На Неве нагловато хозяйничает рваный майский ветер, и, хоть пригревает лукавое солнышко, все одно хочется спрятаться в надоевшие демисезонные одежды. Я уже полтора часа бесцельно топчусь на слипах клуба «Импульс», что неподалеку от моста Александра Невского, в ожидании спуска на воду новенького «Фантома II» (в переводе с древнегреческого — призрак), сошедшего со стапелей питерского «Курса» (см. "КиЯ" №184, "Катер "Фантом II"). Впечатление такое, что в «Импульсе» недавно хозяйничала монголо-татарская конница, так все не убрано, ржаво и неопрятно, лишь мощный железный забор и гипотетическая «злая собака» вселяют в сердце некоторую стабильность, все остальное вокруг — далеко уковылявший в прошлое социалистический мираж.
Появление Бориса Ершова с белым 6.5-метровым пластиковым красавчиком на трейлере выглядит и вообще, как трюк знаменитого фокусника Кио. Впрочем, буду откровенен, многие ершовские катерные «изыски» достойны отдельного упоминания в морском энциклопедическом словаре.
На торжественный спуск «Фантома II» прибыли и новые владельцы катера, на борту которого черной краской уже нанесен регистрационный номер. Пока льется уставной «шампусик» и слышатся радостные виваты в сторону возрождающегося отечественного судостроения, Рома Ершов подтягивает болты внезапно потекшего бензопровода.
У меня же есть достаточно времени для пристальнейшего рассмотрения всего и вся, буквально "по слогам".
Уже снаружи ершовский "Призрак" вселяет чувство уверенности и надежности, не только за счет солидных релингов из нержавейки, но и современных обводов высокого корпуса и закрытого синим брезентовым тентом поста управления. Катер снаружи выглядит гораздо больше объявленных размеров (650x230x120). На «Фантоме II» спокойно может разместиться восемь пассажиров, укрыться от дождя — шесть, комфортно переночевать — трое. Впечатляет количество рундуков, их десять! Правда, доступ к каютным, расположенным под матрасиками, затруднен уж чересчур маленькими отверстиями — только плюшевые игрушки складывать. Не выглядит надежным и кнопочное крепление этих сидушек, того и гляди оторвутся. Тем не менее внутри все вроде чистенько и аккуратно, а над головой — распахивающийся люк, к которому на «Курсе» планируют крепить складной трапик, чтобы из каюты можно было свободно выбраться в носовую часть катера.
На транце, где установлены двигатели (сегодня это «хондовские» четырехтактники в 130 и 10 л.с.), — очень удобная площадка, где можно не только сидеть и управлять подруливающим мотором, но и при желании свободно ходить, ведь центральное кормовое сиденье — полностью разборное. Есть, конечно, некоторые проблемы с кормовой переборкой, установленной для ограничения возможного доступа воды на палубу как раз-таки в проеме данного сиденья. Ее высота и расположение требуют дополнительной проработки, об этом явственно свидетельствовали отметины на колпаке только что купленной японской "стотридцатки".
При внешнем совершенстве обводов пластикового корпуса, сделанного, естественно, исключительно из импортных компонентов, бросаются в глаза досадные мелочи в отделке рубки и каюты, зазубрины по краю ветрового стекла, неаккуратные сварные швы.
— Почему все-таки выбрали «Фантом»? — Обращаюсь к немногословному владельцу катера Игорю Татаркину.
— По многим параметрам, а подбирали мы судно с Максимом Александровым (он — полноправный совладелец катера) для рыбалки в непростых условиях Финского залива более года. Вначале хотели приобрести «Вектор». По заявленным параметрам и цене эти модели практически одинаковы («Фантом» стоит 15 тыс. долл., «Вектор» — 16 тыс. евро), хотя у нижегородцев привлекала более просторная и комфортабельная каюта. Но, проконсультировавшись с владельцами «Векторов», поняли, что для наших условий его мореходность совершенно недостаточна, а в Финском заливе, особенно по осени, штормовая погода — обыденная реальность.
— Но ведь у «Фантома» еще не было эксплуатационных испытаний, и пока трудно сказать, как сложится судьба данного проекта.
— Мы были готовы к этому, — со знанием вопроса свободно изъяснялся Игорь, — но ведь этот корпус произошел от хорошо зарекомендовавшего «Кальмара», да и репутация Ершова в мире сегодняшней катерной индустрии лучше любых ходовых испытаний.
— Почему же не приобрели достойную иномарку, ведь сегодня рынок Северо-Запада изобилует самыми привлекательными предложениями, как от официальных дилеров, так и от частников, специализирующихся на ввозе лодочной продукции под заказ из Скандинавии.
— Тут главную роль сыграла цена, если по поводу подвесного мотора мы с напарником сразу остановились на «Хонде» (за "130-й" и "10-й" уплатили вместе чуть более 13 тыс. долл.), то все импортные модели с подобными «Фантому» характеристиками предлагались по значительно более высокой цене, что было нам уже не по карману.
Новенькая «Хонда» заработала так тихо, что никто на борту, по-моему этого и не заметил. Ершов дает задний ход и мгновенно направляет свой "Призрак" в широченный створ моста Александра Невского. На ходовых испытаниях со "130-й" «Ямахой» и шестью человеками на борту катер спокойно выжал 60 км/ч. Сейчас же для выхода на глиссирование нам приходится отослать гонца в носовую часть, и виной тому не только более 300 л бензина, но и неправильно подобранный гребной винт. Тем не менее судно ведет себя очень уверенно на всех режимах, комфортно чувствуешь не только в ходовой рубке, где спокойно и сидишь и стоишь, но также на корме и в носу — там оборудовано почти русалочное сидячее место. Безопасно на полном ходу можно обойти и весь катер вдоль борта, настолько эргономично и надежно смонтированы поручни по всему периметру судна.
Главный конструктор пытается разогнать волну, и с помощью ветра и собственных галсовых проходов ему это наконец удается. А вот пассажирам хоть бы хны, нет даже и намека на зарывание, как говорится «не колбасит», точно действие происходит не на стылой и неприветливой невской воде, а на борту мифического корабля-призрака.
Конечно же, дальнейшие эксплуатационные испытания подскажут возможные пути усовершенствования проекта. По словам «курсовских» конструкторов, это лишь первая ласточка, и они планируют выпустить в этом году еще около 15 «Фантомов II». Причем в различных комплектациях — клиент сам может выбрать, установить ли ему магнитолу эхолот, обогреватель или биотуалет.