TI).
Походив по стендам и пообщавшись с менеджерами, я понял — здесь продают не яхты, здесь продают парусный спорт. Целиком. В оригинальной упаковке.
Начнем с LA: предлагается 7 корпусов, на которых базируется 11 модификаций — от детско-подростковых "Funboat" до 6-метровой тройки "SB-3" с подъемным килем. Впрочем, "Лазеры" в России известны — их у нас зарегистрировано целых 57 шт. — и по этому показателю мы уже опередили Нигерию, где их 55, правда, отстаем немного от Танзании — там 81. Вместе с яхтами покупателю предлагается общемировая система кубков и чемпионатов для всех желающих любого возраста — от 10 до 50 лет.
Теперь RC: 10 корпусов, 11 модификаций. Правда, у них подкачало подростковое звено — самая "младшая" лодка семейства "Feva" (3.64 м) — это швертбот уровня "Европы", но представители фирмы говорят, что ничего не имеют против "Кадетов" и "Оптимистов". Зато 7-метровая "Elite" — "старшая" лодка — полноценная килевая тройка (весьма похожа на "Солинг"). И опять же, в комплекте — регаты мирового уровня.
И, наконец, TI: 21(!) модель, базирующаяся на 13 корпусах. Самая "младшая" "Europty" — вариация на тему "Оптимиста", самая "старшая" — 5-метровый "Sport-16".
Больше всего поразило, как на основе одного базового корпуса длиной 3.86 м и весом 60 кг получается семь моделей, из которых основные: одиночка "Uno" с площадью парусности 5.6 м2, явно предназначенная для новичков, более нагруженные парусами "Uno Race" и "Race Plus" и, наконец, гоночные машины "Duo" и "Tres" — у этих на каждый 1 м2 паруса приходится всего 6 кг веса корпуса. Корпус, на котором образованы все эти модели, сделан из термопласта, и TI выпекает лодки, как пирожки. Кстати, термопластовые корпуса имеют в своей обойме и LA ("Laser Pico"), и РС ("Feva").
Еще одна термопластовая модель TI — "Magna" — может использоваться как швертбот-тройка.
Стенды всех трех фирм располагались неподалеку друг от друга, и посетители курсировали, сравнивая похожие модели. Не поленился сравнить их и я (см. таблицу).
Основные данные трех швертботов
Фирма | LA | RC | TI |
Модель | "Laser 2000" | "RC 400" | "Sport 14" |
Длина, м | 4.44 | 4.52 | 4.45 |
Ширина, м | 1.85 | 2 | 1.80 |
Вес, кг | 100 | 129 | 120 |
Площадь парусности, | м2: | ||
— грот | 8.75 | 14.76 | 12.85 |
— стаксель | 3.03 | — | — |
— спинакер | 9.86 | 13.94 | 17.4 |
Очень любопытно реагировали менеджеры, отвечая на вопрос: "Зачем вы продаете такие одинаковые лодки?" Все они, словно сговорившись, отвечали: "Подождите немного, и все поймут, что именно наша модель самая лучшая!"
Добавлю, что все эти лодки оснащены трапецией, а спинакер несут на носовом выстреле, кокпит у них самоотливной. Это, кстати, непременная деталь вообще всех спортивных шверботов, которые были представлены на выставке.
Швертбот? Швертбот!
Новую знакомую звали "Ovni 385", выпускается серийно компанией "Alubat". Первая мысль, пришедшая мне в голову при виде этой 13-метровой алюминиевой яхты с гранеными обводами, была: "Интересно, зачем у нее сняли киль?" И лишь увидев конструкцию руля с поднимающимся пером, я полез под днище проверять свою догадку: "Точно — шверт!" Да, господа, странно осознавать, что 15-тонная яхта (это — полное водоизмещение, а вес собственно корпуса — 8.5 т), может иметь осадку полметра. Пора было познакомиться, и я пошел внутрь. Внутреннее убранство ничем особенно не поражало — "краснодеревый стандарт", характерный для круизных яхт подобных размеров. А самое интересное скрывала зашивка — корпус был сварен по без-наборной технологии из полос легкого сплава толщиной 12 и 8 мм. Ну, что сказать — на наших водохранилищах, где приличные глубины иногда бывают только по линии русла, такая яхта пришлась бы ко двору.
После этого я решил провести небольшой опрос и прошелся по экспозициям ведущих яхтостроительных фирм. Конечно, они все были здесь представлены. Результат мною уже ожидался — и у "Beneteau", и у "Jenneau", и у "Kirie" (яхты "Philing"), и у ... В общем, у всех изготовителей модели длиной до 9—10 м имели швертовые варианты. Тенденция, однако! Остается надеяться на скорое распространение этих яхт на внутренних водных путях нашей страны, где зачастую именно глубины сдерживают развитие крейсерского плавания под парусами.
Экстриму все возрасты покорны
Различные экстремальные проекты были выделены на выставке в отдельную экспозицию, которая располагалась в сборном павильоне рядом с главным комплексом. Довольно большой стенд был отведен кайтингу во всех его проявлениях — и летнем, и зимнем, а также демонстрировались многочисленные каяки, байдарки, рафты. Здесь было много любопытного, но, пожалуй, по-настоящему интересными оказались лишь две встречи.
Возраст — около 50, обветренное лицо, лохматая борода и запутанная шевелюра — типаж до боли знакомый. Сколько таких я лиц встречал в походах! И действительно, Джон оказался классическим водником, вот только плавсредство у него необычное — два длинных и узких 4-метровых поплавка, над которыми поднята гондола для туриста. Необычен и способ гребли — неподвижный гребец удерживает рукояти весел, а ногами двигает хитрую конструкцию из коромысла и системы тяг. В задней части гондолы — багажник для палатки и рюкзака. Впечатляло, как этот катамаран легко шел по двухметровой волне — были у Джона и такие съемки.
И полная противоположность — два молодых, накачанных парня и такой же снаряд у них (другого определения не подберу). Накачанный. Бензином. Сбылась мечта экстремала — наконец-то в доску для серфинга умудрились втиснуть мощный 45-сильный водомет. Скорость — за 60 км/ч, и это — стоя на узкой доске! Прыжки, виражи! Такое, конечно, уже не для меня... Но... Попробовать бы! А рядом с доской у ребят стояла маленькая табличка: "Ищем дилеров".
Мимоходом
Я уже упоминал о размерах выставки и о полной невозможности хотя бы бегло рассказать не то что обо всем, но даже обо всем самом интересном. Поэтому поделюсь лишь некоторыми впечатлениями, полученными от тех разделов выставки, внимательно осмотреть которые времени не хватило.
Ожидаемо широко были представлены РИБы и львиную долю среди них — так же ожидаемо — занимали "Zodiac" на пару с "Avon". Выделялись шикарным и оригинальным оформлением стенды больших моторных яхт — видно было, что услуги дизайнеров влетели в копеечку. Производители подвесных моторов, все как один, представляли наряду с двухтактными полную линейку четырехтактных двигателей.
Тихую зависть вызывали стенды с литературой. Три полки с пособиями по навигации для любителей, четыре — с учебниками по тактике гонок, причем практически для каждого класса! Морская практика, конструирование, художественная литература о яхтинге, и т.п., и т.д.
Стенды с палубным и навигационным оборудованием. Электрика, электроника, сантехника, кухни, отопительные системы, мебель, такелаж и рангоут, специальная химия для ухода за корпусом, лаки и краски, одежда и обувь, спасательные средства, радиосвязь и... и. Все там было.
Самый посещаемый стенд
И был один стенд, который выделялся, по сравнению с остальными, своей посещаемостью. Это стенд пивной фирмы "Guinness". Для некоторых посетителей он был первым — я видел, как кое-кто, выходя из гардероба, направлялся сразу туда — и, наверное, последним. Мне же не повезло — я пытался увидеть как можно больше, и на знаменитое пиво не оставалось времени — очереди оказались довольно приличными. Но в последний свой лондонский день я поехал в Гринвич, посмотрел на "Gipsy Mot 4", походил по "Cutty Sark" и зашел в паб с названием "Gipsy Mot", выходящий дверьми прямо на стоянку знаменитых парусников. Там и приговорил свою пинту Гиннесса.