Редакцию "КиЯ" и эту известную самарскую компанию связывают не только давние партнерские отношения. Еще при первом знакомстве с ее основателями Андреем Андреевым и Сергеем Кузнецовым стало ясно, что движет деятельностью фирмы не только чисто деловой интерес, но и увлечение. В дальнейшем мы могли не раз убедиться, что это действительно так — как и наш журнал, "ДСК" регулярно выставляет свою гоночную команду на экстремальный водномоторный марафон "24 часа Санкт-Петербурга", приходилось Андрею с Сергеем участвовать и в редакционных тестах. В общем, как выражаются у нас в "КиЯ", — "наши люди". Именно этим и был продиктован первый вопрос, который я задал компаньонам еще в салоне катера, когда мы шли по Волге.
— Как вышло, что вы стали заниматься именно таким видом бизнеса? Почему именно лодки, катера, стоянка?
А.Андреев: Когда мы с Сергеем учились в пятом классе, мой отец по эскизам из "КиЯ" построил лодку с тримаранными обводами, нечто вроде "Бостонского китобоя". Фанерную, оклеенную стеклотканью. Мы, естественно, тоже ему помогали, а после первого спуска на воду из нее просто не вылезали, "заболели" водой и моторами.
С.Кузнецов: А когда учились в десятом классе, стали самыми настоящими судовладельцами — приобрели на паях стеклопластиковую "Ладогу" с "Вихрем-25". Хорошая была лодка. В общем, всю жизнь на воде. После перестройки приходилось заниматься разными видами бизнеса, но в итоге пришли к тому, к чему действительно лежит душа.
— С чего начинали?
А.Андреев: Лет восемь тому назад на Кипре я впервые прокатился на гидроцикле. Понравилось мне это настолько, что вскоре купил такую машину себе. В Самаре это новое тогда развлечение вызвало немалый интерес, поэтому мы заключили соглашение с представительством "Bombardier" и под конец того же сезона успели продать несколько штук. Дело пошло, и в дальнейшем стабильно продавали по 60 гидроциклов за сезон. Организовали сервис, обучили механиков. Потом гидроциклетный бум, как и везде, заметно пошел на спад, а заместил его растущий спрос на катера — когда большинство людей начало отходить от кризиса, когда наметилась стабильность. Впрочем, в Самаре этот спрос был всегда, просто по известным причинам он был отложен. Катера начали активно покупаться лет пять тому назад, и с тех пор спрос с каждым годом только увеличивается. На сегодняшний день мы продаем катера, мотолодки и подвесные моторы практически всех известных зарубежных марок. В качестве свидетельства нашего успеха в этой области я бы привел, например, тот факт, что уже несколько лет фирма "ДСК" является эксклюзивным дистрибьютором "Nimbus Boats AB" по странам СНГ — теперь этих великолепных шведских катеров немало и на волжских просторах.
С.Кузнецов: Вовремя подвернулась и возможность приобрести одну из наиболее крупных самарских стоянок под названием "Прокат". Так уж исторически сложилось, что лодок здесь всегда было много, а водно-моторная активность сохранялась даже в тяжелые кризисные времена. Кстати, название стоянки не случайно — здесь действительно имелась прокатная станция, где в советские времена можно было взять на время не только банальный весельный "фофан", но и "Прогресс" с "Вихрем", причем за чисто символическую плату.
— Стояночный бизнес и продажа катеров как-то связаны между собой?
С.Кузнецов: Естественно, связаны очень тесно, и более того — взаимно стимулируют друг друга. Стоянка — это не только доходы от предоставления мест у бонов. Во-первых, потенциальный покупатель охотней принимает решение о приобретении лодки, когда твердо знает, что у него не будет связанных с ним побочных проблем — стоянка хорошо охраняется, а на берегу расположена мастерская с квалифицированным персоналом, где при необходимости можно произвести любой ремонт — хоть "механики", хоть корпуса. Даже техосмотр ГИМС производится централизованно. Кстати, если катер приобретен у нас, то в течение первого сезона место у причала для него предоставляется бесплатно. А во-вторых, стоянка — это общение и спонтанные тест-драйвы. Прокатится кто-нибудь на катере соседа и говорит: "Хочу такой же".
— Насколько мне известно, вы продаете и отечественную технику, в том числе и самарские "Вихри"...
А.Андреев: С этим, как ни странно, несколько сложнее. Продаем, но с точки зрения бизнеса дело это не настолько выгодное. Главная причина — очень низкое качество тех же "Вихрей". Мотор этот непредсказуем. И далеко не каждый, у кого есть деньги на его покупку, готов при каждом запуске плясать перед ним с гаечными ключами. Взять отечественные "Жигули" — конечно, они хуже иномарок, но все же заводятся и ездят! На "Моторостроителе", производящем эти популярные некогда моторы, как видно, не понимают, что при таком положении дел нормального сбыта никогда не будет Чтобы иметь дело с "Вихрем", надо хорошо соображать в технике. Поэтому все больше самарцев предпочитает импортные моторы, пусть даже подержанные. Кстати, именно с подвесников и началось проникновение в Самару импорта, и нередко их ставят на отечественные лодки. Очень популярная услуга, которая мы оказываем, — это увеличение высоты транца под мотор с длинной "ногой" на "Казанках".
С.Кузнецов: А что же касается "Вихрей", то мы по собственной инициативе и за свой счет заказали одному конструкторскому бюро модернизацию мотора. Задача проста: пусть в основе конструкция останется устаревшей, пусть сохраняется несовершенная гидродинамика, не надо выхлопа через ступицу — "Вихрь" просто должен нормально заводиться и устойчиво работать. Если доработка принесет желаемые результаты, планируем предложить подобную модернизацию серийной продукции самому заводу. Хотя не секрет, что там к этой затее отнеслись весьма ревностно: мол, мы его всю жизнь довести не можем, а вы думаете, будто все так просто! Не секрет также, что и с деловой точки зрения такое сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Пока что ценовая политика завода нас не совсем устраивает.
— Какие еще вынашиваете планы на будущее?
С.Кузнецов: Проектов хватает. Большинство из них требует крупных капиталовложений, поэтому взяться с ходу за все подряд пока возможности нет. Но в нынешние времена, как нам представляется, уже можно работать на перспективу, не ожидая немедленного возврата денег. В числе первоочередных планов — привести в порядок стоянку превратить ее не только в современную марину с соответствующей инфраструктурой, но и в настоящий клуб, место встреч единомышленников. На бонах должны быть электричество и вода (сейчас, чтобы подзарядить аккумулятор на катере, всякий раз приходится тянуть "переноску"), на берегу — новое клубное здание с салоном, ресторанчиком, душевыми и т.п. Старые боны тоже надо менять. Дело это далеко не дешевое, а вопросы качества и долговечности — на первом месте. То, что делают сейчас у нас, хоть и стоит, на первый взгляд, относительно недорого, не выдерживает никакой критики. Больше денег уйдет на поддержание таких бонов в порядке и ремонт. Именно поэтому планируем приобрести у одной шведской фирмы лицензию на производство практически вечных железобетонных понтонов для марин и организовать их изготовление по иностранному "рецепту". Думаем, что если работать на перспективу, как уже упоминалось, такие плавучие причалы понадобятся не только на нашей стоянке, и не только в Самаре... Давно пора оборудовать и береговую заправочную станцию — одна из крупных российских нефтяных компаний встретила такую идею с пониманием, так что вскоре нашим водномоторникам можно будет забыть о неподъемных канистрах.
А.Андреев: А может, и не только нашим. Правда, иностранцы, для которых российские внутренние воды с каких-то замшелых времен до сих пор закрыты, наверное, и слова-то такого не знают — "канистра". На автомобиле с заграничным номером к нам можно приехать, а на катере с заграничным флагом — почему-то нет. Но не будет же запрет действовать вечно! Волга — истинный рай для водного туризма, а туризм, как известно, не только увлечение, но и целая отрасль экономики. Мы уверены, что государственные умы все-таки поймут, насколько невыгодны для страны такие запретительные меры. Иностранные туристы не просто любуются нашими местными красотами — они оставляют в волжских городах немалые деньги, способствуют созданию рабочих мест... Во всем мире это уже давно поняли, поэтому туристов, путешествующих на всех мыслимых видах транспорта, всячески привечают. Короче говоря, давно вынашиваем идею установить по волжским берегам — естественно, в содружестве с нефтяными компаниями — целую сеть бензозаправок, которые позволят водномоторникам ощутить истинную свободу передвижения. Хоть волжский маломерный флот растет не по дням, а по часам, сейчас о деталях говорить рано. Но если действительно "все флаги будут в гости к нам"... Петр Первый, допустивший в страну не только иностранных купцов, но и просто любителей русской экзотики, был более чем прав. Это выгодно. Увлечение увлечением, но мы все же и бизнесмены!
Вел беседу Артем Лисочкин Фото автора и Сергея Сурабекянца.