Основные данные "Фантом-II"
Длина наибольшая, м | 6.50 |
Ширина наибольшая, м | 2.30 |
Ширина кокпита, м | 1.95 |
Высота борта, м | 1.20 |
Вес катера, кг | 900 |
Мощность ПМ (макс.), л.с. | 225 |
Но удачные наработки не легли на полку. Обводы "Сигмы-Фантома" были взяты за основу при разработке корпуса для каютного РИБа "Кальмар". На первых же испытаниях "Кальмар" (см. "КиЯ" №169) не только полностью подтвердил свои расчетные ходовые характеристики, но даже превзошел их. Его исключительную динамику, мореходность и фактически полное отсутствие влияния нагрузки на ходовые качества по достоинству оценили не только любители рыбалки и экстремального отдыха, но и службы МВД, МЧС и ГИМС, в распоряжении которых уже находятся несколько "Кальмаров".
Однако, несмотря на все свои достоинства, РИБы еще не получили в нашей стране широкого распространения, отношение к ним у большинства судовладельцев несколько настороженное. Возможно, поэтому после осмотра "Кальмара" многие потенциальные покупатели интересовались: "А нет ли у вас такого же катера, но не с надувным баллоном, а с жестким бортом?".
И вот теперь мы можем ответить: "Да! Такой катер есть!".
В ноябре 2001 г по инициативе саратовской фирмы "Унипласт" на малой судоверфи "Курс" ( г. Санкт-Петербург) была начата реализа' ция совместного проекта этих двух фирм по созданию нового скоростного каютного катера длиной 6.5 м. От эскизных разработок и до выпуска первого серийного образца прошло полтора года. Катер, получивший название "Фантом-II", был построен на основе удачной модели каютного РИБа "Кальмар" и является дальнейшим развитием модели "Фантом".
"Фантом" второго поколения выполнен по схеме "walkaround" ("ходи вокруг" — рубка островком), получившей в последнее время широкое распространение в странах Скандинавии и США. Основной акцент при проектировании сделан на максимальное использование полезного пространства на открытой палубе. Рубка имеет минимально необходимые размеры для размещения в ней с удобствами четырех человек сидя или устройства трех полноценных спальных мест. Это позволило увеличить площадь открытого кормового кокпита и предусмотреть в нем шесть посадочных мест (включая кресло водителя по правому борту), а также выделить достаточный объем для хранения снаряжения и багажа. Оборудованы семь рундуков на верхней палубе (из них три "сухих") и шесть — в каюте; плюс к этому имеются еще два больших "кармана" в "крыльях" рубки. Центральная часть кормового дивана может трансформироваться или быть убранной, что существенно упрощает доступ в кормовую часть катера.
Ходовой тент, закрывающий водителя и находящегося с ним рядом пассажира, монтируется на жесткой дуге — "тарге" из нержавеющей стали (высотой 1.9 м от уровня палубы), что упрощает его монтаж—демонтаж и позволяет натягивать сильнее, чем при использовании раскладных алюминиевых дуг На ту же "таргу" может быть установлено навигационное,осветительное,звуковое или рыболовное оборудование. В перспективе планируется разработка варианта с жесткой крышей — "хардтоп".
"Фантом-II" может оснащаться двигателем мощностью от 115 до 225 л.с. На ходовых испытаниях с подвесным мотором "Ямаха" мощностью 130 л.с. при загрузке 6 человек и запасе топлива 70 л катер показал скорость 60 км/ч. И это не предел: использование более совершенного гребного винта из нержавеющей стали может дать добавку в 6-8 км/ч.
При расходе топлива на максимальных оборотах около 56 л/ч и емкости топливного бака 240 л катер на полной скорости может проходить до 290 км. При использовании четырехтактного двигателя той же мощности с расходом топлива 45 л/ч дальность плавания составит 350 км. На крейсерском режиме дальность плавания может увеличиться на 20-30%.
Производство "Фантома-II" одновременно ведется на верфях фирмы "Курс" в Санкт-Петербурге и "Унипласт" в Саратове. В этом году планируется выпустить около 15 таких катеров.
После освоения этой модели возможно создание других модификаций "Фантома-II" на основе единого базового корпуса. Это будут: спортивная версия, вариант "walkaround" с закрытой рубкой и дейкрейсер. Предусматривается возможность оснащения всех модификаций и стационарным двигателем мощностью до 220 л.с.