На эту церемонию меня пригласил Кеннет Крачлоу — исполнительный директор ООГ. Я должен был получить "грамоты" для Александра Смургиса и Федора Конюхова, которые по разным причинам не смогли явиться лично. Кроме того, мне вручили сертификат Евгения Смургиса. Этот факт отмечался особенно, поскольку в этом году 14 ноября исполняется 10 лет со дня его гибели в водах Атлантики. В связи с этим в Морском музее Ла Тремблада, где на вечной стоянке находится "МАХ-4", будет представлена специальная юбилейная экспозиция.
Я воспользовался случаем и взял интервью у Кеннета Крачлоу в его доме — офисе ООГ на Ройал-Коллидж-стрит, что на севере Лондона. Роль переводчика исполняла его жена Татьяна, до замужества — одесситка.
Сквозь витринное окно офиса Общества с улицы видны причудливые экспонаты. Это небольшой музей. Здесь и насос, преобразующий морскую воду в питьевую, и сломанное весло одного из погибших смельчаков, и множество фотографий — своеобразная галерея подвигов гребцов более чем за столетнюю историю океанских гребных марафонов. На противоположной стороне в огромное окно бьют ветви платана, чудом разросшегося на территории крошечного дворика. А под домом, в тоннеле, запрятан участок знаменитого Риджент-кэнэла — канала, пересекающего всю левобережную часть Лондона. На этом канале проходят испытания гребцов-новичков, которым поначалу предлагают дойти до известного всем зоопарка и вернуться. Мы в сердце Камден-тауна — города каменщиков, мостивших полтораста лет назад набережные этого причудливого водного пути. Теперь — это прогулочная трасса для самых разных туристских судов, в том числе бывших угольных барж. Для гребцов это идеальное место для раздумий. Сначала — канал, потом — многоводная Темза, а уж за ней — океан.
Дыхание океана вполне ощутимо в этом странном офисе.
— Кеннет, а как все начиналось 20 лет назад?
— Мне самому эта история кажется странной. В качестве нештатного корреспондента одной калифорнийской газеты я — а было мне тогда двадцать пять — комментировал самое первое в истории одиночное плавание на веслах через океан англичанина Джона Фэр-факса. Его финиш на пляже Голливуд-Бич в Майами 19 июля 1969 г. неожиданно стал мировой сенсацией, поскольку ступивший на Луну Нил Армстронг послал Фэрфаксу телеграмму — поздравил по случаю окончания его шестимесячного рейса. Так я получил хорошее паблисити. Дружба с первым покорителем Атлантики продолжается и по сей день. Мой друг Питер Бёрд тоже начал готовиться к плаванию в Атлантике, и я стал его помощником и координатором. Можно сказать, на Питере отрабатывал те самые обязанности, которые стали содержанием работы нынешнего ООГ.
Вот красноречивые цифры. На июнь 2003 г. уже 164 человека (включая 13 героических женщин) — представители 19 стран мира — успешно пересекли на веслах океаны на 93 лодках. Заметим, что гребцы еще 63 лодок не смогли завершить свои маршруты — не будем сейчас говорить о причинах, а еще 156 лодок только пытались выйти на трансокеанский маршрут... Таким образом, из 312 попыток успешными оказались лишь 30%! Такая вот закономерность. Но вернемся к истории Общества.
20 лет назад — в августе 1983 г. — я и Питер стояли на берегу Тихого океана (было это в Сан-Франциско) и пытались подсчитать тех, кто рискнул стать покорителем океана. Тогда нам было известно далеко не обо всех попытках сделать это... Мы решили, наша задача — найти и перечислить всех. Так что ООГ начиналось с нас двоих. Оказалось, что к тому времени из 34 попыток пересечь океан только 16 были успешными, в этих рейсах участвовало 19 человек, включая первую женщину — Сильвию Кук. Четверо гребцов погибли в Северной Атлантике. Вот таким коротким был наш список, хотя три океана уже оказались покоренными по отдельности, а Питер Бёрд стал первым покорителем двух океанов. С того времени мы отслеживаем все нарастающий поток смельчаков, бросающих вызов океану. После гибели Питера Бёрда в 1996 г. ООГ получил статус официального, вскоре мы открыли сайт в Интернете — своеобразный экран нашей деятельности, источник информации для всех, кого морские приключения не оставляют равнодушными. Обновленные списки гребцов с множеством подробностей составлены при тесном сотрудничестве с редакцией Книги рекордов Гиннесса.
— Я читал пространную газетную статью, где описаны твои приключения. Знаю, что ты, хотя и директор уже знаменитого ООГ, но сам в океане не греб. Зато известно, что ты переплыл зимой залив в Сан-Франциско, бежал в летнюю жару 800 км от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско через знаменитую Долину Смерти. Потом несколько лет потратил на кругосветный вояж автостопом.
— Тут надо бы добавить, что несколько лет я состоял активным членом гребного клуба и даже жил в одном из них на Темзе. Каждый уик-энд мы участвовали в состязаниях; я набрался опыта гребли на академических четверках и восьмерках. Накачал мышцы рук и ног, а однажды, в гребное межсезонье, проверил себя в велопробеге от Лондона до Данди, что на самом севере Шотландии. Но именно личная дружба с теми, кто покорял океаны, сделала меня фанатом океанской гребли. Я хочу лучше всех познать эту загадочную ипостась то ли спорта, то ли авантюры, так стремительно овладевающей многими людьми. Сейчас мало кто вникает в философию океанского гребного марафона, называя его просто экстремальным видом спорта.
— Выходит, океанские гребцы — не спортсмены?
— Сущность любого спорта состоит в состязании — зримом и ощутимом, под строгим контролем судей. У океанских гребцов, в отличие от их коллег на Темзе или у вас — в Крылатском, борьба идет не с видимыми соперниками, а в первую очередь — с самим собой и с океаном, который, в некотором роде, и есть самый суровый судья.
— Но ведь уже прошли две массовые гонки — в 1997 и в 2001 году. Разве это не были состязания друг с другом?
— Нет, это не обычные гонки. Уже через сутки после старта гребцы оказались один на один с океаном. С его штормами, течениями, пугающей близостью звездного неба в кромешной темноте ночи. А на десятый день уже три десятка лодок растянулись вдоль трассы на тысячу километров. И гребцы решали одну и ту же проблему: как не сдаться, не повернуть назад, чтобы разом покончить хотя бы с этим страхом от каждой набегающей волны. Надо бороться еще и с тошнотой, и с бессонницей первых дней, с мучениями от неизбежных бесчисленных ссадин и потертостей, с солнечными ожогами и избытком соли в воздухе. Надо привыкнуть к ремням безопасности — постоянным и во время гребли, и в каюте, когда отдыхаешь, ко сну под шорохи и скрежет о днище вездесущих черепах и разных рыбин, спасающихся от акул. Даже снять на видео играющих дельфинов не так-то просто, как кажется. А варить суп в условиях никогда не прекращающейся качки? Это бесконечное сражение с самим собой, а попросту — с желанием дотянуться до пресловутой "красной кнопки спасения", отбросив береговое тщеславие. Нередко отказ от безумной затеи происходит и на "двойках", хотя стыдно признаваться в слабости другу. Так что гребцы мало похожи на обычных спортсменов, поскольку все решает именно характер, воля, а не пресловутая мышечная масса.
— Чем же конкретно занимается Общество?
— Пропаганда достижений, оказание помощи в подборе снаряжения, перевозке лодок, устройстве быта перед стартом и после финиша. А главное — отслеживание каждой лодки на ее маршруте. Благодаря сотрудничеству с фирмой "Аргос" мы показываем координаты всех лодок, их скорость, число пройденных за сутки миль, а также пройденное и оставшееся до финиша расстояние. Кроме того, мы публикуем на сайте письма поддержки и ответную информацию, даже подробные дневники.
— Две гонки, прошедшие под патронатом сэра Чэя Блайта, тоже предусматривали такого рода набор услуг?
— Обе прошедшие и предстоящая этой осенью их третья гонка — мероприятия в большей степени коммерческие. Например, будущим участникам предлагаются для покупки комплекты деталей лодки. Умельцы собирают их сами, что дешевле, другие — поручают это специалистам. Все остальные проблемы также отданы на откуп самим участникам гонки. Важно в назначенный срок предъявить лодку полностью снаряженной в соответствии с требованиями.
Мы приняли решение в 2004 г. организовать свою гонку, которую называем Регатой Общества (ORSARR — Ocean Powing Society Atlantic Rowing Regatta) или Регатой Джона Фэрфакса, поскольку сам старт гонки приурочен ко дню, когда он стартовал в 1969 г., — 20 января.
— В чем же отличие этой регаты?
— В том, что мы принимаем к старту не только экипажи-двойки, но и одиночек. Более того, пытаемся возродить и пересечение океана на многоместных "галерах", если так можно выразиться попроще.
— А были и попытки грести в океане на многоместных лодках?
— Первой и единственной успешной была одиссея 11 французов под командой Жерара Сейбела на 15-метровой лодке "La Mondiale" в 1992 г. На этой лодке с шестью слайдами для гребли они пересекли Атлантику от Канар до Гваделупы за 35 дней! Пытался улучшить их рекорд шотландский водолаз Рой Финлей. Он собрал команду из 16 гребцов и на 18-метровой галере "Atlantic Endeavour" стартовал в ноябре 1998 г. с тех же Канарских о-вов. Несмотря на восемь гребных мест и непрерывную работу веслами его команде так и не удалось достичь требуемой для рекорда скорости 100 миль в сутки. На 16-й день гребли у них начался полный разлад — на о-вах Зеленого Мыса гребцы бросили своего незадачливого капитана и его галеру. Наконец, известный гребец Марк Стабс и три его друга на "Scandia" в 2002 г. пытались побить рекорд пересечения Атлантики от Ньюфаундленда в восточном направлении; их постигла неудача.
— Постой, Кеннет. Это же та самая лодка, которую Конюхов окропил шампанским в городе Пул после спуска на воду в октябре 2001 года?
— Да, это она. Правда, Федор "обмывал" ее под другим именем.
— Вот именно. Помню фото в №178 "КиЯ" с подписью: «Проба пера на лодке "Spirit of Atlantic"». Но у этой истории с четверкой гребцов есть продолжение?
— Есть, да еще какое! В нашей регате непременно примет участие четверка гребцов из... регбистов плимутской команды "Альбион". Возглавит ее 32летний Джейсон Харт — нападающий этой команды и неудачник последней гребной гонки. Ты должен помнить его, ведь перед стартом в Сан-Хуане фотографировал все экипажи.
— Еще бы не помнить. Это же он на пятый день гонки уже попросился на спасательную яхту, заявив, что не выносит ночных кошмаров.
— Как ни странно, но Харт снова сделал заявку на маршрут от Бостона до Плимута на 2005 г. Теперь им движет желание попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Кроме того, бюджет его участия в нашей регате ( около 35 тысяч фунтов) втрое меньше стоимости самостоятельного перехода в Северной Атлантике. Лодка для четверки гребцов во главе с Хартом уже строится в Эксмуте. Одним словом, на нашей регате скучно не будет!
— Кажется, Общество намерено принять участие в бот-шоу в Саутгемптоне?
— Да, на этой сентябрьской бот-шоу кроме лодки Харта будет выставлена наша серийная лодка для январской регаты, а также ее прототип — "УралАЗ" Федора Конюхова. Но главным сюрпризом Саутгемптона станет демонстрация знаменитой лодки Джона Фэрфакса "Британия", построенной известным судостроителем Уффа Фоксом в 1968 г Это будет хорошая реклама регаты!
Не грех вспомнить попутно об истинной истории возрождения гребных марафонов. Конечно, в 1966 г. героями стали Джон Риджуэй и Чэй Блайт. Но ведь раньше них стартовали с Вирджиниа-Бич два журналиста — 34-летний Дэвид Джонстон и 29-летний Джон Хор. Было это 21 мая 1966 г. Они сгинули в центре Атлантики в начале сентября. Их лодку "Puffin" ("Тупик") нашли, она заслуживает демонстрации после восстановления. Несомненно, погибшие журналисты первыми пытались возродить подвиг норвежцев спустя 70 лет после их старта в Нью-Йорке...
— Какие же лодки вы собираетесь предложить будущим гребцам?
— В этом деле тоже есть новация. Вместо деревопластиковых готовим цельнопластиковые одно- и двухместные лодки по типу "УралАЗа". Еще в период ее постройки Питер Роуселл ("Спад") изготовил по ней болван для формования серийных лодок, которые, по нашим расчетам, станут существенно легче (а значит, быстроходнее) и вдвое дешевле традиционных, испытанных на двух первых гонках. Кроме того, срок изготовления такой лодки — две недели плюс столько же на оснащение, а это намного меньше традиционных трех-четырех месяцев.
— А маршрут гонки?
— В выборе маршрута мы как бы приблизились к первоисточнику. Дело в том, что таким маршрутом пересекали Атлантику суда Колумба. Стартовали они с о. ГЪмера. И мы присмотрели этот остров для старта вместо привычного о. Тенерифе. Финиш будет на о. Барбадос. Вообще, надо заметить, что маршрут Канары—Антилы "открыли" британские гребцы братья Дон и Джефф Аллумы — они первыми "устроили" себе финиш на Барбадосе в 1971 г. Теперь на этом острове в специально построенной гавани финишировало уже больше ста гребцов.
— Похоже, что эта трасса станет столбовой дорогой?
— Действительно, для массовых "заплывов" маршрут безупречен. Теплая вода, попутный северо-восточный пассат, попутное течение. Что касается прочих, эксклюзивных, маршрутов, то здесь — простор для фантазии любителей острых ощущений. Так устроен человек, что неведомое и даже заведомо более опасное предприятие остается притягательным, о запретах речь не идет. Правда, на "экзотическом" пути труднее обеспечить безопасность плавания. Замечено, что гребцы-индивидуалы выбирают маршруты, чаще всего оглядываясь на спонсоров, для которых "хоженая" дорога не слишком притягательна. Дающий деньги должен быть уверен, что выбранный маршрут будет необычен и уже этим интересен для СМИ. Однако есть немало гребцов, которые прокладывают новые маршруты на собственные средства. Для них новизна ощущений и признание коллег более весомы.
— Кого же, на твой взгляд, можно было бы назвать самыми выдающимися гребцами? Вряд ли они стяжали славу победами в упомянутых регатах?
— Трудно ответить однозначно. Подвиги в океане так разнообразны. Жерар Д'Абовиль — француз, знаменитый покоритель Атлантики и Тихого океана в одиночку на самых трудных трассах в умеренных широтах северного полушария. О его подвиге лучше всего говорит он сам. После пересечения Тихого океана, где его лодку переворачивало десятки раз, он просто сказал: ’’Никогда больше".
Или мой друг Питер Бёрд. После покорения Атлантики и Тихого океана (это 1983 г.) он семь раз пытался пересечь Тихий океан, подобно Жерару, но от "материка до материка". Питер — лидер по времени пребывания в океане, он провел в лодке 938 суток, из которых 835 — в полном одиночестве. Его неиссякаемая воля снискала славу и признание даже самых равнодушных к океанским марафонам людей.
Можно долго перечислять героев. Одни были первыми, другие пересекли два океана. Тори Марден — американка, первая из женщин, хотя и с третьей попытки, но покорившая маршрут в Атлантике. Она тоже сказала: "Через океан — только на "Конкорде"! Замечу что по упрямству вслед за Питером идет его земляк Эндрю Холзи. Он эпилептик, но достиг цели, когда пересек Атлантику, а вот Тихий океан ему так и не дался. В океане Эндрю в полном одиночестве провел 512 дней.
По числу океанских рейсов первое место за Доном Аллумом. Он трижды пересек Атлантику в обоих направлениях, причем дважды — в одиночку, как и его более поздний последователь — француз Эммануэль Куандр. Кто будет третьим покорителем Атлантики в обоих направлениях? Думаю, долго ждать не придется. Вообще, тех, кто дважды пересекал океан или оба океана, 13 человек. Среди них — единственная женщина (в паре со своим мужем), несравненная американка Кэтлин Сэвилл. Других не перечисляю. Каждый из гребцов — герой...
— Кеннет, что ждет океанских марафонцев в будущем?
— Несомненно, значительный прирост числа участников. Суди сам, в этом году состоится третья гонка сэра Блайта, которая проводится раз в два года. В январе стартует наша регата, которая станет ежегодной. Итак, планируется ежегодный прирост числа гребцов от 60 до 100 человек. Когда в этой массе затеряются герои эксклюзивных маршрутов, вероятно, наступит некий перелом либо в средствах передвижения, либо в маршрутах.
Кстати, пора появиться и кругосветным вояжам на веслах. Пока в заявивших кругосветный маршрут значились только россиянин Евгений Смургис и выходец с Гавайев Мик Бирд. Но Смургис погиб, пройдя по маршруту кругосветки в пять приемов 11 300 км за 255 дней. Мик тоже в пять приемов от берегов США достиг о. Ява и прекратил дальнейшее плавание, пройдя на веслах 14 430 км за 257 дней.
— Я тоже веду летопись океанских марафонов. За период чуть больше года — с мая 2002 по июнь 2003 г. — предпринято 11 попыток пересечь три океана, в которых участвовало 17 человек. Успеха добились лишь семеро: шесть — пересекли Атлантику и один — Индийский океан. Неудачниками стали четверо в Индийском океане, четверо — в Атлантическом, двое — в Тихом. Как, на твой взгляд, — это тенденция или случайность?
— Я бы ответил — и то и другое. Дело в том, что новые попытки пересечения океанов предпринимаются по самым трудным маршрутам, где и раньше были неудачи. В одно и то же время в разные годы погодные условия могут резко различаться. Рекордный рейс норвежцев в 1896 г. — это "везение" с погодой. На трассе в череде циклонов у них был всего один оверкиль — настоящая удача. В океанской гребле на эксклюзивных маршрутах успеха достигает в лучшем случае половина пытавшихся начать плавание. Вообще, планировать, оглядываясь на текущие прогнозы погоды, дело чрезвычайно трудное. И все же в июне от берегов Канады и из Нью-Йорка выйдут к берегам Франции француженка Мод Фонтенуа (она уже в пути) и хорошо известный читателям "КиЯ" Теодор Резвой на лодке "Украина", он намеревается в точности повторить самый первый океанский марафон двух норвежских рыбаков в далеком 1896 г. Кроме них, примерно по этому же маршруту француз Эммануэль Куандр намерен в третий раз пересечь Атлантику и непременно с рекордом скорости. Ту же цель ставит себе и его земляк Джим Лукес. Наконец осенью на традиционном "южном" маршруте о. Гомера — о. Барбадос должны стартовать русский Алексей Сковородов под флагом Казахстана и инвалид из Англии Стюарт Борехем.
— Таня, а как смотрят на уходящих в океан их близкие? Отговаривают, поддерживают?
— Это сродни проводам на войну, когда одновременно всем желают победы и благополучного возвращения. Как известно, на войне такого не бывает — возвращаются не все. А в океане больше шансов выжить, если подготовиться к испытанию всерьез. Главным здесь является решимость самого человека. Если он внутренне готов к испытанию, без кокетства осознает риск и все же упрямо добивается своего,.. то заслуживает не отговоров, а самой искренней поддержки. Если же человек бьется в сомнениях (не хочется говорить — трусит), надо просто посоветовать ему повременить или выбрать другой маршрут. Я одобряю поступок сына (Теодора Резвого. — ВГ). Это — поступок мужчины. Так же думает его жена Люда, а их маленький Дима очень любит, когда папа из океана шлет ему приветы. Думаю, что чистые и возвышенные помыслы океанских гребцов всегда будут питать их уверенность в успехе. Сильный и смелый порыв, в конце концов, просто необходим каждому человеку, иначе человечеству просто не выжить.
— А как гребец на маленькой скорлупке воспринимает известное прощальное пожелание семи футов под килем?
— Как-то Стейн Хофф, норвежец, унаследовавший варяжский характер своих земляков-первопроходцев Атлантики и сам дважды покоривший океан на веслах, высказал мне свое кредо, с запасом глубины под лодкой никак не связанное: "Всегда нужно думать о безопасности. Надо быть пристегнутым к лодке круглые сутки. И не быть наивным — не надеяться, что вас не сможет накрыть внезапный шквал, а всегда держать закрытыми люки каюты и грузового отсека". Думаю, это — главное. А классическое пожелание не сесть на мель — для нас всего лишь красивая легенда, но и она призывает к бдительности.
Я поднимаюсь, благодарю Кеннета и Татьяну и выключаю диктофон. За окном длинные ветви платана внезапно ударили в окно, проливной дождь, обычный для майского Лондона, захлестал по стеклам. Длинный пронзительный звонок телефона из какой-то французской газеты призывал Кеннета дать последнюю информацию о гребцах в океанах.
Василий Галенко, Лондон, май 2003 г. Фото автора
Из летописи Общества
15 мая 2002 г. англичане Саймон Чок и Билл Гривс на "Elssea" стартуют из Калбарри (Западная Австралия) с намерением пересечь Индийский океан. Через два дня лодка получила пробоину и перевернулась. Гребцы 14 часов сидели на днище, спасаясь от наседавших акул, и были подобраны на борт спасательного судна.
11 июня 2002 г. британцы Марк Стаббс, Роберт Манслоу, Найджел Моррис, Джордж Рок на 10-метровой "Scandia" попытались установить рекорд пересечения Атлантики в восточном направлении от порта Сент-Джонс. Однако на 21-й день плавания вследствие потери руля гребцы отказались от этой затеи и вызвали яхту сопровождения, пройдя всего 904 мор. мили.
29 июля 2002 г. Эммануэль Куандр (Франция) стартовал из зал. Кейп-Код на "Lady Bird" и финишировал 25 октября 2002 г. у о. Уэссан. Пройдено 3950 мор. миль за 87 дней 13 ч 59 мин. Он стал вторым гребцом (после Дона Аллума), сумевшим в одиночку пересечь Северную Атлантику в обоих направлениях.
10 августа 2002 г. Стейн Хофф (Норв.) стартовал в одиночку на лодке "Atlantic Star-2" из Лиссабона и успешно финишировал в Джорджтауне 14 ноября. Пройдено 3770 мор. миль за 96 дней 12 ч 45 мин.
16 октября 2002 г. Федор Конюхов в 11.00 по Гринвичу стартовал на лодке "УралАз" из Сан-Себастьяна и финишировал на Барбадосе 1 декабря. Пройдено 2526 мор. миль за 46 дней и 4 ч. Рекорд трассы.
7 ноября 2002 г. супружеская пара Рэй и Дженни Жардин (США) на "Caper" стартовали из Сан-Себастьяна и финишировали на Барбадосе 30 декабря. Пройдено 2526 мор. миль за 53 дня 10 ч 46 мин.
25 ноября 2002 г. в 15.50 Эндрю Холзи на "Le Shark Brittany Rose" вышел из Кальяо с намерением достичь Австралии. Холзи совершил кольцо к северо-западу от Галапагоссов без заметного продвижения к цели. Наконец, 3 апреля 2003 г. лодку перевернуло, он потерял руль. Сработал буй EPIRB. В 812 милях от Галапагоссов самолет Береговой охраны США обнаружил лодку и навел на нее катер "Мундо". В конце концов на 129-й день приключений Холзи подняли на борт "Мундо" и доставили в Гватемалу. По довольно запутанному маршруту Эндрю прошел 3572 мор. мили (6614 км).
26 декабря 2002 г. в 13.13 35-летняя француженка Энн Кемери вторично стартовала на "Connetable" из Сан-Себастьяна. (Первая попытка с 5 по 13 декабря была неудачной — после шторма ее отбуксировали на о. Гомера.) Энн успешно финишировала на Гваделупе 21 февраля 2003 г., пройдя 2539 мор. миль за 56 суток 13 ч 9 мин, улучшив показатель американки Тори Марден почти на 25 суток.
16 января 2003 г. 33-летний англичанин Мартин Вуд стартовал с Гомеры на "Pacific Pete" (названной так в память Питера Бёрда) и финишировал 25 марта 2003 г. на Барбадосе. Пройдено 2526 миль. Время в пути — 68 суток 1 ч 57 мин.
27 февраля 2003 г. 32-летний англичанин Саймон Чок вышел на "True Spirit" из австралийского порта Кабарри с намерением пересечь Индийский океан до о. Реюньон. Во изменение этого плана Чок решил финишировать на о. Рафаэль, однако действие течений привело к тому, что он финишировал на меридиане этого острова, пройдя 3089 мор. миль за 107 дней 4 ч 15 мин. Его попытка пересечения Индийского океана зачтена, но о побитии существующего рекорда шведа Андерса Свердлунда (1971 г., 64 дня) речи нет.
19 апреля 2003 г. два британца Роб Абемеси (30 лет) и Майк Ноэль-Смит (45 лет) стартовали на "Transventure" из Карнарвона (запад Австралии) с намерением достичь Реюньона и улучшить время пересечения Индийского океана. Однако 4 июня после 46 дней и 3 ч плавания лодку разбила крупная волна в 2400 км от побережья Австралии. К месту аварии подоспел австралийский фрегат "Ньюкасл". Моряки спасли гребцов и подняли на борт поврежденную лодку. При этом Майк был ранен и нуждался в помощи. Как заявил представитель ВМС Австралии Найджел Перри, это — пятое спасение искателей приключений в океане.
2 июня 2003 г. англичанин Мик Даусон стартовал на "Mrs D" из японского города Чоши, планируя пересечь Тихий океан до Сан-Франциско (расстояние — 4424 мор. мили). Ранее (в 2002 г.) он вместе со старшим братом Стивом пересек Атлантику, участвуя в гонке "Ward Evans Atlantic Rowing Challenge", стартовавшей 7 октября 2001 г. На той же лодке "Mrs D" братья успешно прошли от Сан-Хуана до Барбадоса и финишировали 18 января 2002 г., заняв 23-е место из 33 лодок, добравшихся до финиша.
Из-за сломанного в шторм руля и повреждений на корпусе Мик отказался от плавания после 12 суток 18 ч и 35 мин: 14 июня он был поднят на борт японского патрульного судна "ZAO".
13 июня 2003 г. француженка Мод Фонтенуа на лодке "Pilot" направилась из города Сен-Пьер (французская территория к югу от о. Ньюфаундленд). Цель — дойти до траверза о. Уэс-сан. В случае успеха Мод станет первой женщиной, в одиночку пересекшей Атлантику в направлении с запада на восток.
2 июля 2003 г. Теодор Резвой предпринял попытку пересечь Атлантику по маршруту пер-вопроходцев-норвежцев 1896 г. Однако после восьми дней плавания лодка получила повреждения во время шторма. Гребец вернулся к месту старта, а покорение Атлантики перенесли на 2004 г.
26.07 2003 г. Эммануэль Куандр (Франция) пышно — с фанфарами — стартовал на 5.76-метровой лодке "Ladybird" ("Божья коровка") из порта Чатем (штат Массачусетс, США) с целью обновить свой же рекорд пересечения Атлантики на севере. Спустя почти двое суток в 3 утра во время сна его лодку перевернула 4-метровая волна. Эммануэль выбрался из каютки, но трехчасовые попытки поставить лодку на ровный киль ни к чему не привели. Он включил буй EPIRB. Береговая служба Франции обратилась в Береговую охрану США. Вертолет по работающему радиобую нашел плавающего у лодки гребца. Рыболовный бот был отправлен на поиски лодки. Это была четвертая попытка Куандра пересечь океан. Три предыдущие оказались успешными!
19.10 2003 г. стартовала третья по счету гонка гребных лодок (Woodvale Atlantic Rowing Race 2003 ), организованная Саймоном Чоком. Стартовали 16 лодок (11 — Англия, 2 — Новая Зеландия, 1 — Франция, 1 — Барбадос, 1 — ЮАР) из порта Сан-Себастьян на о. Гомера с финишем на Барбадосе. Уже на старте сдались два 32-летних англичанина, а через неделю отказалась от гребли еще одна пара.
29.10 2003 г. стартовал с о. Гомера неувядаемый англичанин Грэхэм Уолтерс, который намерен дойти до Панамы (3682 мили), затем пересечь Тихий океан до Новой Зеландии (6492 мили). Он прибыл на Барбадос 26.01 2004 г., пробыв в пути 89 суток 6 часов и 15 минут. О продолжении объявленного им плана пока неизвестно.
4.11 из Bluff (Новая Зеландия) стартовал англичанин Джим Шекдар — герой Тихого океана. Он намерен достичь м. Горн (4040 миль) и продолжить плавание до Кейптауна (это еще 5726 миль). Однако из-за травмы головы во время одного из штормов Джим прекратил плавание 28.11. Одиночное плавание по такой трассе считается практически невозможным из-за холода и необходимости непрерывной коррекции курса...
15.11 из гавани Playa Santiago стартовал 37-летний англичанин Стюарт Борэм на лодке "Macmillan Spirit". Он — инвалид (неподвижность ног), но путешествовал вокруг света. Благополучно финишировал на Барбадосе 4.03 2004 г., пробыв в пути 109 дней 12 часов 9 минут.
Эммануэль Куандр, пересекший Атлантику в обоих направлениях, решил стать трижды покорителем Атлантики (Дон Аллум — уже три раза пересек океан, но один — в паре с Джефом Аллумом!). Он стартовал 7.01 2004 г. с о. Иерро и финишировал в ночь на 19.02. Его результат: 42 дня 14 часов 32 мин 7 секунд. Таким образом, Куандр формально установил новый рекорд, опередив Федора Конюхова (его результат был 46 дней 4 часа). Не менее главный итог его плавания: Куандр стал первым, кто трижды в одиночку пересек Атлантику! В дальнейшем он намерен пересечь Атлантику и в четвертый раз — от мыса Код до Франции.
20.01 2004 г. от порта Сан-Себастьян стартует гребная трансатлантическая регата, организованная ООГ.