Информация об изображении
На стенде ТД "Борей" мирно соседствует и отечественная, и зарубежная продукция
По общему впечатлению, наша самая большая лодочная выставка наконец стала внешне выглядеть как полноценная бот-шоу. Размах еще не мировой и даже не европейский — относительно скромная хельсинкская "Vene" больше в несколько раз, тем не менее на MIBS в этом году уже был представлен полный "джентльменский набор" лодочно-развлекательной продукции, в том числе весь диапазон малых судов, от охотничьих каяков до представительских яхт, всевозможное мелкое и крупное оборудование для них и все то, что принято называть сопутствующими товарами: одежда, аксессуары, расходные материалы, информационные издания. Произошедшие перемены не могут не радовать — они свидетельствуют о том, что лодочный рынок в целом у нас сформировался, сейчас происходит рост его отдельных сегментов, сопровождающийся расширением и спроса, и предложения.
На стенде ТД "Борей" мирно соседствует и отечественная, и зарубежная продукция
Столица есть столица. Открытие выставки прошло с полным соблюдением протокола: приветственные речи от городских властей и организаторов, перерезание ленточки под гром военно-морского оркестра, пресс-конференция для журналистов. Директор выставки Т. Э. Лукьяненко отметила, что "по сравнению с предыдущим годом бот-шоу выросла более чем в два раза, а это значит, что представленные товары пользуются популярностью, люди готовы покупать и покупают не самые дешевые средства передвижения". На вопрос тележурналиста, когда малые суда будут распространены так же, как и отечественные автомобили, президент Всероссийской федерации парусного спорта А. А. Котенков ответил: "Мне не хотелось бы проводить такой аналогии. Наши яхты будут приобретаться, как "BMW" и "Мерседесы", но по цене, которая соответствовала бы "Жигулям", и при качестве, не уступающем западному". Он также выразил сожаление по поводу того, что на нынешней выставке парусная тематика показана слабо, и пообещал, что в следующем году все будет по-другому.
Выше планку!
Информация об изображении
Новые "Сильверы" малозаметны только в прибрежных камышах, но не на выставке
Проанализируем состав участников. Почти две трети экспонентов составили торговые организации — официальные представители и просто дистрибьюторы, а также многопрофильные фирмы-магазины. Подавляющее большинство, как и следовало ожидать, — российского происхождения. Иная ситуация с производителями, среди них отечественных предприятий оказалось меньше половины, или примерно 8% всех участников выставки. Этот факт надо расценивать как прискорбный: лишь небольшое число "настоящих" производственных фирм сочли возможным для себя участвовать в этой выставке, причем среди них не оказалось таких авторитетов нашего малого судостроения, как КАПО им. Горбунова, КнААПО, ВАСО или даже "Мнев и К". Некоторые наши производственники выставили свою продукцию через московских дилеров. О причинах этого можно рассуждать, но одна из них лежит на поверхности: это поистине космические расценки за выставочную площадь в Краснопресненском экспоцентре. Даже европейские бот-шоу запрашивают существенно меньшие суммы, предоставляя при этом многие услуги бесплатно.
Новые "Сильверы" малозаметны только в прибрежных камышах, но не на выставке
Информация об изображении
Широта и разнообразие ассортимента — путь к успеху для магазина морских товаров
А вот факт выхода на российский рынок производителей зарубежных довольно интересен сам по себе. Много итальянцев — строителей крупных моторных яхт, а также известная моторостроительная фирма "Selva", которых объединил стенд итальянской ассоциации морской индустрии UCINA. Одна из зарубежных компаний — турецкая "Aytur Marine" — могла бы претендовать на номинацию "самое интересное среди незаметного". Она предлагала нашим дилерам шести-семиметровые пластиковые моторные лодки необычной стильной внешности, а также моторные яхты итальянского дизайна по очень привлекательным ценам и с гарантией на корпуса пять (!) лет.
Широта и разнообразие ассортимента — путь к успеху для магазина морских товаров
Вообще повышенный интерес к "большим" моторным яхтам можно назвать отличительной чертой MIBS-2004. Достаточно сказать, что ими была занята большая часть открытой выставочной площади и увесистая доля закрытой. Волшебные формы "Принцесс", "Азимутов" и "Ферретти" вызывали учащенное сердцебиение еще на дальних подходах к первому павильону, а самым заметным экспонатом бот-шоу можно назвать полированную итальянскую красавицу, с классически-изысканными линиями корпуса "Apreamare" со стенда московского дилера "ГТЦ Яхтинг".
Корабелы Николаева, Нижнего Новгорода, самой Москвы наперебой предлагали разборчивой местной публике 15-20-метровые суда класса "люкс", хотя, согласно опросу, основная масса посетителей все же интересовалась малыми судами стоимостью до 10-20 тысяч "условных"...
Все те же и...
Информация об изображении
Моторные лодки с алюминиевым корпусом традиционно интересны нашему покупателю
Тон всей экспозиции — привычный интернациональный, что объясняется ростом желающих купить "иномарку". Аналогичный антураж, когда на стендах сверкают хромом и пластиком все те же "Bayliner", "Quicksilver" и "Aquador", можно встретить на многих европейских выставках.
Моторные лодки с алюминиевым корпусом традиционно интересны нашему покупателю
Эти и другие американские, итальянские, финские бренды довольно хорошо известны, имеют устойчивую репутацию и всегда находят своих покупателей. Но нам было интереснее узнать о родной, российской специфике ассортимента товаров предлагаемого немногочисленными отечественными производителями, само присутствие которых здесь достойно уважения. Остановимся на них подробнее.
Наиболее представительно, хотя и несколько аскетично смотрелся стенд петербургского предприятия "Спорт-судпром", выпускающего финские алюмопластиковые катера и лодки "Silver". Фирма выставила практически весь свой модельный ряд, включая новинки сезона с камуфляжной раскраской корпуса. Что показательно, все ее экспонаты были проданы со стенда за дни работы выставки, и недостатка в заказах на предстоящий сезон предприятие не испытывает. Скромнее выглядели экспозиции нижегородского "Пласта" и подмосковного "Финпромтрейда". Первый из них наряду с известным читателям "Вектором-Si" представил доработанный экземпляр "Касатки", испытанной нами в прошлом году на мерной миле "КиЯ" (№187). Ее высокая рубка теперь приобрела более гармоничный вид. По словам представителя верфи, производственные планы на эту весну уже расписаны. "Финпромтрейд" предлагает выпускаемые по лицензии финские катера и лодки "Финнспорт". Их дизайн выглядит немного архаично, но в доброй репутации марки сомневаться не стоит.
Информация об изображении
Украинская алюминиевая лодка "UMC-50" привлекала внимание оригинальным дизайном
Под открытым небом на стенде Торгового Дома "Борей" разместились стеклопластиковые моторные лодки "Crosswind", также испытанные нашим журналом (№188). В этом году выйдут их новые модели: "175" с носовой каютой и "160" открытой компоновки. Поблизости нашлось место для небольшого, но примечательного экспоната от питерской компании "Арт-Марин" — пластикового швертбота в корпусе популярной в недавнем прошлом гребной лодки "Фофан" с гафельным вооружением "гуари". По отзывам специалистов, видевших его на ходу, по волне он идет весьма уверенно, и при наличии в едином месте нескольких таких однотипных судов уже можно было бы открывать гонки нового, довольно демократичного парусного класса.
Украинская алюминиевая лодка "UMC-50" привлекала внимание оригинальным дизайном
Информация об изображении
Набор "два в одном" для тех, кто слабо ориентируется в достоинствах моторных яхт
Вот, вообще говоря, и все наши производственники, нашедшие возможность присутствовать на MIBS "живьем", с натурными экспонатами. Внутри павильона, кроме того, были стенды фирм, которые с натяжкой можно назвать отечественными производителями — "Корсар" и "Баджер" со своими надувными лодками, чьи баллоны собирают в Корее. Новый РИБ "Роджер" от "Корсара" был одним из немногих "серьезных" экспонатов, способных вызвать интерес профессионалов. В ближайших планах фирмы — пойти дальше по пути повышения качества своей продукции и применить для своих лодок материалы и технологии уровня хай-тека. "Баджер" намерен пополнить ряд своих надувнушек новинками — экспериментальной 3.6метровой моделью с катамаранной формой днища, потенциально более скоростной, хотя и не столь комфортной на волне, по сравнению с традиционными разборно-надувными лодками, а также расширить диапазон моделей с пайолом типа "Аэродек", более безопасных и простых в сборке.
Набор "два в одном" для тех, кто слабо ориентируется в достоинствах моторных яхт
"Приглашаем к сотрудничеству дилеров..."
Расширение спроса на средства отдыха на воде автоматически ведет к росту числа компаний-посредников, желающих вложить капитал в уже готовую продукцию. Таких на выставке наблюдалось абсолютное большинство, и надо отметить положительную тенденцию к развитию предложения товара мелкого, требующего интенсивного оборота. Это вам не одну суперяхту продать и жить потом целый год безбедно, тут работать надо с клиентом, привлекать, обещать гарантии, скидки и прочие бонусы. Если лет пять-семь назад на рынке комплексных поставок доминировал Торговый Дом "Царь", то сейчас стало довольно тесно — укрепились конкуренты "Адмирал Маркет", "Мореман", множество менее крупных магазинов, в том числе и при развивающихся яхт-клубах. Доходит до курьезов, когда сразу несколько фирм, претендующих на дилерство какого-либо товара, работают на одни и те же регионы страны и вынуждены выяснять между собой, кто из них официальнее и эксклюзивнее. Скажем, на моторах популярной японской марки одни продавцы оставляли фирменный шильдик с серийным номером, а другие заклеивали его собственным лейблом, принимая всю полноту ответственности за исправную работу изделия на себя. Покупателю поневоле приходится проявлять бдительность, наводить справки о продавце, а зачастую возить свою технику на обслуживание в сервис-центры конкурентов. Отчасти в этом можно винить и руководство самих компаний-хозяев, недостаточно четко проводящих маркетинговую политику в подведомственных регионах либо выжидающих, когда у нас все утрясется само собой. Интересно, что многие моторостроители не торопились с выводом на наш рынок своих новых разработок. Серия "Verado" от "Mercury" только рекламировалась на видеоэкране, новинок от "Selva" и "Evinrude" вообще не было, лишь "Tohatsu" показала практически все то же, что и месяцем раньше в Хельсинки.
При всем том, на стендах дилеров-посредников все же было достаточно интересного для массового зрителя. Очень выигрышно смотрелась украинская моторная лодка "UMC-50" с корпусом из крашеного листового алюминия. Строителям удалось за счет изящной линии планширя лишить ее обычного для подобных лодок топорного внешнего вида. ЗАО "Москанелла" привезло в Москву серию американских лодочек "Walker Bay" из штампованного термопласта. Интересны они тем, что при относительно невысокой цене (в упавших долларах) их можно вооружать простым парусом, а для большей остойчивости пристегивать по периметру надувной борт. Такой вот парусный РИБ. Как мы отмечали вначале, парусная тема вообще оказалась слабым местом нынешней MIBS. Кроме упомянутых швертботов, паруса выставили только представители финской "Bellamer" и французской "Beneteau", да и те по одному экземпляру от каждой. Еще немного, и их перегнали бы авиаторы со своими вертолетами и летающими лодками. Немного успокаивает лишь то, что в последние годы отмечается некоторый подъем интереса московской публики к парусным судам.
Возвращаясь к статистике, нельзя не отметить большое представительство — около четверти экспонентов — информационных компаний и специализированных изданий на водную тематику. Тут мы отметим не без гордости, что небольшой стенд журнала "КиЯ" посетители время от времени брали в осаду, так что взятый с собой солидный запас только что вышедшего №188 разошелся еще до окончания выставки.
Крокодильи слезы
Москва всегда была и будет центром притяжения потребителей из регионов страны. Останется ли MIBS выставкой номер один для лодочной индустрии будущего? Складывается ощущение, что если курс организаторов выставки "ITE Group plc" останется неизменным, стенды мартовского Экспоцентра прочно оккупируют наиболее крупные торговые и посреднические компании, способные вложить в выставку и затем оправдать немалые деньги, непосильные для большинства производственных, научных и общественных организаций. Уже получают развитие в этом году альтернативные проекты в выставочных комплексах "Адмирал—Маркет Марин" и "Крокус Экспо".
А на MIBS у входа в первый павильон Краснопресненского центра происходило очень симптоматичное мероприятие: люди с плакатами-"бутербродами" предлагали всем проходящим купить байдарки и каноэ напрямую от производителя. Такой вот способ арендовать выставочную площадь без удобств, зато по минимальным расценкам.