Хотя в мировом ботинге налицо признаки спада, международный рынок жестких надувных лодок в этом году был все еще оживлен и даже наблюдался некоторый рост спроса на эти изделия. Тому есть несколько причин.
У этих лодок хорошая проходимость и высокая надежность. Одни отдают предпочтение им в качестве удобных тузиков для яхт, другие — как непотопляемым судам для чрезвычайных ситуаций. РИБы по сути — морская копия автомобилей-внедорожников, и их несомненные достоинства — скорость, безопасность, долговечность и универсальность — признаны всеми.
Кроме того, производителям РИБов легче найти свою нишу на рынке, нежели строителям обычных катеров, поскольку переналадка технологического оборудования не требует больших затрат времени и средств. К тому же производство РИБов — один из немногих примеров в сфере малого судостроения, где стремятся достичь прежде всего практичности. Роскошным спортивным катерам и лакированным шлюпкам большинство покупателей предпочитает простые и надежные, без всяких затей жесткие надувные лодки.
Мировой выпуск РИБов, по мнению зарубежных специалистов, составляет 37-50 тыс. единиц в год, на европейскую долю приходится приблизительно 17 тыс. в год. На этом рынке есть как крупные игроки, так и специализированные небольшие компании.
Поставщиком РИБов сейчас может стать любой, кто способен найти покупателей и предложить им достаточно качественную продукцию при умеренных ценах. Однако, как и в других областях катеростроения, здесь происходит поляризация: маленькие компании пытаются конкурировать с крупными корпорациями, способными воспользоваться такими экономическими рычагами, которых у малого бизнеса нет.
Традиционный лидер на рынке РИБов — корпорация "Zodiac" с четырьмя своими марками: "Zodiac", "Avon", "Bombard" и "Zodiak Hurricane". Известность "Zodiac" приобрела благодаря своим разборным надувным лодкам, но сейчас она выпускает жесткие надувные лодки длиной до 10 м для отдыха и коммерческого использования. Новинки этого года — "Medline 3 Zodiac" и ряд лодок типа "Avon Seasport". По словам вице-президента "Zodiac International" Пьера Барбло, в этом году компания выпустила 10 тыс. лодок, что говорит о доминирующей роли "Zodiac".
Кроме этой корпорации крупнейшими производителями надувных лодок являются производители подвесных моторов, для них надувная лодка — это гвоздь, на котором держится розничная продажа моторов.
Компания "Yamaha" ввела в строй технологическую линию по производству надувных лодок начиная от тендеров длиной 2.3 м и кончая 4.5-метровыми лодками 550R. Для дальнейшего повышения качества подвесных моторов "Yamaha" недавно продлила сотрудничество с итальянской фирмой "Cantieri Capelli" по производству жестких надувных лодок, которые всегда были популярны в Италии.
"Yamaha" предложила на рынок также шесть моделей РИБов, от 250R до 550R, предназначенных для морского отдыха. Поэтому на них предусмотрено свободное место для спусков с аквалангом, кроме того, они оборудованы моторами, мощности которых достаточно для буксировки воднолыжника.
Еще один крупный игрок — бельгийская компания "Marine Power Europe" (MPE). Этот производитель подвесных моторов в странах Европы, Среднего Востока, Азии и Африки известен и как дистрибьютор моторов "Mercury Marine", а также надувных лодок марки "Quicksilver", которая принадлежит "Mercury", в том числе жестких и обычных надувных, выпускаемых на португальском заводе "Valiant". Это прежде всего две небольшие жесткие лодки "Rhino Rider" и "Rhino-2" ряда "Quicksilver", которые в настоящее время продаются по всей Европе, но прежде всего в Англии, где очень популярен семейный отдых на воде.
В этом году МРЕ представила лодки производства "Valiant", в том числе крупные модели длиной до 8 м, на американском рынке, где до недавнего времени РИБы не пользовались спросом. По словам обозревателей, американцы все еще плохо понимают, каким увлекательным может быть отдых на надувной лодке. В этой огромной стране, где индустрия отдыха и спорта развита чрезвычайно высоко, есть всего несколько строителей РИБов, экспортирующих свою продукцию в Европу, среди которых наиболее известна итальянско-американская компания из Майами "Novurania".
Еще один производитель подвесных моторов — "Suzuki Marine" — до недавнего времени не рисковал выходить на рынок, сконцентрировав усилия на производстве простых надувных лодок и плотов (ряд "Suzumar"). Прототип небольшого РИБа длиной 3.3 м был показан лишь в начале года на бот-шоу в Лондоне. Выпускать такие лодки большего размера "Suzuki" пока не планирует.
Выше речь шла о крупных компаниях, которые могут атаковать рынок надувных лодок, предлагая модели в широком диапазоне размеров. Малые фирмы, большинство которых находится в Англии и Италии, вынуждены сосредотачивать свои усилия на каком-либо одном виде РИБов.
Старейшая в индустрии РИБов компания "Ocean Dynamics" расположена в Пемброкшире (Англия). Она начала заниматься РИБами в 60-е гг., когда эти лодки были еще только в проектах. Выбрав для себя нишу спасательных катеров и вспомогательных плавсредств для торгового флота, компания стала выпускать лодки с алюминиевым днищем длиной 917 м и быстро заняла прочные позиции. Рынок лодок для отдыха компания считает насыщенным.
"Ocean Dynamics" считается одной из успешных компаний, хотя помимо нее в этом сегменте рынка присутствуют по меньшей мере 130 компаний.
Компания "Mark Pascoe Boats" (бывшая "Vulture Ventures") выпускает по заказам до 20 спортивных РИБов в год и для отдыха, и для гонок. Бывший чемпион мира в гонках класса "оффшор" Паско совместно со шведским дизайнером корпусов Окке Маннерфельтом наладил производство революционных по архитектуре корпусов, способных "скользить по подушке из воздушных пузырьков и имеющих под днищем сдвоенный редан, благодаря чему снижается смоченная поверхность и обеспечивается смазка поверхности судна, контактирующей с водой".
Среди итальянских производителей РИБов, которые по качеству отделки превосходят английские, наиболее известны такие, как "Lomac Nautica" и "Arimar".
Компания "Lomac Nautica" (Милан), в прошлом году выпустившая спортивный РИБ-крейсер длиной 9.5 м с рубкой, входит в первую тройку итальянских поставщиков этих судов. Выпускать РИБы длиной от 2 до 12 м она начала в 1981 г. (по 1300 единиц в год). В подавляющем большинстве это прогулочные лодки, хотя фирма выполняет заказы итальянской Береговой охраны и военного флота.
Ближайший конкурент этой компании, также работающий на гражданский и военный рынки, — "Arimar". Ее производительность — 500 единиц в год. Наиболее популярные модели — прогулочная 5метровая "Sea Pioneer", а также тендеры для крупных яхт, которые компания поставляет верфям "Ferretti", "Fairline" и "Laguna". "Arimar" выпускает также рабочие лодки для итальянских ВМС.
В остальной Европе конкуренция в области производства РИБов не такая жесткая. В Голландии этот бизнес идет ни шатко ни валко, как, впрочем, и в Германии.
Следует привести еще один пример успешной работы в этой сфере. Украинская компания "Brig International" наладила выпуск РИБов трех модельных рядов. За прошедший год она выпустила 4300 ед., включая обычные надувные лодки и плоты. Благодаря сделке с "Volvo Penta" лодки компании, имеющие низкие цены, были представлены в 2001 г. по всей Восточной Европе, от Германии, Венгрии и Греции до Словакии и Югославии.
В скандинавских странах число производителей РИБов невелико, что объясняется суровыми зимами. Единственное исключение — шведская компания "Rupert Marine", которая выпустила бортовой катер длиной 15.2 м для суперяхты, строящейся во Франции (спуск на воду намечен на 2002 г.).
Кстати, одна из ярких тенденций прошлого года — неослабевающий интерес к РИБам крупных размеров, прежде всего длиной 5.5 и 6 м вместо прежних 4.5 и 5метровых. Есть и настоящие монстры, прежде всего в Новой Зеландии, которая, кстати, производит больше всего РИБов из стран южного полушария.
Компания "Rayglass" из Окленда выпускает 100 единиц в год; специализируется на крупных РИБах, многие из которых оборудованы кокпитом. В числе прочего она строит РИБ длиной 22 м, вероятно, крупнейший в мире. Эта лодка будет оснащена сдвоенным мотором "Caterpillar" мощностью 375 л.с. и сможет развивать скорость до 30 уз.
К новациям в области корпусов можно отнести появление РИБ-катамаранов, например, 6.5-метрового (с раздвижными с помощью гидравлики корпусами) южноафриканской фирмы "Hysucat". На скорости такая конструкция создает дополнительную подъемную силу, обеспечивающую хорошую всхожесть на крутую волну. У подобной экстравагантной конструкции два преимущества: повышенная остойчивость и существенно сниженное сопротивление по сравнению с однокорпусным вариантом. Эксперты считают, что расход топлива при этом может снизиться примерно на 40%.
Характерным за последние два года стало внедрение новых технологий при производстве баллонов и материалов, например ПВХ, благодаря его высокой износостойкости и прочности на разрыв, хотя самым высококачественным материалом остается хайпалон. В качестве альтернативы дорогим материалам конструкторы предлагают новый материал гипертекс, имеющий аналогичные характеристики, но более дешевый.
Фирма "Valiant" использует еще и высокостойкий к истиранию акрон. По ее данным, этот материал обладает пятикратной стойкостью к истиранию по сравнению с неопреном и хайпалоном, очень высокой стойкостью к загрязнению, действию ультрафиолета и даже к прокалыванию острыми предметами, что подтверждают именитые заказчики таких лодок, и среди них — Береговая охрана США, британская RNLI, министерство обороны США.
Английская компания "Henshaw Inflatables" производит новые баллоны, наполненные частично пенным материалом и воздухом.
С тенденциями в мире РИБов знакомит уникальная выставка "RIBex", которая уже четыре раза проходила в Англии. Известнейший журналист и издатель специализированного журнала "RIB International" Дэг Пайк говорит: "Это одна из немногих выставок, где лодку можно испытать прямо на месте. В какой-то момент организаторы даже начинают бояться, что все экспонаты окажутся в проливе Солент и ни одного на суше!" Традиционно она проводится в конце мая в Саутгемптоне.
Впервые 25 апреля следующего года на Лазурном берегу в Каннах откроется новая выставка "RIB & Yacht Tender Show" (RYTS) и будет проходить в том же формате, что и "RIBex".