На взгляд со стороны, завод не изменился. Тот же кирпичный забор, проходная, административный корпус. Экономический кризис середины 90-х прошелся и по этому предприятию: производство сокращалось, уходили квалифицированные кадры. Но теперь процесс оздоровления налицо — появились заказы от смежных предприятий судпрома, от быстро развивающихся портов Северо-Запада. В эллинге на берегу Невы возвышаются стальные секции буксиров-кантовщиков нового поколения, строящихся при участии голландских партнеров. Именно с ними связывает надежды на будущее руководство завода. С перестроечных лет «Пелла» представляет собой холдинг, состоящий из семи небольших финансово-самостоятельных предприятий, разделенных по технологическому принципу; одно из них, «Пелла-Фиорд», и занимается по-прежнему стеклопластиковым производством. По словам его директора, Бориса Рейдермана, в уходящем году отмечен существенный рост объемов производства, прежде всего за счет заказов «больших» судостроительных заводов. «Пелла» строит для них под надзором Морского Регистра уникальные сбрасываемые спасательные шлюпки, не требующие обычного тросового спускового устройства, а также крупногабаритные судовые конструкции из пластика.
А что же с интересующей нас потребительской малотоннажкой? Она, к сожалению, отошла по значимости даже не на второе — на шестое-седьмое место. В выпускаемом ассортименте осталась практически только одна всем известная гребная лодка «Пелла-Фиорд», и если лет 15 назад она раскупалась тысячами штук в год, то за этот сезон было отгружено только 350. Хотя эта цифра в условиях нынешнего немалого предложения на малотоннажном рынке выглядит довольно прилично для предприятия подобного профиля, все же понятно, что за счет выпуска одной только потребительской продукции, даже имеющей хорошую давнюю репутацию, стеклопластиковое судостроительное производство сегодня выжить не в состоянии. А ведь надо еще и как-то развиваться, завоевывать рынок.
Мы проходим по длинному цеху. Все, как на большинстве подобных предприятий: громоздкая оснастка, участки напыления, формовки, обрезки, женщины-формовщицы с прикаточными валиками, запах стирола... Выделяются нарядным ярко-оранжевым глянцем корпуса спасательных шлюпок. Издали замечаем бирюзовые штабели готовых к отгрузке гребных «Пелл». До ностальгии знакомый цвет корпусов — не дань традиционному стилю. Дело в том, что декоративное покрытие для народных лодок готовится по старинке здесь же — на шаровых мельницах с использованием обычной полиэфирной смолы и пигмента. Архаично, зато дешевле. Фирменный гелькоут, стойкий к осмосу, огню и истиранию, так же как и качественная смола от «Reiсhhold», идет только на регистровские спасательные шлюпки. В «гребнушках» применяется отечественная ПН-1, в прежние времена использовавшаяся только для вспомогательных целей. Более надежная малостирольная ПН-609-21М, шедшая когда-то на все суда народного потребления, сейчас применяется лишь в ответственных заказах по причине неприлично высокой, на общемировом уровне, цены. Это прискорбный факт нынешнего состояния лодочного рынка: стоимость хорошего полиэфирного сырья высока, и новые стеклопластиковые суда часто оказываются не по карману массовому потребителю, в отличие от более долговечных, хотя и не таких привлекательных по дизайну дюралевых, не говоря уже об изрядно потеснивших традиционный малый флот «надувнушках». Многие наши фирмы-производители, стремясь достичь высшего качества продукции, перешли исключительно на импортные материалы, в результате пониженный спрос на их продукцию держит производство вблизи нижней границы рентабельности. «Пелла-Фиорд», наряду с некоторыми другими производителями массовых моделей лодок, выбрала иной путь — всемерного снижения себестоимости. Количество контрагентов сокращено до минимума, даже часть весел для комплектации лодок и продажи населению делается здесь же, на деревообрабатывающем участке. Блоки плавучести лодок приходится изготавливать из полистирольного пенопласта ПСБ-С, покрывая их для большей стойкости слоем эпоксидной смолы. В результате стоимость готовой к отправке лодки получается рекордно низкой для пластикового судна подобных размерений и массы — порядка 700 долл. Прослужит ли такой адаптированный к российской действительности вариант положенные 15 лет? Покажет время. Во всяком случае, как отметил директор, нареканий на качество от покупателей не поступало. Можно только сожалеть, что прославленная марка оказалась по разным причинам в разряде непрофилирующей продукции и руководство предприятия объективно не заинтересовано пока в расширении модельного ряда выпускаемой на потребительский рынок продукции.