Из всех игроков "Хонда" — самый молодой в этом бизнесе. Она только входит в эту увлекательную область, и у нее пока лишь один корпус с двумя вариантами одного и того же двигателя — "нормально дышащим" и турбонаддувным с промежуточным охладителем (рис. 1). Объем двигателя — 1235 см3. Мощность компания не сообщает, но можно догадываться, что 220-240 л.с. по силам этому опытному моторостроителю, делающему двигатели и для гонок в "Формуле-1". Сообщают лишь, что мощность атмосферного мотора на 32 % ниже. Пока "Хонда" рекламирует свои гидроциклы только в четырех американских штатах. Вполне возможно, что ее попросили не торопиться с выходом на устоявшуюся североамериканскую сцену, дабы не ошарашить публику и не замутить воду. Если же говорить о корпусе "Aqua Trax" этой компании, то видно, что гидродинамика его не на последнем уровне, хотя это и не бесспорно (рис. 2).
Полная противоположность — "Бомбардье", которая доминирует на всем Американском континенте. За два последних года ее словно пришпорили. После прошлогоднего совершенно нового трехцилиндрового 1494-кубового 155-сильного четырехтактника — первого в ее истории, компания добавляет еще 30 лошадей с помощью приводного центробежного нагнетателя (рис. 3) и устанавливает новую высоту, на которую приходится равняться конкурентам — 185 л.с. Увеличение мощности добавляет скорости всем корпусам, на которые устанавливается новый мотор, в среднем на 11 км/ч. Кроме того, компания устранила слабое место в охлаждении двигателя. Раньше при ударе днищем о подводные препятствия и его прогибе деформировался водяной тракт, что приводило к перегреву мотора. Теперь используется закрытая система охлаждения с литым теплообменником в виде коробки с лабиринтом, внутренние ребра которого придают ему жесткость и прочность (рис. 4). Скорее всего, следующим этапом форсирования этого двигателя будет поднятие степени сжатия в компрессоре и, как следствие, введение охладителя воздуха, а потом и добавление еще одного цилиндра. Как видим, удачно выбранная завязка позволяет развивать интригу, как в хорошем сериале, и не исключено, что в обозримом будущем мы увидим бомбардьевский гидроцикл с 300-сильным мотором. В принципе, это можно сделать сразу (создается впечатление, что "Хонда" так и поступила — не удержалась), но это дурной тон.
Другой крупный североамериканец — "Поларис" — совершает сейчас революции сразу на двух фронтах. Одна вообще умопомрачительная. Компания отважилась выпустить на рынок мотоцикл собственной разработки в классическом американском стиле "V2", бросив перчатку компании "Харламова и Давыдова" — "Харлей-Давидсон" и презрев японских кудесников-копировщиков. Это еще один пример правильного ведения дела. Сначала выпускается на рынок подобное и привычное, перетягиваются колеблющиеся, нарабатывается свой массив, а затем можно играть свою ламбаду. Вторая революция, уже в нашей области — это четырехтактный 2-цилиндровый турбонаддувный мотор с четырьмя клапанами на цилиндр рабочим объемом 750 см3 в двух вариантах: 150 и 110 л.с. Более сильный "брат" оснащен промежуточным охладителем наддувочного воздуха (рис. 5 и 6). Получается 200 л.с. с литра объема — еще недавно о таких показателях и не мечталось! Однако за всем этим стоят люди, и найти нужного человека для нужного места — всегда большая удача.
Мартин Хейнрих, вот уже 12 лет стоящий за моторами "Поларис", а вообще занимающийся двигателестроением всю жизнь (с его приходом "Пола-рис" стал обретать крылья) говорит: "Вы не найдете в книгах конструкцию совершенного мотора. Никто не может показать, как его сделать. Вы должны создать его сами".
Думаю, что те, кто были до мистера Хейнриха на его месте, тоже старались добиться успеха, но их таланты не соответствовали поставленным задачам. В этом плане характерна история компании нашего знаменитого соотечественника. Игорь Сикорский, создатель первого вертолета, не смог передать бразды правления своему сыну Андрею, тот поднялся лишь до вице-президента по маркетингу, да и то на короткое время.
Есть и еще одна новинка у "Полариса", но она как бы в тени. Это 140-сильный, двухтактный, 3-цилиндровый двигатель с системой впрыска "Ficht Ram" рабочим объемом 1192 см3 (рис. 7 и 8). В тени по той причине, что если у четырехтактного двигателя "Поларис" три звезды за ультранизкие выбросы (звезды присваивает Управление по охране окружающей среды), то у двухтактного лишь одна — просто за низкие выбросы. Утешает лишь то, что есть еще категория "стандарт" — без всяких звезд.
У "Полариса" восемь разных "пони", но одна из них выделяется — это акробатическая модель "Octane" для управления стоя со 100-сильным двухтактным двигателем. У нее специальный насос водомета с 12-лопаточным статором (обычно лопаток пять-шесть), а трехлопастной импеллер имеет изменяющийся по диаметру шаг и радиальные загибы на лопатках. Все из нержавеющей стали. Что может такая блоха — показано на рис. 9 и 10. Кстати, эти аппараты не продаются простым смертным (для них они опасны) — доступны только членам Ассоциации водных акробатов. Если говорить о новых корпусах "MSX" (рис. 11), то "MSX 150" с самым мощным мотором легче самого мощного от "Бомбардье" на 47 кг и развивает скорость свыше 96 км/ч. Однако самым сбалансированным эксперты считают "MSX 140" из-за удивительно экономичного мотора. Его вес — 302 кг, а "MSX 150" весит 311 кг.
Для покупателя корпус все-таки важнее, чем мотор. А корпус "MSX" — это лучшее, что было создано "Пола-рисом" для воды. Сама компания называет его "модифицированное V" — прогрессивный ступенчатый дигед-рал. "Модифицированное V" означает, что, прежде чем профилям сойтись у киля, линия их как бы подгибается, образуя небольшое брюшко подобно параболической кривой; ступеньки — это продольные реданы, уменьшающие смоченную поверхность, а следовательно, и сопротивление. В поворотах они стабилизируют гидроцикл, позволяя двигаться быстро, но мягко и сухо. Как говорит Рон Билс, один из создателей корпуса, на спокойной воде лодка длиной 3.2 м кажется короче, а на волнении длиннее. "Прогрессивный дигедрал" означает, что профиль, если мысленно резать корпус перпендикулярно оси, как морковку, постоянно, в отличие от упомянутого овоща, меняет форму, уменьшая глубину V к корме. Моторы помогают выразить себя, переходя мгновенно от агрессивности к спокойствию, что делает эти лодки привлекательными для отдыха. Напряженно работающие люди требуют разгрузки.
У "Ямахи" в этом году новый сюрпризный мотор — в смысле, неожиданный. Ожидалось, что ее прошлогодний 998-кубо-вый, 140-сильный, четырехтактный, четырехцилиндровый с пятью клапанами на цилиндр движок получит какое-то продолжение, чтобы устоять против "Бомбардье", но удалось только лишь перекрыть прошлогоднее достижение канадца. Взять новую высоту у 1296-кубового, трехцилиндрового, двухтактного 165-силь-ника не хватило пороху.
Не удалось, и скорее всего не только по техническим причинам. 998-ку-бовый мотор приходится прямой родней целой семье мотоциклов, оснащаемых такой же цилиндропоршневой группой, а рядом, рангом выше, есть четырехклапанный 1296-кубовый двигатель, который, без сомнения, мог стать базой, и наверняка будет ею для ответа Чемберлену, то бишь "Бомбардье" и иже с ним.
Думается, это был элементарный "зевок" гроссмейстера. Разведка не сработала, и "Ямаха" просто не ожидала от "Ротакса" такой прыти. И я предвкушаю, как на следующий год у компании появятся новые моторы для гидроциклов, скорее всего, с турбонаддувом — подобно хондовскому, и с нагнетателем для мотоциклов (там есть место за цилиндрами над коробкой передач). В спину дышат не только "Хонда" с "Бомбардье", но и "Пола-рис". Что стоит сделать "два по сто пятьдесят в одну посуду", то бишь четырехцилиндровый мотор с удвоенными характеристиками двухцилиндрового? Сейчас "Поларису" все по плечу.
К слову, а что поделывают наши уральцы-молодцы — жалуются на судьбу или работают? Уж они-то могли бы порадовать своими двигателями любителей верховой езды по волнам. Пока, для начала, можно не гнаться за экстремальными показателями — сконструировать из двухцилиндровой оппозитки четырехцилиндровый. Рядный мотор с верхним распредвалом — работа не для гениев моторного дела. Помню, в ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове еще лет тридцать тому назад видел образцы, навеянные японским мотодизайном.
Однако, если посмотреть на удельные показатели, то есть на отношение мощности к весу, а еще лучше упора к весу (к сожалению, такие данные приводит только "Кавасаки"), то можно увидеть, что на сегодняшний день самым энерговооруженным оказывается, если не считать полярисова акробата, новая "Yamaha GP 1300R" (рис. 12 и 13) с вышеназванным двухтактным мотором, а на втором месте "Jet Ski Ultra 150" компании "Кавасаки", тоже с двухтактным двигуном.
"Кавасаки" — в этом году юбиляр. 30 лет назад в г. Акаши (Япония) она построила вручную первые 500 корпусов того, что мы сейчас называем гидроциклами. Это были две модели: одна с плоским, а другая с близким к современному днищем по цене 995 долларов за штуку. Все было распродано на ура.
У "Кавасаки", как и у "Ямахи" с "Хондой", хорошая база для выпуска хорошей продукции. С одной стороны, ее мотоциклетное отделение отбирает лучшие поршни с цилиндрами, а с другой — авиационно-космическое отделение обеспечивает новейшими технологиями. Странно, что "Кавасаки" не делает заодно и подвесные моторы.
Для японских компаний характерна многогранность — совмещение, казалось бы, совершенно несовместимого. К какому министерству приписать, например "Ямаху", начинавшую как производитель пианино и органов в позапрошлом веке? Кстати, и по сей день только ее электронные пианино приняты наравне с классическими для обучения в музыкальных школах.
В этом году зачинатель отрасли приготовил самый совершенный во всех отношениях "Jet Ski STX-12F", причем за весьма умеренную цену 8500 долларов (при том, что 10-12 тысяч на гидроциклетном рынке — это в порядке вещей). Никаких экстремальных показателей. Поршневая от легендарного мотоцикла "Ninja ZX-12R", 125 сил, впрыск, четыре цилиндра с четырьмя клапанами на цилиндр, два распредвала, и все это вокруг 1199 кубиков. Мотор с очень хорошей весовой отдачей, если сравнивать его с близкими по мощности двухтактниками (рис. 14 и 15).
Алюминиевое литье (возможно, по выплавляемым моделям) настолько проработано, что кажется, вышло из-под рук Клодта или Лансере, авторов знаменитых конных статуй.
Единственное, что немного подпортило впечатление, так это открытая система охлаждения, но, с другой стороны, приехал домой, вставил садовый шланг и промыл — тоже вариант. (Кстати, "Ямаха" уделяет большое внимание борьбе с коррозией и впрыскивает в свои открытые системы охлаждения специальный антинакипин.) Уменьшены шум и вибрации, повышена экономичность. Введена система "умного руления": когда водитель сбросил газ, но скорость еще не упала, то при повороте руля двигатель сам немного добавит тяги, без которой водомет не управляется; система отключается, когда скорость падает до нуля. Датчики отслеживают число оборотов коленчатого вала, скорость и отклонения руля. Это сделано для того, чтобы избежать столкновений при маневрировании. Те или иные системы, улучшающие контроль за движением, есть на многих моделях у всей "Большой пятерки".
Еще одна новинка "Кавасаки" — аппарат для езды стоя. Собственно, все и начиналось с езды стоя, и только спустя годы появились привычные нам сидячие гидроциклы. О двух стоячих моделях я уже упоминал, третья — у "Ямахи". Нет таких машин только у "Хонды" и "Бомбардье", которая давно от них отказалась, сконцентрировавшись на семейных лайнерах, а, наверное, зря.