На какие тенденции обратили внимание мы? Все активнее возрождается отечественное металлическое судостроение. Традиционно многие наши любители больше доверяют на воде легкому сплаву, да и прошлое многосерийное производство ориентировалось в основном на металл. Но оно как более затратное, менее гибкое, нацеленное на крупные предприятия и серийность больше других пострадало в годы перестройки. Естественно, сегодня — это зона рискованного бизнеса, куда новички идут осторожно.
Костромской судомеханический завод, специализирующийся на больших рабочих катерах, показал свою новинку — металлическую мотолодку "КС-700", а питерская фирма "Сова-марин", тесно работающая с фирмой "Верфь малого судостроения "Литек" — две новые сварные мотолодки: "Бриз" со стеклопластиковой палубой (длина 3.9 м) и "Вельбот" (длина 5.0 м). Впервые на питерской выставке были представлены амурские "Стрелы" (об их редакционных испытаниях читайте в следующем номере); "Адмиралтейские верфи" продемонстрировали уже практически доведенную новинку "Мастер-510"; фирма "Мнев и К" выставила свой новый РИБ "Фаворит F500А" с металлическим тримаранным корпусом (см. "КиЯ" №185). Уже традиционно выставлялась дилерами горбуновская "Казанка 5М4". Словом, налицо оживление отечественного металлического судостроения.
Отрадно, что не погибло деревянное судостроение. Сразу две фирмы: "Варяг" и "Корабельные мастерские" из Петрозаводска, который славится традициями в постройке деревянных судов, представили знаменитые фофаны и вельботы. Возможности верфей позволяют сегодня строить из карельской сосны, алтайского кедра или апшерон-ского дуба разные суда — от прогулочных лодок и морских шлюпок типов "ЯЛ-2", "ЯЛ-4", "ЯЛ-6" до морских и учебных парусников водоизмещением до 100 т.
Еще одной заметной тенденцией стало расширение — к сожалению, только от известных западных моторостроителей — предложений специальных моторов и движителей. Например, фирма "Меркурий-НИИ ТМ" впервые в своем мощностном ряду выставила чисто гоночную модель "Mercury-OptiMax 200XS", а компания "Баджер", давно торгующая потребительскими моторами "Selva", представила профессиональные спортивные двигатели серий S.400.T, Maiorca 35 Racing и F. 1000.Int. Это объясняется оживлением в нашем водно-моторном спорте и востребованностью надежных спортивных двигателей.
Информация об изображении
Электромотор "Navigator" на антикавитационной плите основного мотора "Selva"
Та же компания "Баджер", которая хорошо зарекомендовала себя в поиске на западном катерном рынке интересных технических новинок, показала уникальный подвесной мотор-весло "Go-Devil". По словам специалистов фирмы, мотору не страшны ни заросли тростника, ни пороги, ни болотная топь и трясина. Стальной кованый гребной винт на длинном наклонном валу и защищенный снизу и сверху специальными накладками способен проложить себе путь по любому бездорожью, была бы только полоска воды глубиной 10-15 см. Четырехтактные воздушники мощностью от 5.5 до 25 л.с. способны плоскодонке обеспечить скорость от 17.7 до 32 км/ч. С ним охотники могут забираться в такие глухие места, о которых раньше даже и не мечталось.
Электромотор "Navigator" на антикавитационной плите основного мотора "Selva"
Любителям же троллинга в качестве альтернативы подвесному электромотору предлагался электромотор "Navigator", который устанавливается над антикавитационной плитой обычного подвесника. Поэтому он им и управляется и всегда готов к работе, а при переходе на основной ПМ выходит из воды и не мешает движению.
Питерская фирма "Сова-марин" совместно со своим финским партнером "Alamarin Jet Oy" показала целый ряд водометных движителей под мощности от 160 до 235 кВт. Востребованность у нас в стране всевозможных водных "внедорожников" сейчас опять повышается.
Хорошей приметой было и появление на Северо-Западе новых производителей отечественной техники. Не секрет, что начинать сегодня с нуля производство, где за все надо платить по рыночным ценам, — задача для многих неподъемная. Однако, например, череповецкая верфь "Афалина", которой руководит бывший выпускник питерской Корабелки Александр Яковлев, смогла за короткое время пройти путь от выпуска фанерных тузиков до современной стеклопластиковой мотолодки "Афалина-520".
Достаточно широкий круг новых прогулочных судов, вплоть до престижных моторных яхт, показала и питерская "Северная верфь", которая специализируется на "взрослом" судостроении.
"Десерт" любой выставки — новинки — и на этот раз были сосредоточены в основном в пневматическом классе. Он продолжает оставаться самым динамично развивающимся в прогулочном флоте.
Некоторые из новинок фирм "Мнев и К" (кстати, широко отмечавшей на выставке свой 10-летний юбилей) и "Лидер" мы уже успели испытать на своей "мерной миле "КиЯ". О новинках "Буревестник В430 HL", "Фаворит F500A", а также "Лидер-400" можно было прочитать в "КиЯ" №185. Такой анонс помогает потенциальным покупателям более взвешенно сделать свой выбор уже на выставке.
Широко представлены на открытой экспозиции были и надувные лодки "Фрегат", модельный ряд которых составляет около 30 наименований. Как сообщил нам главный конструктор фирмы И. Макаров, популярная серия лодок "M380FM", "M420FM", выполненных по многобаллонной схеме без единого жесткого элемента кроме транца, сейчас за счет продления днищевых баллонов получили дополнительную, как у традиционных лодок, плавучесть. Обладая малым весом и сопротивлением, они стали одними из наиболее легких и скоростных судов в своем классе. В Сибири, на Дальнем Востоке, где много порожистых рек и удаленных маршрутов, эти модели оказались наиболее востребованы.
Появилась новая серия "Эконом-класса". Это в основном гребные и гребномоторные лодки. Надувнушки данной серии имеют упрощенные "рубленые" обводы, спартанское вооружение. Изготовленные из современного ПВХ-мате-риала, они, тем не менее, сравнимы по цене с теми же "Туристами" и "Нырками" и в будущем могут стать серьезными конкурентами продукции Уфы и Ярославля. В планах фирмы продавать свои лодки в Норвегию, где заинтересовались этой продукцией и приступили к ее сертификации.
Информация об изображении
Пульт управления с дисплеем "интеллектуальной" системы контроля работы ПМ "SmartCraft"
Серию моторных лодок с надувным жестким пайолом показала и компания "Баджер". Эти лодки под одноименным названием изготавливаются по ее заказу в Южной Корее.
Пульт управления с дисплеем "интеллектуальной" системы контроля работы ПМ "SmartCraft"
Но наиболее интересным нам показался надувной катамаран, представленный той же компанией "Баджер". Это сугубо спортивное судно, изготовленное фирмой "Gemini Inflatables".
Информация об изображении
Гоночный РИБ фирмы "Бот-Сервис" с обтекаемой капсулой водителя и капотировкой ПМ
Многие из нас обратили внимание на захватывающий сюжет гонки на таких катамаранах вдоль прибойной волны далекой Австралии, показанный в одном из спортивных выпусков НТВ, когда легкие суденышки на бешеной скорости преодолевали полосу прибоя, подлетая в воздух до 10 метров.
Гоночный РИБ фирмы "Бот-Сервис" с обтекаемой капсулой водителя и капотировкой ПМ
Порода этих супергоночных снарядов под названием "Резиновый утенок" выводилась из надувных лодок, концепция испытаний которых была невероятно жесткой: в них может принять участие любой желающий, но судно должно быть полностью разрушено в ходе тяжелейшей эксплуатации.
Поэтому главным условием допуска к соревнованиям была определена способность надувной лодки весом менее 75 кг двигаться со скоростью более 100 км/ч. Тоннельные обводы катамарана позволяли достигать высоких скоростей. Несмотря на кажущуюся хлипкость катамарана его конструкция в продольном и поперечном направлении очень жесткая, а на днищевой поверхности баллонов сделаны узкие длинные накладки из жесткого пенополистирола. Экипаж состоит из водителя и штурмана, который на самом деле, как в мотогонках на мотоцикле с коляской, откренивает корпус.
Серийный катамаран имеет длину около 4.2 м, грузоподъемность около 700 кг, в прогулочном варианте с двигателем в 25 л.с. он может буксировать лыжника, а с 50-сильным мотором уже участвовать в гонках, достигая скорости 80 км/ч. По мнению известного в прошлом тренера по водно-моторному спорту А. Беляевского, это очень перспективное гоночное судно и было бы прекрасно, если бы удалось в наших условиях на его основе создать свой гоночный класс. Правда, цена его в 2500 долл. у южно-африканского производителя, прямо скажем, не маленькая.
Над акваторией рядом с выставочным павильоном все дни работы не смолкал гул моторов. Лодки то и дело совершали пробные выходы, в показательных заездах ревели СВП, взлетал и садился флайбот, сновали мневские плавающие "блюдца". Желающие просто прокатиться обращались в первую очередь к фирме "Лидер", которая не отказывала никому.
На этой же акватории в предпоследний день работы выставки прошли и юбилейные, пятые, гонки на надувных лодках на призы журнала "Катера и яхты". Популярность этих соревнований растет год от года. Количество участников перевалило уже за полсотню. На трассе гонок можно было увидеть и конструкторов надувной техники, и производителей, и продавцов. Свое мастерство повышают здесь и совсем юные спортсмены Петербургской спортивно-технической Ассамблеи, и уже зрелые гонщики, имеющие за плечами опыт побед даже в международных соревнованиях. В этом году впервые гонки были включены в официальный календарь соревнований, а значит появились все основания победителям присваивать спортивные разряды. В своем приветственном слове вице-президент Федерации водно-моторного спорта Алексей Ишутин поздравил участников и пожелал гонкам на призы журнала еще более расширяться в будущем. Сегодня уже появились возможности восстановить наши прошлые соревнования на приз "Золотой винт" в прежнем формате.
Как и в прошлом году, участники состязались в шести классах (с рабочим объемом мотора до 175, 250, 300, 400, 500 см3 и в свободном классе). Основное отличие от правил прошлого года заключалось в том, что все классы, за исключением свободного, проходили обычную трехбуйную трассу за пять кругов, а свободный класс должен был преодолеть удлиненную дистанцию, на которую судьи отводили 20 минут. По сути заезд в свободном классе должен был стать первой пробой сил и техники перед чемпионатом мира по водномоторному спорту "24 часа Санкт-Петербурга".
Заезд мощных РИБов в свободном классе, который собрал рекордное число участников — 18, даже пришлось по соображениям безопасности и уравнивания шансов разделять спортсменов на два заезда. И здесь уже можно было видеть те новинки, которые приготовили спортсмены для чемпионата. Во-первых, это обновленные лодки фирмы "Бот-Сервис" Виктора Агаркова. Корпуса, отдаленно напоминающие известный у гонщиков "Винрейс", приобрели зализанную капсулу водителя и капотировку двигателя. На трассе они очень устойчиво держатся в повороте, имеют хорошую динамику разгона и неплохую скорость. Но абсолютным победителем по скорости стал мневский РИБ команды "Балт-Трейд", который благодаря удачной конструкции поперечного стреловидного вентилируемого редана отличался хорошей устойчивостью на волне и наивысшей скоростью, хотя и имел меньшую мощность двигателя, чем у многих старших соперников.
Среди участников заезда до 500 см3 победителем стал упомянутый выше катамаран компании "Баджер". Надувной "Резиновый утенок" подтвердил репутацию самого резвого и устойчивого в гонке судна.
В остальных четырех младших классах бесспорное лидерство показала фирма "Фрегат". Ее легкие лодки победили во всех младших классах. Заходя в повороты по большому радиусу из-за ощутимого дрейфа, они на прямых убедительно выигрывали в скорости, по сравнению с другими участниками. Основная борьба складывалась между командами "Ямаран" и "Фрегат". Но командный победитель прошлых лет "Ямаран" не смог удержать переходящего кубка, и он заслуженно перешел к фирме "Фрегат", которую мы поздравляем с убедительной победой.
Большую помощь в организации и формировании призового фонда оказали наши спонсоры: фирмы "Мнев и К", "Меркурий-НИИ ТМ", "Баджер", "Лидер", "Ямаха-Центр на Петроградской", "Франкарди". Мы хотим выразить им свою искреннюю благодарность, так как в призах за главные места были такие награды, как, например, надувная лодка "Гольф", мотор "Меркури" и т. д.
Очередные, шестые, соревнования на призы журнала среди надувных лодок состоятся 12 июня будущего года в рамках традиционной Петербургской бот-шоу в "Ленэкспо". Мы уже сейчас готовы выслушать все предложения и учесть их при подготовке к очередным соревнованиям. Приглашаем принять в них участие всех желающих.