— Петр Филиппович, как вы оцениваете нынешнее состояние водномоторного спорта в России?
— На сегодняшний день состояние водно-моторного спорта в стране я оценил бы как удовлетворительное. Нам удалось в тяжелое время после распада СССР сохранить большинство спортивных классов, а в последние годы стали развиваться новые классы и спортивные дисциплины в рамках водно-моторного спорта.
— Какие классы спортивных судов теперь наиболее популярны?
— В настоящий момент и в России, и за рубежом пользуются большой популярностью соревнования на водных мотоциклах и надувных лодках с жестким корпусом (РИБ). Также каждый год проводятся отечественные соревнования в 13 спортивных классах. Наши спортсмены выезжают на международные соревнования, проводящиеся в классах О-250, О-500, О-700, Т-550.
— Насколько широка география российского водно-моторного спорта? В каких регионах он развивается наиболее активно? Чем это объясняется?
— Водно-моторный спорт культивируется сейчас более чем в 30 регионах страны. Наиболее динамично он развивается в Санкт-Петербурге, Волгограде, Свердловской области, Краснодаре, Казани, Омске, Рязани, Ярославле и в ряде других городов. Причина — прежде всего энтузиазм и любовь к водно-моторному спорту тренеров, работающих в этих регионах.
— Какую технику используют спортсмены? Существует ли бюджетное финансирование при покупке моторов и корпусов?
— Используются самые разные двигатели как отечественного производства, так и импортные. К сожалению, бюджетное финансирование почти отсутствует, и вся техника приобретается за собственный счет или на средства спонсоров.
— Какова ситуация с детским спортом?
— Детский спорт существует и успешно развивается. Каждый год проводятся первенство и Кубок России в четырех спортивных классах (СН-175, СН-250, СН-350, СТОК-350). Большую популярность приобрели соревнования "Формула будущего" на надувных лодках с подвесными моторами в пяти возрастных группах. Детский спорт поддерживают такие компании и организации, как "Мнев и К", "Меркурий НИИТМ", Петербуржская спортивно-техническая ассамблея, областные советы РОСТО, а также родители юных спортсменов.
— В свое время советские водномоторники имели заметные достижения на международных соревнованиях. Каковы наши успехи сегодня?
— Наши спортсмены по-прежнему показывают достаточно высокие результаты на международных встречах. В 2002 г. Валерий Старокожев (Санкт-Петербург) стал победителем международных соревнований в классах О-500 и О-700. На чемпионате мира по водно-моторному спорту в классе "Формула будущего" чемпионами мира стали три спортсмена: Роман Лапин, Денис Федоров и Вадим Еремеев (Санкт-Петербург). Необходимо отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются российские спортсмены, выезжая на международные соревнования. Дело в том, что используемая ими техника неконкурентоспособна в связи с дефицитом источников финансирования. Если бы не недостаток средств, успехи наших спортсменов на международной арене были бы заметно весомей.
— Каковы взаимоотношения между ФВМС России и РОСТО?
— Необходимо отметить, что РОСТО является учредителем Федерации водно-моторного спорта России и финансирует проведение всероссийских и международных соревнований и регулярно оплачивает членские взносы в UIM.
— Появились ли в последнее время какие-либо новые виды водно-моторных соревнований?
— Прежде всего я отметил бы гонки на выносливость — такие, например, как "24 часа Петербурга", которые в нынешнем году обрели статус чемпионата мира. С 1998 г. проводятся чемпионат и Кубок России по аквабайку — гонки на водных мотоциклах.
Возобновляются соревнования на судах народного потребления — в частности, такие мероприятия проводятся в Ростове-на-Дону. В 2003 г. состоятся два марафона по маршрутам "Санкт-Петербург—крепость Орешек" и "Приозерск—остров Валаам".
— Какие основные трудности испытывает российский водно-моторный спорт? Можно ли говорить о возрождении проектирования и производства гоночных судов?
— Как и во многих видах спорта, наша главная проблема — финансирование. Корпуса, на которых выступают спортсмены, стоят достаточно дорого. Например, корпус гоночного скутера обходится приблизительно в восемь тысяч долларов, а двигатель к нему стоит около семи тысяч. Не каждая организация способна приобрести такую технику Сейчас в России, в частности в Санкт-Петербурге и в Волгограде, выпускаются корпуса для классов СН-175, СН-250, СН-350 (СН - национальный класс мотолодок).
— Почему в нашей стране больше не проводятся этапы таких международных соревнований, как гонки в классе "Оффшор"?
— Подобные гонки чересчур дорогостоящи и малоинтересны для зрителей, так как они не могут наблюдать за ней с берега — гонка проводится в открытом море.
— Как сейчас складываются ваши отношения с UIM?
— В настоящее время между Федерацией водно-моторного спорта России и UIM сложились тесные дружеские и деловые отношения.
— Едина ли форма (бланк) лицензии на участие в спортивных соревнованиях, выдаваемой региональными федерациями водно-моторного спорта? Дает ли российская гоночная лицензия право на участие в зарубежных соревнованиях? Существует ли утвержденная UIM единая международная форма лицензии? Есть ли у гоночных лицензий категории?
— Спортивные лицензии единого образца для участия во всероссийских соревнованиях выдает Федерация водномоторного спорта России. Российская лицензия не дает права на участие в международных соревнованиях, для этих целей спортсменам надо получить лицензию другого образца. Единой формы международной лицензии, утвержденной UIM, не существует — каждая страна сама утверждает форму национальной лицензии. Для гоночных лицензий градации на категории не существует.
— Что интересного ждет нас в предстоящем сезоне?
— Планируется проведение и всероссийских, и международных соревнований. Это чемпионаты и Кубки России в спортивных классах судов, шесть этапов кубка России по аквабайку, два этапа первенства России по "Формуле будущего". На 19-29 июля в Москве намечается проведение Открытого чемпионата России по аквабайку.
В числе соревнований международного уровня — проведение в Москве 17 августа этапа чемпионата мира в классе "Формула-1", в Санкт-Петербурге 5-6 июля — чемпионата мира "24 часа Петербурга", 15 июня — одного из этапов чемпионата мира по аквабайку.