За зиму в квартире изготовил шпангоуты, заготовил стрингеры и рейки для киля. С апреля все строительство переместил в пустующий гараж с деревянным полом. Стапель я не делал, а закрепил шпангоуты сразу к полу, дополнительно укрепив их раскосами из деревянных реек. Киль гнул по месту, сразу же вклеивая в набор. Сложнее обстояло дело со стрингерами, привальными брусьями и планширем. Днищевые стрингеры, привальные брусья и скуловые стрингеры гнул следующим образом: обворачивал место сгиба тряпкой, мочил ее и нагревал примусом «Шмель», по мере испарения воды тряпку вновь увлажнял и т. д. Дерево под тряпкой распаривалось и становилось мягким и податливым. Сразу отмечу, что согнуть за один раз стрингер у меня не получалось. Приходилось каждый распаривать два раза. Сложнее всего было гнуть днищевые стрингеры — они имели очень сильный изгиб, но ни один из них не сломался. Далее весь набор малковался различными рубанками и ножами, выверялся рейкой и окончательно ставился на клей. Сразу отмечу, что транец я усилил по сравнению с проектом, обвязку выполнил из доски 20 мм, а вместо маленькой подмоторной доски пустил от борта до борта. Лишняя прочность никогда не помешает.
Все клееные соединения выполнял на эпоксидке. Далее корпус обшил фанерой толщиной 4 мм. Сложнее дело было с планширем: в нужном направлении доску согнуть оказалось невозможно! Пришлось, начиная от транца, согнуть ее по методу распаривания — как получится, а далее до носа сделать из двух кусков, соединив их в полдерева. После этого корпус окончательно зашил фанерой толщиной 4 мм.
Брызгоотбойник сделал из обыкновенного упаковочного пенопласта.
Предчувствуя, что оклеить лодку один я не смогу, призвал на помощь отца. (Интересно отметить, что на тот момент мне исполнилось лишь 17 лет.) Лодка была оклеена двумя (!) слоями стеклоткани сатинового переплетения на эпоксидной смоле. После полимеризации корпус ошкурили (ох, и нудная эта работа!) и наклеили реданы из дерева, покрыв их слоем эпоксидки.
На дворе был уже август — на все работы у меня ушло четыре месяца. И хотя это была еще не лодка, скорее только корпус, я понял: если в этом году на ней не выйду, то все заброшу. Тут же лодка была поставлена на верхний багажник «Запорожца» и доставлена на реку Тверца. Первые ходовые испытания состоялись вечером под мотором «Нептун-23» с красным винтом. Лодка буквально летала! С нагрузкой из двух человек она шла ровно на реданах, не замывая верхнюю часть днища. Даже с тремя человеками дифферента не было, точнее — он не успевал появиться: лодка «выстреливала» из воды.
На следующую весну я приклеил привальные буртики, наклеил накладку на киль (дуб) и отформовал подмоторную плиту-рецесс; сделал крышки к рундукам; поставил стекло, тент(!), банку для сиденья. Сделал дистанционное управление мотором: ролики взял от стеклоподъемников автомобиля, барабан — от рыболовной лески (капрон), штурвал — из гетинакса (от вентиля). Управление газом — ручкой, фиксирующейся за счет трения (такое дистанционное управление я видел на «Казанках»). Под пайолом наклеил пенопласт (для непотопляемости). Поставил ходовые огни. Сидеть под тентом можно только на полу (пайоле), сняв банку, но в плохую погоду я и так стараюсь не выходить.
Весной 2003 г. пришел в ГИМС Тверской области с просьбой о регистрации своей мотолодки. Регистрировать под «Нептуном» и даже под «Вихрем-20» мне отказались. Ответ был простой: «Слишком мощный мотор». При этом во внимание не бралось то, что у лодки обводы — «глубокое V» и менее мощного мотора ей не хватит. На ходу же лодка безопасна — за навигацию 2003 г. я в этом убедился. Не хотели в ГИМС слышать и о том, что данная мощность мотора рекомендуется проектом «КиЯ» (так же, как и «Сарган»). Намучившись и получив отказ, я обменял «Нептун-23» на «Ветерок-12». Мотор мне очень понравился: легкий запуск (с первого рывка), малая масса, наличие нейтрали. Но после первого же выхода подтвердились мои опасения: лодку удалось вывести на глиссирование (с двумя человеками) только после полного прижатия «ноги» к транцу. Затем я поднял транец на 2 см, подложив под струбцину мотора рейку. Это помогло, но не сильно.
С одним водителем и 10 л бензина (мотор установлен ровно — точно на 3-м делении) лодка идет с максимальной скоростью 37-38 км/ч. С двумя же человеками (не взрослыми) «плюс» 20 л бензина, удочки, палатка и еда на один день ее удается вывести на глиссирование только после раскачивания. Самостоятельно же она «выползает» лишь через 50-60 секунд.
Зрелище, прямо скажу, ужасающее, когда лодка встает носом кверху. На глиссировании она держится (с двумя человеками) вплоть до скорости 25-26 км/ч. При скорости даже 25 км/ч и небольшом волнении лодка «срывается» с режима глиссирования. Когда ходишь вдвоем, чувствуется, что 2-3 л.с. мощности не хватает для вывода на этот режим у «Ветерка-12». Оптимальным в этой ситуации были бы транцевые плиты, но, к сожалению, я их не ставил. Если использовать лодку как картоп и ходить двум «непузатым», то, в принципе, «Ветерка-12» (в хорошем состоянии) должно хватить.
Если же предполагается использовать лодку как туристскую, то явно необходимы или наш «Вихрь-20(25)», или «Нептун-23», или (что самое оптимальное) импортный подвесник сил на 15. Тем более, что такой мотор ГИМС ставить разрешает. А его мощности хватит для всего. Кстати, масса лодки вместо 45 кг (по проекту) у меня получилась 65 кг.
Артем Покровский, г. Тверь