11 июля 2003 г. английская яхта "Adventure" ошвартовалась у пирса 81-го спортивного клуба ВМФ (бывший 55-й яхт-клуб). Радость встречи долгожданной гостьи немного омрачила погода — на завершающем этапе перехода из Портсмута в Санкт-Петербург разразился проливной дождь. Одетые в непромоканцы, но довольные завершением таможенных формальностей, англичане и русские высыпали на берег, попав в объятия промокшей прессы, забывшей дома зонтики.
Весть о том, что англичане решили подарить Северной столице в честь ее юбилея яхту, была известна еще с ранней весны. Этот вопрос рассматривался на самом высоком уровне, начиная от Главнокомандующего ВМФ России и заканчивая губернатором Санкт-Петербурга. Слухи оставались слухами, но дело не двигалось. Яхту хотели иметь в своем распоряжении и город, и военно-морской флот, оставшийся без учебных судов. Сегодня на парусниках "Мир", "Седов", "Крузенштерн" и "Паллада" проходят практику курсанты мореходных училищ, а вот в военных институтах ничего, кроме старых шестивесельных ялов, не осталось. Видимо, поэтому предложение англичан так заинтересовало командование военно-морского флота России.
Наконец парусник все же оказался у питерского причала. Его встречали дважды: первый раз в Кронштадте (где к экипажу присоединился яхтенный капитан Андрей Березкин) и второй раз — в Санкт-Петербурге. На пирсе слышалась разноязыкая речь, отдавались команды, появились должностные лица, уточнившие график торжественных мероприятий с участием "Adventure". Церемония передачи яхты должна была состояться 15 июля у набережной Лейтенанта Шмидта, где ошвартовались английский фрегат, сопровождавший ее в плавании, и моторная яхта Ее Величества королевы Великобритании. Оба этих судна ожидали прибытия принца Уэльского Чарльза, который и должен был вручить россиянам королевский подарок.
"Adventure" построена в Великобритании на верфи "Camper & Nicholson Ltd." в Саутгемптоне в 1972 г. в серии однотипных яхт (№ 1143) проекта "Nicholson 55". Корпус из стеклопластика, по предварительным расчетам конструкторов, должен был обеспечить жизнь судна на протяжении 17 лет с одним промежуточным ремонтом. На практике же первый серьезный ремонт понадобился лишь в 1997 г., после чего дальнейший расчетный срок службы определили еще примерно в 12-15 лет. Велик был запас прочности, заложенный проектантами в эту лодку.
Наибольшая ее длина — 16.6 м, высота мачты — 19.5 м, осадка — 2.7 м, парусное вооружение — бермудский тендер, обмерная площадь парусности — 155 м2. На яхте оборудованы 12 постоянных спальных мест: четыре — в форпике (две подвесные койки и два дивана), шесть в салоне и еще два — в гробах кокпита. Высокий надводный борт и близкие к классическим обводы с длинными свесами свидетельствуют о хорошей мореходности при плавании в открытом океане. При постройке яхты основное внимание обращали на снижение водоизмещения, поэтому отказались от многих устройств, систем и оборудования, обеспечивающих комфорт при длительном океанском плавании. Новомодные приспособления, облегчающие экипажу работу с парусами, здесь также отсутствуют — все манипуляции на палубе производятся вручную или с помощью традиционных лебедок. Это неудивительно, поскольку яхта принадлежала военно-морскому флоту Ее Величества и использовалась для обучения кадетов. Еще четыре таких же судна и сейчас продолжают нести учебную службу в британской армии: две принадлежат Королевским ВВС, одна — сухопутным силам и еще одна остается в распоряжении флота Ее Величества. Основная задача практики на подобных яхтах, по словам капитана, — отработка навыков действия будущих офицеров в экстремальных условиях и преодоление страха. Любопытно, что раз в несколько лет все эти яхты участвуют в нигде не афишируемом кругосветном парусном "междусобойчике" — гонке, на старт которой выходят лишь офицеры различных частей специального назначения (наподобие знаменитой SAS) британской армии.
Экипаж яхты составляют 12 человек — обычно в него входят три опытных яхтсмена и девять курсантов. "Adventure" неоднократно участвовала в известных международных парусных гонках, в том числе в первой кругосветной гонке яхт с полными экипажами "Whitbread Round the World Race 19731974". На начальном этапе соревнования Портсмут—Кейптаун "Adventure" сразу же заняла первое место...
Старшим на переходе яхты "Adventure" с российской стороны был заместитель начальника службы физической подготовки ВМФ капитан первого ранга Владимир Сорокин. Он впервые шел на таком паруснике и с восхищением рассказывал о своих впечатлениях, к примеру, о том, как ловко Реймонд Кей (капитан яхты) сделал оплетку штурвала.
Курсантов набирали из различных военно-морских учебных заведений на конкурсной основе с учетом знания английского языка и наличия опыта хождения под парусом. Дмитрий Жаворонок в юности занимался в детской спортивной школе, ходил на "Кадетах" и "Лучах", однако на такую яхту попал впервые. Женя Дементьев и Саша Иваненко занимались морским многоборьем. Дима Вороничев ходил на крейсерских яхтах вместе с отцом, прекрасно владеет английским, поэтому именно он и осуществлял связь с руководством британских ВМФ во время перехода. Ребята быстро осваивали приемы работы с парусами, готовили пищу на камбузе, выполняли судовые работы.
В состав английской команды входили военные и гражданские лица, в том числе и две молодые женщины: жена шкипера Ребекка Скиннер и Гренах Имон — младший офицер британского флота. Англичане, несмотря на весь консерватизм, давно пришли к выводу, что присутствие женщины на корабле не позволяет мужчинам огрубеть за время длительного плавания. Возможно, это когда-нибудь поймут и в России, и тогда наши дамы начнут служить в военно-морском флоте.
Шкипер яхты Реймонд Кей с удовольствием отвечал на все вопросы прессы, хотя последние дни он выглядел уставшим от всех официальных и неофициальных мероприятий. Особенно охотно он рассказывал о первом кругосветном плавании яхты "Adventure" — знаменитой гонке WRtWR.
— Это было первое в истории соревнование такого рода, которое началось 8 сентября 1973 г. Несмотря на грандиозную рекламу, оно оказалось не столь представительным, как поначалу ожидалось. В списке не оказалось американцев, которые могли бы составить серьезную конкуренцию французской яхте "Pen Duick VI" (ею командовал известный яхтсмен Эрик Табарли). Капитаном на "Adventure" в то время был Дж. Брайан, а я еще только учился ходить под парусом. Тогда в Портсмуте на старт вышли 17 яхт. Только со стороны Англии в ней участвовало пять парусных судов, "Adventure" по своим размерениям входила во вторую стартовую группу. Основные надежды британцев возлагались на "Great Britain II" - мощный 22-метровый кэч с экипажем из парашютистов. Тем не менее на первом этапе Портсмут - Кейптаун протяженностью 7090 миль "Adventure" заняла первое место.
— Рей, тебе не грустно расставаться с яхтой? — спросили мы шкипера.
— И да, и нет, — ответил он. — На ней я познакомился со своей будущей женой, ходил в дальние плавания, научил многих ребят владеть парусом. В этом плане, конечно, жаль. Но хочется мечтать, идти дальше и принять под командование еще более совершенное судно. Я не сомневаюсь, что еще встречу "Adventure" на океанских просторах. Мир моряков тесен.
P.S. Под российским флагом яхта уже успела совершить два перехода: из Петербурга в Балтийск и обратно. Во время последнего перехода в районе о.Гогланд она попала в крепкий шторм со скоростью ветра около 15 м/с. На двухметровой волне палуба яхты осталась абсолютно сухой, а максимальная скорость, показанная ею, оказалась равной 9.2 уз (шла в галфвинд). Достигнув этой скорости, малознакомый с яхтой экипаж предпочел взять рифы.
По словам временного экипажа, во время этого шторма яхта продемонстрировала великолепные мореходные качества, отличную остойчивость и управляемость. В настоящее время ведется разработка планов ее будущего использования в интересах российского ВМФ в качестве учебного судна.