Выставка "Vene/Bat", проходящая в Хельсинки каждый февраль уже в 35-й раз — из разряда "великих малых" в судостроении. По числу участников и экспонатов (344 фирмы и 556 представленных судов) она отстает от других известных бот-шоу, таких как Дюссельдорфская или Лондонская. Тем не менее хельсинкский выставочный центр на площади более чем 21 000 м2 ежегодно собирает практически все заметные на европейском рынке фирмы, специализирующиеся на производстве и торговле разнообразной продукцией для работы и отдыха на воде.
Беглый ознакомительный осмотр шести залов выставки показал: нынешнее ее состояние можно охарактеризовать как стабильно успешное. Такого быстрого роста демонстрационных площадей, какой отмечался пару лет назад, сейчас нет; не видно и бесспорного "гвоздя программы", эффектного и наиболее запоминающегося экспоната. Даже расположение стендов наиболее крупных участников уже привычное. Успехи отрасли нашли отражение в разросшихся модельных рядах лодок, катеров и яхт, новых достоинствах моторов и другого судового оборудования, в более широком ассортименте сопутствующих товаров. Поскольку ваш корреспондент специализируется на моторных судах, именно им в основном и посвящен этот краткий отчет, благо большую часть выставочной площади занимал именно этот раздел представленного маломерного флота.
Несколько "монстров" финского судостроения занимали всю центральную часть самого большого, шестого, зала. Новинки сезона были выделены яркой наклейкой "uutuus" на сверкающих глянцем бортах. Рекордным по площади был стенд финских представителей концерна "Yamaha". Он объединил всю продукцию, выходящую на водные просторы под логотипом из трех скрещенных камертонов: от подвесных моторов до "пакетных" моторных лодок "Yamarin", включая также аквабайки, снегоходы и даже одежду "Helly Hansen". Лодок "Yamarin" прибыло: появились модели "5930" (компоновка НТ — хардтоп) весьма изящных форм и открытая двухконсольная "5020" в корпусе новой серии.
На стенд "Bella Veneet" указывала от самого входа оригинальная "стрелка", представляющая собой вынесенный на высокий постамент катер серии "Аквадор". Компания, пожалуй, первенствовала по количеству представленных судов на единицу стендовой площади, сработанной под причал фирменного темно-синего цвета. Тесно сомкнутые модельные ряды пополнились стильным семиметровым полуглиссером "Bella-703" с вельботной кормой, каютной "Bella-760" и "Flipper-605", шестиметровиком с популярной у рыболовов компоновкой "walkaround".
Наибольшие ожидания возлагались на новинки хорошо известных в России брендов "Silver" и "Buster". Лодки с алюминиевым корпусом очень популярны у нас в стране. "Silver" представил несколько новых моделей, в числе которых, отметим с гордостью, две разработки полностью отечественные — российского представителя фирмы — компании "Спортсудпром" (см. статью). Интерес для пользователя, особенно профессионального, должна представить и доработанная конструкция кормы "Silver Eagle", допускающая установку спаренных подвесных моторов.
"Buster" полностью переработал свою модель "XL", которая стала внешне походить на самую старшую, "Magnum". Ее длина увеличилась до 5.6 м, что позволило повысить наибольшую допустимую мощность мотора с 90 до 115 л.с. при росте максимальной скорости с 36 до 42 уз. Кроме того, ее двойная консоль теперь оснащена пластиковыми верхними панелями, а кокпит — более удобным релингом. Стилизация под "Magnum" не обошла и более крупный "XXL". Частичной переработке конструкции рецесса подверглась другая популярная модель — "Buster M".
Успешно конкурировали с раскрученными марками менее известные алюминиевые лодки "Faster", ассортиментный ряд которых также понемногу расширяется, и по-прежнему — "Мастер" наших Адмиралтейских верфей, стоявший бок о бок с "Ryds" и "Galia" на стенде их финского представителя "MC'SEA OY". Еще раз заявили о себе в новом сезоне и надувнушки "Лидер". Теперь в Финляндии они будут продаваться под маркой "Interbarco". Необычный четырехметровый РИБ с добротным алюминиевым днищем и "лидеровским" баллоном выглядел вполне достойно даже на фоне надувной продукции с именами мировой известности. Вообще РИБов оказалось относительно мало, помимо местных "Boomeranger" представлены были украинские "Бриги", южноафриканские "Gemini", еще несколько марок в ассортименте некоторых магазинов морских товаров. Финны относятся к надувной продукции сугубо утилитарно и, в отличие от нашего покупателя, не причисляют ее к "лодкам своей мечты".
Моторы демонстрировались столь же степенно и неспешно, без "чудес" вроде образцов, тарахтящих и булькающих в ярко подсвеченных аквариумах. Разноцветные шеренги подвесников просто стояли, как на плацу — отдельно двухтактные, отдельно четырехтактные. Командовали парадом новинки сезона. В целом было видно, что моторостроители, несмотря на общую тенденцию к развитию четырехтактных серий, продолжают делать ставку на все наработки прошлых лет, поэтому привычные карбюраторные двухтактники уверенно занимали достаточно большое место на выставочном ковролине.
"Yamaha" заявила новую четырехтактную модель в 150 л.с., а также двухтактную "HPDI" (прямого впрыска) в 300 л.с.! На сегодня это один из самых мощных подвесников в мире. Продолжает развиваться серия четырехтактников со сниженными требованиями к качеству бензина. Опыт показал, что последние поколения моторов ряда фирм оказались очень чувствительными к некачественному топливу и маслу, потому инициатива "Ямахи", скорее всего, найдет понимание и в России. В этом году на рынок Европы выйдут подобные неприхотливые моторы в 15 и 25 л.с.
Представители "Tohatsu" активно предлагают свои инжекционные двухтактники серии "TLDI". По данным испытаний, на средних и высоких оборотах они ничем не уступают подобным четырехтактным моделям других фирм при существенно более высоком соотношении мощности и веса. Из четырехтактных представлена модель мощностью 9.8 л.с., являющаяся по существу форсированным 8-силь-ником, по аналогии с моделями в 6 и 5 л.с.
"Honda" показала новую 150сильную модель, европейский вариант 135-сильного мотора, продающегося в США. Выставлены также новые улучшенные образцы 30-, 40-и 50-сильных моделей, все оборудованные гидроподъемниками. Доработана даже самая малая, двухсильная, "Honda", мощность которой выросла до 2.3 л.с. Представитель фирмы отметил, что продажи моторов в России растут год от года примерно на 15%.
Моторы "Selva" можно было увидеть на стенде "Yamarin", но выглядели они весьма независимо. В новом году итальянские моторостроители предложили три новые модели — двухтактный "Bull Shark" прямого впрыска мощностью 50 л.с. и два четырехтактника — в 5 и 6 л.с. Показательно, что все они собственной разработки, в отличие от представленной ранее четырехтактной линейки, выстроенной на основе моторов "Yamaha"
Удивительно, что вполне благополучно выглядящий после реорганизации "Evinrude/Johnson", выступающий ныне от имени канадского концерна "Bombardier", до сих пор не имеет постоянного представительства в России. Фирма показала новые четырехтактные модели в 200 и 225 л.с. Небольшие конструктивные улучшения коснулись моторов и других мощностных диапазонов.
Многие моторостроители ("Yamaha", "Suzuki", "Mercury") демонстрировали на своих стендах помимо собственно моторов еще и комплектные лодки, отмеченные знаком соответствующего бренда. Такой популярный маркетинговый ход оказывается выгодным и продавцу, и покупателю с разных точек зрения: и по обороту продаж, и по более низкой в целом цене, и с точки зрения сервисного обслуживания в единой развитой сети.
По-прежнему сильны финские фирмы, специализирующиеся на оптовой продаже товаров морского ассортимента. Не всякое малое судостроительное предприятие способно наладить поставки оборудования и дельных вещей напрямую от производителя. Торговый посредник же за малую наценку выполняет комплектование заказов по каталогу со своего склада, предоставляя постоянным клиентам различные услуги и существенные скидки. На выставке немалый стенд занял старейший морской магазин "Maritim". Его пестрящий новинками тяжелый каталог способен за день оттянуть руки любому посетителю выставки. Популярностью пользовались компании аналогичного профиля "Vestek", "Biltema" и др. Представитель магазина "Nautikulma" из Турку, специализирующегося на поставках сложного яхтенного оборудования, сообщил, что объем продаж в Россию за прошлый год у них вырос вдвое — хорошее свидетельство развития малотоннажного флота у нас в стране.
Вызывает уважение раздел выставки, из года в год посвященный деревянному судостроению Финляндии. Мастера работают прямо на стендах, демонстрируя как традиционные дедовские, так и самые современные технологии обработки дерева, неисчислимые арсеналы специальных лаков и красок, всевозможный инструмент, зачастую весьма экзотический. Шведская фирма "PERAGO System" показывала необычную насадку на дрель — резиновую фрезу, в зубья которой вставлены заточенные металлические пластинки. Фреза с большим успехом, чем лепестковый абразивный круг, дочиста обдирала деревянную, металлическую, бетонную поверхность, причем мастер мог удерживать ее буквально одной рукой.
К сожалению, на осмотр выставки у нас было совсем немного времени, поэтому какие-то важные вещи, вытесненные на периферию стендового пространства, могли оказаться просто незамеченными. Мы пожелаем, чтобы неброские пока экспонаты, ускользнувшие от внимания журналистов, в последующие годы дали толчок таким идеям, которые смогут вывести Хельсинкское бот-шоу из периода эволюционного развития в революционный.