Интервью незаметно перешло в неформальную беседу которая затянулась допоздна и касалась она, разумеется, отнюдь не только пресловутой яхты. Среди прочего были обсуждены достоинства и недостатки другой новинки КБ — прямоштевника "Рикошет-930".
— Юра, как родилась идея президентского судна?
— Следует сначала поставить все точки над "i". Чтобы там ни писали в отечественной прессе, это никакая не "президентская яхта", а всего лишь многофункциональный служебно-разъездной катер для ЛенВМБ, который в то же время способен выполнять представительские функции. Первые эскизы этого катера появились на наших "чертежных досках" еще в 1999 г. Он планировался на замену служебноразъездным катерам ЛенВМБ, которые уже устарели — и морально, и физически. К тому же они изначально были малопригодны для использования в качестве представительских судов.
— Это был инициативный проект вашего КБ?
— Мы с самого начала работали в режиме диалога с представителями ЛенВМБ. Потом весной 2000 г. официально был объявлен тендер на проектирование и постройку подобного катера. Со своим проектом мы вышли на руководство "Северной верфи", которая и подала заявку на участие в этом тендере. Помимо нас в нем участвовали пять организаций: КБ "Редан," ЦМКБ "Алмаз", Зеленодольское ПКБ и Нижегородское КБ СПК. В мае 2000 г. было признано, что наша разработка наилучшим образом удовлетворяет условиям конкурса.
Замечу еще, что для участия в тендере мы специально сделали некий "муляж", наложив выполненный на компьютере в нужном масштабе рисунок будущего катера на фотографию вполне реально существующей пристани вблизи Адмиралтейства (у Дворцового моста). Получилась весьма эффектная демонстрация судна в городском пейзаже.
— Какую часть проектных работ выполняли вы, а какую — другие организации?
— Общепроектные работы, модельные испытания, корпусные конструкции, системы, устройства и механическая установка, внешний дизайн, общая планировка — все это лежало на нас. Конечно, по ходу дела многое менялось, даже уточнялось и дорабатывалось само ТЗ, но основой по-прежнему были наши первоначальные проектные разработки — те самые, которые были поданы на тендер. Все последующие "пляски" шли уже от них, и в январе 2001 г. мы приступили к подготовке рабочих чертежей.
— В ТЗ каким-то образом учтено, что судно будет использоваться для выходов на нем первых лиц государства?
— Разумеется. "Буревестник", формально называясь "служебно-разъездным катером проекта 21270", фактически является моторной яхтой представительского класса. Кстати сказать, опыта строительства судов такого класса в России до сегодняшнего дня вообще не было. На нем предусмотрены два богато отделанных салона (открытый и закрытый) наверху, четыре изолированные двухместные каюты внизу и отдельно расположенная VIP-каюта. Ее уникальность в том, что она двухъярусная — верхний ярус представляет собой рабочий кабинет, а на нижней палубе размещаются спальня и санузел. Сразу скажу, предвосхищая твой очевидный вопрос, подобная планировка каюты не часто встречается на таких судах. Закрытый салон (рассчитанный на 12 персон) разделен на три зоны — отдыха, обеденный зал и бар. Разумеется, в отделке судна использованы высококачественные материалы и дорогие сорта дерева.
Основные данные служебно-разъездного катера "Буревестник" (проект 21270)
Длина макс., м | 27.40 |
Ширина макс., м | 6.50 |
Осадка с полной нагрузкой, м | 1.60 |
Высота судна от киля до клотика, м | 7.00 |
Скорость, уз: | |
- максимальная | 22 |
- крейсерская | 14 |
Дальность плавания, мили | 350 |
Мореходность, баллы | 5 |
Автономность плавания, сут. | 5 |
Экипаж, чел. | 6 |
Водоизмещение порожнем, т | 85 |
Мощность двигателей, кВт | 2x900 |
Мощность генераторов, кВт | 2x25 |
— Поступали ли к вам какие-либо специальные пожелания по отделке или планировке отдельных кают или всего судна в целом?
— Нет, никаких. Все шло, скорее, наоборот. Мы подавали свои предложения по отделке, которые или принимались, или отвергались заказчиком. Окончательно же внутренним дизайном и отделкой занимается весьма квалифицированная фирма "ЛЭС-проект", которая в этом году выполнила переоборудование интерьеров президентской яхты "Кавказ".
— Что было с технической точки зрения самым сложным и самым интересным при разработке данного проекта?
— Как я уже сказал, судов такого класса в России раньше не строилось вообще. Уже одно это, как ты понимаешь, наложило на нас определенную ответственность. Ведь нам предстояло спроектировать не просто катер или яхту, а судно, способное достойно представлять и Балтийский флот, и Санкт-Петербург, и государство, наконец! Ну, в общем-то, это лицо и нашего КБ, и "Северной верфи". Так что надо было показать, что мы умеем. Работа над такими проектами очень интересна и очень сложна "по определению", что называется, именно в силу высокой ответственности.
Кроме того, мы имели дело с судном малых размерений и, соответственно, малых объемов. Внутри этих объемов требовалось не только скомпоновать машинное отделение и насытить катер обычными для судов таких габаритов машинами и механизмами, но и разместить различные системы связи, кондиционер и другое дополнительное оборудование. И самое главное — на этом судне (с учетом его назначения) должны быть: просторный и комфортабельный салон, вместительные каюты сопровождающих лиц, капитанская каюта, кубрик и кают-компания экипажа и, конечно же, каюта первого лица. Архитектурное решение этой каюты, о котором я уже сказал, было вызвано необходимостью "вписать" объемы всех этих помещений в очень жестко заданные габариты будущего судна. Не надо забывать, катер проектировался для эксплуатации на весьма специфической акватории мелководной Невской губы, что ограничивает как осадку судна, так и максимальную его высоту для свободного прохода под низкими питерскими мостами.
— Как выполнена планировка судна?
— Функционально подпалубное пространство яхты поделено на четыре зоны (не считая ахтерпика и форпика). Двухвальная силовая установка — в корме, это понятно, потом идет большой "жилой" блок, объединяющий в себе каюты сопровождающих лиц и радиорубку, еще дальше в нос расположен отсек, в котором по правому борту — спальная часть VIP-каюты, а по левому — камбуз (они, разумеется, изолированы друг от друга). Капитанская каюта, кубрик и кают-компания экипажа — и это вполне уже традиционное решение — вынесены в носовую часть судна.
— Каким оборудованием и ходовыми механизмами оснащен катер — отечественными или импортными?
— И теми и другими. В каждом случае проводился довольно тщательный сравнительный анализ характеристик отечественного и импортного оборудования. Окончательно все конкретные решения по основному оборудованию принимались в Первом ЦНИИ МО РФ в Санкт-Петербурге и даже в Москве в Главном Управлении кораблестроения. Например, если говорить о главных двигателях, то на "Буревестнике" установлены отечественные дизели завода "Звезда", характеристики которых, по утверждениям изготовителя, достаточно близки к западным аналогам. Дизель-генераторы, кондиционер и носовое подруливающее устройство — западного производства. В системах навигации и связи использовано как отечественное, так и зарубежное оборудование.
— Что представляет собой общая конструкция корпуса судна?
— Она достаточно типична для военного кораблестроения — стальной корпус и легкосплавная надстройка.
— В каком состоянии сейчас находится "Буревестник"?
— Он достраивается. Приемо-сдаточные испытания состоятся весной, а первый официальный выход новой яхты —в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
— Юра, твое КБ известно проектированием малых и средних парусных яхт, а также разнообразных рабочих катеров. Проектом "Буревестника" вы дебютируете в высшем свете судостроения, если так можно выразиться. Какие еще интересные проекты ожидаются в ближайшем будущем?
—В настоящий момент семеро сотрудников нашего КБ стажируются в Испании. Совместно с испанской стороной мы будем проектировать уже крупнотоннажные коммерческие суда — нефтеналивные, паромы и сухогрузы. Понимаю, что это выходит за рамки интересов читателей "КиЯ", поэтому не стану особенно подробно распространяться на эту тему. Но малые суда и, разумеется, парусные яхты мы бросать никак не собираемся. Среди перспективных планов (правда, не самых близких) — создание в Петербурге производства для постройки яхт серии "Рикошет". Уверен, что можно и нужно предложить российскому любителю паруса качественную яхту по доступной цене.
— "Качественная яхта по доступной цене" — что конкретно ты вкладываешь в это понятие? Особенно в его вторую часть?
— 7,5-метровая полностью готовая к выходу в море крейсерско-гоночная яхта с высотой в каюте 1.73 м, 4-6 спальными местами, салоном, камбузом и гальюном не дороже 19 тыс. долл. США — как тебе?..
Беседу вел Артур Гроховский