Если в Дюссельдорфе в последние годы отмечалось некоторое снижение интереса к выставке как со стороны экспонентов, так и массового посетителя, то бот-шоу в Генуе продолжает переживать пору бурного расцвета. Все предыдущие рекорды были убедительно побиты — и по количеству участвующих в выставке компаний (1502), и по числу посетителей, превысившему прошлогодний показатель на 12% (за девять дней работы бот-шоу входные турникеты открывались более 350 000 раз), и по задействованным выставочным площадям (285 000 м2). Всего в павильонах, на открытых площадках и в гаванях было выставлено 1949 судов, из которых большую часть — 1031 — составляли моторные (52.8%). Немалая доля пришлась на надувнушки и РИБы: 638 лодок (32.7%). Парусники всех мастей были представлены куда как более скромно — 197 корпусов (10%). 384 единицы из общего числа всех судов составляли новинки.
Очень большие лодки
Италия занимает первое место в мире по производству суперяхт. Ярким отражением этого явления стала и генуэзская бот-шоу, на просторах которой ее величество яхта (как правило, моторная) царила практически безраздельно — львиную долю выставочных площадей занимали лодки длиной более 8-10 м.
С недавних пор эта продукция итальянских судостроителей неплохо известна и в России. Наиболее прочные позиции на российском рынке на сегодняшнии день у группы компании «Azimut-Benetti», лодки которой уже далеко не редкость в маринах наших крупных городов — прежде всего таких «денежных», как Москва и Питер. Большие надежды компания возлагает на свой новый брэнд «Atlantis», появившийся одновременно с приобретением верфи «Gobbi». В последнее время моторные яхты проявляют тенденцию к увеличению размеров, и «Atlantis» тоже не стал исключением — на бот-шоу была не без помпы представлена новая флагманская модель — 17-метровый «Atlantis-52».
Однако, помимо «Azimut», к российскому рынку все пристальней приглядываются и другие итальянские производители моторных яхт. Наиболее активные шаги в этом направлении предпринимает, например, «Riva», известная в первую очередь своими стилизациями «под старину», но выпускающая и вполне современного вида катера. Компания представила в Генуе сразу несколько принципиально новых моделей, отличающихся нетипичным для нее футуристическим дизайном — «Rivale», «115' Fly», «Sunriva», «Opera» и «Mercurius». Чего стоит хотя бы 10-метровая «Sunriva» с огромным носовым кокпитом — прямо-таки гипертрофированный прогулочный «bow rider», а не моторная яхта! Генеральный директор компании Лучано Скарамуччиа весьма прозрачно намекнул на вероятность участия «Riva» в Московской бот-шоу MIBS — очевидно, москвичам продемонстрируют скоростной (до 40 уз) и более-менее классический «Rivale».
Деловой интерес к России выказывают и такие гиганты, как «Sessa», «Rancraft» и «Cranchi» (читается «Кранки»). «Sessa» представила две новые модели моторных яхт, по местным меркам более чем компактные — 13-метровый «Oyster 42» с «гаражом» для хранения тузика в транце и 10-метровый классического облика «Dorado 32». Кроме того, среди новинок компании имеются и два дейкрейсера «Key Largo Deck» с моторами мощностью 150-200 л.с., более привычные отечественному глазу — длиной 6.12 и 6.55 м, с относительно небольшими каютами и обширными «солнечными» палубами. «Rancraft» выставил новую, хотя и довольно традиционного облика 10-метровую модель «RC 33». «Cranchi» наиболее заинтересована в продвижении своего флагмана — 16-метрового «Atlantique 48», а также новенького с иголочки 13-метрового «Endurance 41», однако в модельном ряду компании наличествуют и демократичные дейкрейсеры 6-7 м длиной.
Учитывая большую и искреннюю любовь россиян к высоким скоростям, в том числе на воде, очень неплохие перспективы на отечественном рынке и у компании «Performance», производящей моторные яхты и дейкрейсеры со «спортивным уклоном». Наибольшим вниманием специалистов пользовалась новая 8.5-метровая модель «Performance 807 Black Spirit» с поперечным реданом, способная развить скорость до 66 уз.
Лодки поменьше
Да и вообще: при всей обуявшей мир современного ботинга гигантомании, когда моторные яхты становятся все крупней, сложней и дороже (и раскупаются при этом, словно горячие пирожки), многие производящие их фирмы по-прежнему не гнушаются выпускать также и небольшие, относительно простые лодки. Причем касается это не только чисто «моторных» фирм, но и тех, чьи названия прочно ассоциируются с парусниками.
Взять, к примеру, французские компании «Jeanneau» и «Beneteau», известные прежде всего своими яхтами в российском понимании этого слова. Помимо парусной экспозиции, в Генуе они представили заодно и целую гамму компактных катеров и мотолодок, относящихся к наиболее популярному сейчас в России классу дейкрейсеров, пригодных для перевозки на трейлере. Таков, например, «Flyer 650» компании «Beneteau» под подвесник мощностью 150-200 л.с., существующая версия которого с компоновкой «walkaround» пополнилась каютной и открытой модификациями. У фирмы «Jeanneau» выбор побольше — к упомянутому классу относится сразу несколько модельных «линеек»: «Cap Camarat», «Runabout», «Leader» и «Merry Fisher», каждая из которых включает в себя 4-5 модификаций от 4.8 до 8 м длиной.
Есть целый ряд фирм, которые специализируются исключительно на дейкрейсерах и небольших прогулочных лодках, а есть и такие, для которых лодочное производство является, так сказать, побочным и служит цели продвижения основной продукции. Так поступает, например, хорошо известная российским водномоторникам итальянская компания «Selva», производящая одноименные подвесные моторы. Какой движок этой фирмы вы бы ни приобрели, всегда можно подобрать точно соответствующую ему по размерам и весу одноименную пластиковую лодку — от крошечного тузика под «трешку» до 7-метровой новинки «D 7.0», вызванную к жизни недавним появлением в модельном ряду моторов двухтактного впрыскового «White Shark HPDFI 150» (собственного сельвовского, поскольку стендисты не скрывали того факта, что все четырехтактные модели с этой маркой — это известные всем моторы «Yamaha», только с другой надписью на капоте).
РИБ жил, жив и будет жить
Тот, кто считает, будто «РИБомания» во всем мире постепенно сходит на нет, будто лодки с жестким корпусом и надувными бортами продолжают сохранять популярность только у нас в России, жестоко заблуждается. Наглядное свидетельство тому — настоящая экспансия РИБов на Геуэзской бот-шоу, где им был отведен не только отдельный огромный павильон, но и обширные площади за его пределами, накрытые временными тентами. Правда, и РИБы тут частенько попадались вовсе не такие, к каким мы привыкли. РИБ по-итальянски — это не только знакомая всем «рабочая лошадка» с просторным открытым кокпитом и центральной консолью, но и нечто подобное моторной яхте с парой кают, шикарной отделкой и стационарными моторами, и стремительная «гоночная машина» с космическим дизайном, и грозный пограничный перехватчик... В качестве примера РИБов класса «люкс» можно привести, например, 10-метровый «Oceanic 33» компании «Solemar» (с 700-сильной стационарной установкой, или пусть и не столь крупный, но не менее внушительный «One» фирмы «Scanner».
Интересным показался автору этих строк и самый маленький РИБ, обнаруженный на территории выставки. Правда, сами производители называют его РИД (RID): последнее слово в расшифровке аббревиатуры здесь не «бот» («boat»), а «динги» («dinghy»), каковое можно перевести и как «тузик», и как «швертбот». Действительно, это произведение американской компании «Walker Bay» можно использовать в обеих ипостасях: и в качестве гребной лодочки, и, довооружив его мачтой, кинжальным швертом и рулем — как маленький парусник.
Дитя запрета
Может показаться странным, что при засилье мощных бензиновых и дизельных двигателей значительная часть экспозиции была отведена подвесным электромоторам. Вроде, куда им тягаться даже с подвесниками из числа «нормальных», топливных! Однако электромоторы «Pike» итальянской компании «Bramel» явно на это претендовали: во-первых, своей внушительной для электротяги мощностью (5 и 10 л.с.), а, во-вторых, дизайном, внешне неотличимым от оформления традиционного бензинового подвесника. Собственно мотор внушительных размеров работает здесь не в воде, как на подавляющем большинстве подобных устройств, а, равно как и питающаяся бензином «голова», вынесен наверх. Единственное отличие от трансмиссии традиционного подвесного мотора заключается в том, что гребной вал приводится здесь не вертикальным дейдвудным валом-рессорой через коническую шестеренчатую передачу, а плоским зубчатым ремнем, работающим в «ноге» мотора.
На что электрическому подвеснику, используемому в основном в качестве тихоходного движителя при рыбной ловле на дорожку такие мощности? Неужели не проще купить бензиновый подвесной мотор мощностью 5 или 10 л.с. и обойтись обычным бензобаком вместо набора из трех автомобильных аккумуляторов для 36-вольтового «Pike 5» или тем более шести для 72-вольтового «Pike 10»? Это ведь не только изрядный вес, но и проблемы с подзарядкой...
Представитель фирмы сообщил, что многие покупают их моторы не от хорошей жизни — на многих реках и озерах не только Европы, но и Штатов действуют где сезонные, а где и постоянные запреты на использование двигателей внутреннего сгорания. Мощности в 0.5-1 л.с., которую способно обеспечить подавляющее большинство подвесных электромоторов, кое-кому не хватает — отсюда пусть и небольшой, но устойчивый спрос.
Впрочем, и «традиционный» элект-роподвесник, мотор которого работает непосредственно в воде и прикреплен к транцу лодки посредством тонкой штанги на струбцине, несмотря на свою внешнюю примитивность (а вместе с тем и законченность), все же оставляет место для конструкторских фантазий. В ряду своих «тонконогих» собратьев «Vantage 101» американской компании «Minn Kota», тоже не из слабаков — 36-вольтовый 2-сильный, сразу привлекает внимание толстым корпусом дейдвуда (из которого, тем не менее, торчит привычная худенькая штанга с укрепленным на ней электромотором), длинным румпелем и такой совершенно непонятной опцией для любителей экономить электроэнергию, как электрооткидка. Что же там упрятано в этом корпусе — резервная батарея? Все объясняется, когда берешься за румпель. Отклоняешь его, скажем, на 10°, а мотор под водой поворачивается на все 40! Судя по длинному румпелю, «Vantage 101» явно рассчитан на то, что водитель будет располагаться далеко от транца, поэтому в массивном дейдвудном корпусе упрятан повышающий (1:4) редуктор системы управления поворотом, позволяющий заложить крутую циркуляцию даже при незначительных углах перекладки румпеля. Отсюда и дистанционно управляемая система откидки.
Пляжные игрушки
Легкомысленные посудины для забав на воде наличествовали не в столь уж большом количестве и были разбросаны по павильонам. Тем не менее пару-тройку действительно интересных «игрушек» обнаружить удалось. На стенде итальянской компании «Hovercraft» наряду с основной продукцией — небольшим СВП — красовались три однотипных 3.6-метровых суденышка, похожих на гидроциклы. При ближайшем рассмотрении они оказались чем-то вроде скутеров-трехточек: два спонсона в носу и третий в корме. Все были оборудованы разными силовыми установками: один водометом, другой подвесником, а третий... миниатюрным приводом Арнесона! Применяемая мощность, как ни странно, оказалась вовсе не запредельной — и водомет, и полупогруженный гребной винт приводятся 22-сильным четырехтактником, при этом скорость с двумя седоками обещается не менее 20 уз (36 км/ч). Представитель компании (кстати, очень уважительно отозвавшийся о российских СВП) сообщил, что «Sharky» хороши не только для прогулок по воде — версия с водометом адресована спасателям. По бокам от мотоциклетного водительского сиденья на специальных направляющих располагается пара плавучих носилок, которые легко спустить на воду и поднять на борт вместе с пострадавшим.
В отличие от этих оригинальных суденышек, крошечный водометный РИБ упомянутой уже компании «Scanner» при длине всего 3.1 м многозначительно поигрывал мускулами — 90 л.с. На вопрос о скоростных и ходовых качествах этого пузатенького монстра стендист осторожно ответил, что лодка эта — для очень опытного водителя, любящего острые ощущения.
Парусный катамаранчик из яркожелтого полиэтилена, обнаружившийся на стенде производителей ассоциации класса «Лазер», ни на какие серьезные функции вроде спасательских не претендовал, что явствовало хотя бы из его названия «Funboat» («Лодка-забава»). Поначалу при виде его возникают некоторые сомнения: что препятствует дрейфу при отсутствии шверта? Достаточна ли остойчивость при относительно небольшой ширине? Итальянский представитель английской фирмы «Funboat» сообщил, что сопротивляются дрейфу длинные острые корпуса катамарана, а отсутствие шверта только к лучшему — можно ходить по мелководью, да и на пляж выскакивать прямо с хода. Как показали демонстрационные видеокадры, снятые при скорости ветра около 5-6 м/с, остойчивость лодочки вполне достаточна, а с управлением ею легко справится даже ребенок.
Следующая бот-шоу в Генуе пройдет 9-17 октября 2004 г. Очевидно, участников и гостей ждет еще более масштабное зрелище, чем в нынешнем году и будем надеяться, что на территории выставочного центра наконец появятся и российские стенды. Думается, нашим производителям катеров и лодок есть что показать Европе.
Артем Лисочкин. Фото автора и компаний-производителей.