Этот факт не мог пройти мимо внимания редакции "КиЯ", и наши корреспонденты отправились побеседовать с Андреем Юрьевичем Бахаревым, генеральным директором "Лидера". Нас интересовали в первую очередь причины, побудившие компанию решиться на столь дорогостоящий, сложный и рискованный шаг. Ведь затраты составили более 10 тыс. долл., весь процесс длился полгода, а риск... Это те испытания, которым в России наши лодки не подвергаются, например, сбрасывание на воду с полной загрузкой (т.е. полная паспортная пассажировместимость плюс мотор) с двухметровой высоты, причем троекратное — вначале в горизонтальном положении, а потом носом и кормой под углом 45° к горизонту. После чего на лодке не должно остаться никаких видимых повреждений или деформаций, как и после температурных испытаний (ткань подвергается воздействию температур от -20° до +60°) не должно наблюдаться ни малейших признаков растрескивания.
— Андрей Юрьевич, что побудило фирму заняться сертифицированием своей продукции по европейским нормам и как давно вы пришли к этому решению?
— Необходимость сертификации мы осознали около двух лет назад, когда фирму посетил один из наших голландских партнеров. В частности, он поинтересовался, есть ли у нас сертификат СЕ по стандарту ISO 6185, позволяющий реализовывать нашу продукцию на западном рынке. После этого визита мы и занялись подготовкой лодок к проведению сертификации. Мы связались с финской компанией, занимающейся сертифицированием такого рода лодок. Нам был предъявлен перечень требований — к самому судну, к конструкторской документации, к материалам и комплектующим, которым должна соответствовать продукция, претендующая на получение европейского сертификата. Полтора месяца мы готовили необходимую документацию, устраняли огрехи и недочеты. После этого отправили в Финляндию все 10 лодок нашего модельного ряда со всеми необходимыми сопровождающими материалами. Там их подвергли придирчивому и жесткому инструментальному обследованию: вначале на соответствие проекту и заявленным характеристикам, потом — на соответствие сертификационным требованиям. Кстати сказать, их полный перечень в оригинале занимает три тома по 34 страницы. Все этапы испытаний (от состояния уключин после гребного теста до мореходных качеств и стойкости материалов к химическим воздействиям и температурным перепадам) обязательно снимались на видео.
— Вы были полностью уверены в соответствии всех используемых материалов и комплектующих этим требованиям?
— Да, поскольку многие из комплектующих мы производим сами и только из импортного высококачественного сырья. Все используемые нами материалы имеют сертификат по стандарту ISO 9001. Даже алюминиевый профиль для уключин получаем из Финляндии, поскольку в России (как это ни странно!) алюминиевый сплав требуемого нам качества попросту не производится.
Уже после лабораторных испытаний, были проведены тесты на воде, причем уже здесь, в России, с участием европейских специалистов. Критическому анализу подвергся и наш технологический процесс. Сделанные справедливые замечания мы уже учли при выборе новой производственной площадки.
В итоге, на все выпускаемые суда мы получили сертификат Евросоюза, который открыл им путь на европейские рынки. И в этом году впервые примем участие в выставке "Vene", где продемонстрируем свой товар лицом.
— Как долго будет действовать этот сертификат?
— Он действует в течение всего срока жизни каждой модели на конвейере, пока в конструкцию лодки не будут внесены существенные изменения, отраженные в ее документации.
— Выходя на европейский рынок, кого из изготовителей надувных лодок вы рассматриваете как своих непосредственных конкурентов?
— А вот упомянутый вами "Бриг" и рассматриваем в первую очередь. У этих лодок хорошее качество, а фирма уже имеет опыт продаж за рубежом и неплохую репутацию.
— И последний вопрос. Сертификация, участие в одной из крупнейших европейских выставок — все это ложится серьезным бременем на бюджет фирмы. Как это отразится на ценовой политике компании?
— Наши российские покупатели могут не беспокоиться — затраты на получение вышеупомянутого сертификата никоим образом не лягут на их плечи.
Беседу вели Андрей Великанов и Артур Гроховский.