Ереванский Клуб морских исследований "АЙАС" построил копию армянского киликийского парусника XIII в., воссозданную по средневековым миниатюрам и рукописям. В дальнейшем на судне будет предпринята экспедиция по морским торговым маршрутам средневековья с сохранением методов навигации и быта моряков того времени.
Наш клуб создан в 1985 г. группой энтузиастов с целью изучения истории судостроения и навигации в Армении. Мы восстанавливаем старинные суда, строим модели, изучаем морские пути, собираем старинные навигационные приборы и морские карты, занимаемся подводными исследованиями. За время существования клуба было организовано более 15 тематических выставок, собрана большая библиотека. Одна из наших целей — организация музея, где будут представлены материалы по морской истории человечества. Наш клуб — член Международного общества морских исследований и Международной комиссии по морской истории.
Даже у нас в Армении многим совершенно неизвестна морская история нашей древней многострадальной родины. Стоит посвятить этому хотя бы несколько строк.
Самые древние свидетельства о судостроении на территории Армении относятся ко II тыс. до н. э.: это в первую очередь — хеттские и ассирийские тексты. Но находятся также и сами лодки, и их модели. Особенно многочисленны находки каменных якорей — единственной сохранившейся детали судна, а также каменных и керамических грузил от рыболовных сетей.
В 40-х гг. со дна Севана удалось поднять 4метровую долбленую лодку, датированную началом II тыс. до н. э. В 60-х гг. при раскопках в селении Джуджеван в одной из гробниц была найдена долбленая лодка, датированная IX в. до н. э. При раскопках гробниц у городка Варденис ученые нашли глиняную модель лодки с идеальными, даже по современным критериям, обводами, датированную VI в. до н. э. Судя по ее внешнему виду и возможным размерениям, в отличие от предыдущих находок — однодеревых долбленок, — это уже наборное судно. Такой вывод подтверждается и тем, что гнутое дерево использовалось в регионе к тому времени несколько столетий.
На таких реках, как Евфрат, Тигр, Арацани, Аракс, издавна использовались различного типа плавсредства — плоты, как простые, так и курдючные (надувные), кожаные лодки, более крупные деревянные суда. По озеру Ван — самому большому озеру Армянского нагорья — ходили суда, длина которых достигала 20 м. Летописец Товма Арцруни (X в.), описывая строительство храма на о. Ахтамар на этом озере, отмечал, что каменные блоки доставляли сюда на больших судах. В том же X в. царю Гагику Арцруни пришлось построить на острове искусственную гавань для "многих судов".
В I в. до н. э. — во времена царствования Тиграна II (Великого) Армения получила выход к Средиземному морю, что вывело на новый уровень развитие судостроения.
В средние века многочисленные изображения на армянских миниатюрах и барельефах дают возможность судить о разнообразии судов, их вооружении, количестве весел и т. п.
С XI по XV в. на северо-востоке Средиземного моря существовало могущественное армянское Киликийское царство, которое вело активную торговлю с ближними и дальними соседями, имело и военный флот. Сохранились описания морского сражения царя Левона II с пиратами, в котором армяне одержали победу, потопив флагманский корабль неприятеля и обратив в бегство остальные.
Марко Поло в своей книге пишет о том, что во время его пребывания в армянском порту Айас (крупнейший порт киликийской Армении), царь Левон III подарил венецианцам галеру.
Арабский историк Ибн аль Варди, описывая осаду Айаса египетскими мамлюками, говорит о трех больших армянских военных кораблях, находившихся в это время в гавани: "Айас", "Атлас" и "Шама".
Киликийской Армении принадлежат некоторые прогрессивные новшества и в области морского права. В ранг государственного был возведен свод законов Мхитара Гоша (1184 г.), 105-я статья которого провозглашала отказ от берегового права, т. е. права присваивать потерпевший крушение корабль и все его имущество. На основе этого закона были заключены договоры с Венецией и Генуей, а затем и с Египетским Султанатом о взаимном возврате судов и имущества в случае кораблекрушения.
Торговые связи с партнерами были налажены настолько хорошо, что даже после падения этого государства корабли под армянскими флагами продолжали бороздить моря и океаны, базируясь в портах многочисленных армянских колоний, разбросанных по всему свету. Наиболее важными из них и имеющими отношение к морской торговле были Константинополь, Марсель, Амстердам (где в 1695 г. была издана первая печатная карта полушарий на армянском языке и сконструирована четвертая из известных на сегодня армянских астролябий1) и Венеция, где на фронтальных колоннах собора Святого Марка выдолблены армянские надписи XVII в. Известно, что в XVI в. в венецианском Арсенале работал знаменитый кораблестроитель Антон Сурьян, оставивший несколько изобретений в области судостроения.
Самая значительная колония, занимавшаяся морской торговлей, была в Индии, армяне традиционно выступали в качестве посредников между Востоком и Западом. При их посредничестве были основаны французская и голландская Ост-Индийские компании, в противовес английской; здесь армянские купцы, конечно же, имели свои интересы; оказывали влияние на царские фамилии и местную знать.
Иллюстрацией к сказанному может служить последнее предприятие знаменитого пирата Уильяма Кидда — ограбление армянского корабля "Кедахский Купец" с грузом алмазов в Индийском океане. Судовладелец пожаловался на него британской королеве. Официальная Англия, не желая портить отношение с армянами, что автоматически означало бы ухудшение отношений с местной элитой, не могла оставить жалобу без внимания: Кидд был схвачен и после суда казнен — повешен.
Но вернемся в Армению.
В киликийской Армении строились суда разного типа. Малые суда почти точно повторяют лодки озера Ван, и это неудивительно: известно, что в IX—X вв. около 100 000 жителей района озера Ван переселились сюда и привнесли свои традиции и в местное судостроение.
Большие суда строились по образу и подобию хорошо известных и распространенных в Средиземноморье парусно-весельных кораблей (например, галер). Нас более всего заинтересовали суда смешанного типа, в линиях которых прослеживаются как черты традиционных ванских судов, так и характерные средиземноморские черты. Именно такой тип судна средних размерений и был выбран для постройки реплики в натуральную величину. Этому предшествовала кропотливая работа в Матенадаране — хранилище древних рукописей в Ереване, в библиотеках и архивах Москвы, Лондона, Венеции. Эта работа не прекращается и сегодня.
Корабль был заложен, и начало работ, согласно традиции, получило благословение настоятеля севанского монастыря. Строительство велось в основном на собственные средства членов клуба и их друзей. Отсутствие постоянного финансирования сильно тормозило работы, тем не менее в настоящее время постройка судна закончена. Длина его — 20 м, ширина — 5 м, осадка — 1.5 м. Водоизмещение — 50 т. Площадь латинского паруса — 100 м2. Экипаж — 14 человек. Весла — два рулевых и по пять гребных с каждого борта для обеспечения хода в штиль и безопасного передвижения в узкостях.
В Восточном Средиземноморье в качестве корабельного леса чаще всего использовались кедр, дуб и пиния — местная сосна. Пытаясь следовать традициям, мы выбрали дуб и сосну. Набор — дубовый, что обеспечивает высокую прочность конструкции и малую подверженность гниению. Сосновая обшивка и настил палубы крепятся к набору медными заклепками. Готовый корпус снаружи покрыт специальным варом, основу которого составляет древесная смола — гарпиус. Все судно, кроме того, пропитано, как и полагалось в средневековом Средиземноморье, растительным маслом, что предохранит дерево от гниения и древоточцев. Все это соответствует древней технологии.
Рулевое устройство представляет собой два весла по бортам, закрепленных на выходящем из корпуса за обшивку поперечном брусе. Весла в верхней части заканчиваются румпелями, концы которых связаны поперечной балкой, дающей возможность управлять судном одному рулевому. Отсоединив балку, можно управлять парусником одним веслом.
На судне — только ручные механизмы. Это брашпиль — горизонтальный ворот для подъема якоря (кошки о четырех лапах) — и две помпы для откачки воды.
Парусное вооружение — один большой косой парус на длинном наклонном рее. Исторически сложилось, что такой треугольный парус назван латинским, хотя использовался еще в Древней Греции (он хорошо различим на барельефах начала нашей эры).
Интересно рассмотреть смену галса при таком вооружении. Как правило, на судах с латинскими парусами применяется правило преимущественного галса, при котором парус работает всей площадью. На другом галсе парус ложится на мачту и работает менее эффективно, однако этот минус компенсируется простотой исполнения маневра.
Однако и при таком вооружении есть способ поворота, при котором оба галса оказываются равноценными. Он также используется и на судах с прямым парусным вооружением. Для этого необходимо, чтобы рей крепился к мачте точно посередине своей длины (что бывало нечасто, особенно на галерах с короткими мачтами и огромными парусами на длинных реях, основная часть которых лежала выше точки крепления к мачте). Способ заключается в следующем: при смене галса необходимо изменить места галсового и топового углов паруса, поменяв их местами натяжением брасов. Особенно выгоден такой способ смены галса при повороте фордевинд, так как парус ни на минуту не обезветривается и нет неприятного при свежем ветре хлопка паруса при перекидке, грозящего неприятностями. Поворот оверштаг при этом будет гораздо сложнее, поэтому на таких судах, так же как и на судах с прямым вооружением, чаще делался так называемый "коровий оверштаг" — поворот оверштаг через фордевинд.
Настройка и испытания судна осуществляются на озере Севан, после чего оно будет перевезено на Черное море, откуда и начнется само путешествие, преследующее цели: показать высокие качества судов, которые, наряду с другими, использовались армянами в Средиземноморье, привлечь внимание к истории материальной культуры Армении, пробудить интерес молодежи к плаваниям. Это будет и наведение новых мостов между Арменией и внешним миром. Мы будем благодарны всем, кто сможет оказать содействие в реализации нашего проекта.
Примечания
1. Всего сохранились четыре армянские астролябии. Две из них — двуязычные арабо-армянские, обе хранятся в Оксфорде. Третья (XV в.) — находится в частной коллекции, четвертая (XVII в.) — в Армении.