Сколько осталось, подсчитать нетрудно. По традиции (теперь уже с полным правом можно говорить именно так) эти уникальные соревнования состоятся в первые выходные июля. В 2000 г. круглосуточная гонка на РИБах вокруг Петропавловской крепости впервые составила конкуренцию знаменитым "24 часам Руана" и теперь будет проводиться уже в третий раз. Команда "КиЯ" успешно выступила на двух предыдущих соревнованиях ("бронза" и "золото" в своем классе) и планирует выйти на трассу и в нынешнем году. Поэтому все, что связано с проведением очередного марафона, представляет для нас далеко не праздный интерес. Что нового появилось в правилах? Какие изменения затронут организацию встречи? Чтобы получить информацию из первых рук, мы обратились к Петру Пылаеву, вице-президенту Петербургской спортивно-технической ассамблеи — главного организатора 24-часовой гонки.
— Чем Положение о проведении марафона 2002 г. отличается от прошлогоднего?
— Изменения внесены в четыре статьи этого документа. Наиболее существенные из них касаются деления лодок на классы. Так, например, вместо неограниченного вводится класс PR-3000. Остальные остаются прежними — PR-700, PR-1000, PR-1500 и PR-2000. Базовым показателем, как и в прошлом году, является рабочий объем двигателя, указанный в его паспортных данных. Могу обрадовать тех, кто собирается использовать четырехтактные подвесные моторы — при отнесении к тому или иному классу им можно превышать показатель рабочего объема, указанный в правилах применительно к двухтактным моторам, на 30%, а не на 20%, как ранее. К примеру, лодку с четырехтактным мотором рабочим объемом до 1300 см3 можно заявить в классе PR-1000. Что же касается самих лодок, советую внимательно изучить обусловленные правилами минимальные габариты жесткого корпуса для того или иного класса, а также учесть единственное, но очень важное требование к надувному борту — он в обязательном порядке должен быть целиковым и охватывать носовую часть лодки. Причина такого требования, думается, вполне понятна — надувной баллон на лодке, участвующей в гонке, не должен быть чисто декоративным элементом. Сами знаете, что на двух прошедших марафонах не обошлось без аварий, и от серьезных травм гонщиков спасли прежде всего надувные борта.
Внесены изменения и в ту статью Положения, в которой говорится о составе гоночного экипажа. Теперь в состав команды могут входить не более шести гонщиков. Нижняя "планка" остается прежней — три человека.
— Что побудило организаторов внести такие изменения?
— Во-первых, это было сделано на основе опыта уже прошедших гонок, а во-вторых, чтобы привести Положение в соответствие с правилами Международного водно-моторного союза (UIM). Перед нами стоит задача уже в будущем году провести марафон в ранге мирового чемпионата. К слову — марафон "24 часа Руана", впервые стартовавший в 1964 г., получил такой статус только в прошлом году! Ассамблея и Федерация водно-моторного спорта (ФВМС) России уже направили руководству UIM соответствующие предложения. До нас подобные соревнования на РИБах никто в мире еще не проводил, так что процесс должен быть двусторонним: и мы должны привести свои правила в соответствие с международными требованиями, и UIM должен официально утвердить предложенные новшества — в частности, наши предложения по делению на классы. Возражений у этой авторитетной организации пока не возникло, и мы полагаем, что предложенные нами изменения будут документально зафиксированы на мировом уровне.
— А каков статус соревнований в нынешнем сезоне?
— Пока тот же, что и в прошлом году — международная гонка на надувных лодках с подвесными моторами в ранге открытого Кубка России, проводящаяся под эгидой UIM и ФВМС России. В календарь Международного водномоторного союза наш марафон включен под названием "White Nights Endurance".
— Многих гонщиков интересует, как повлияет на организацию движения по трассе наличие временного пешеходного моста — "дублера" Иоанновского, находящегося на ремонте. Многим памятно, что это и так одно из самых опасных мест дистанции.
— Согласно графику ремонта, временный мост простоит на Кронверке до конца года. К счастью, мы вовремя получили информацию о его сооружении и обратились с просьбой в городской Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Гонке пошли навстречу и оперативно внесли изменения в проект, увеличив ширину центрального пролета. Никакой дополнительной опасности, на наш взгляд, он не представляет, хотя на коротком отрезке трассы между старым мостом и "дублером" будут действовать те же правила, что и при прохождении коридоров безопасности — обгон категорически запрещен, лодки сохраняют положение друг за другом.
— Представители одной дружественной "КиЯ" команды, вынужденные в прошлом году сойти с дистанции из-за вылета на мелководье и поломки редуктора, спрашивают, будут ли как-то отмечены подобные участки трассы.
— Нет, специально ничего размечать не будем. Понятно, что в гоночном азарте вполне можно наломать дров, однако все сомнительные места дистанции и так всем хорошо известны. Кстати, благодаря упомянутому временному мосту одно из наиболее аварийных мест, где большей частью и случались подобные происшествия, теперь попросту недоступно.
— Немало претензий высказывалось и к качеству заправочного и ремонтного бонов. Не планируется ли их как-то облагородить?
— К сожалению, боны нам не принадлежат — мы только пользуемся ими во время гонки. Тот же сварной металлический бон (ремонтный) сохранился еще со времен Игр Доброй Воли, что проходили в 1994 г., и затем эксплуатировался в ходе множества соревнований на воде. Бон выступает из воды всего на 100-150 мм, что дает возможность извлечь аварийную лодку из воды вручную. Переоборудовать боны мы права не имеем, да и средств в весьма ограниченном бюджете гонки на это не предусмотрено.
— В прошлом году кое-какие требования правил не соблюдались — в частности, мало у кого были предписанные мигающие фонари желтого цвета, которые полагалось включать при вынужденной остановке на трассе...
— Да, тогда мы действительно смотрели на такие нарушения сквозь пальцы, хотя отсутствие упомянутых фонарей могло дорого обойтись — бывали случаи, когда в темноте гонщики буквально чудом уворачивались от застрявшего посреди трассы соперника. Теперь никаких поблажек не будет. Напомню, что мигающая "аварийка" должна питаться либо от отдельного аккумулятора, либо по отдельной цепи. Что же касается сдвоенных кормовых "габаритов" красного цвета, по поводу которых кое-кто ворчал в прошлом году... За основу, еще при проведении первого марафона, мы взяли руанские требования к световым приборам. Опыт первой гонки показал, что лодки должны быть все-таки лучше обозначены на воде в темное время. Красные кормовые фонари мы добавили по собственной инициативе, и, как оказалось, не только мы смотрим на Запад — и Запад оглядывается на нас. Сдвоенные кормовые фонари с нынешнего года стали обязательными и на "24 часах Руана"!
Поймите нас правильно — мы вовсе не ставим перед собой задачу "придушить" гонщиков всякими строгостями и ограничениями. Все это делается для вашей же безопасности. Чем лучше гонщик видит окружающую обстановку и чем лучше он сам виден всем остальным, тем ниже риск возникновения непредвиденных ситуаций. Кстати, с этой целью мы, вероятно, вновь вернемся к практике обозначения лодок светоотражающей лентой. Скорее всего, она будет предоставляться централизованно организаторами.
— Сохранится ли возможность, как и прежде, взять лодку в аренду на время соревнований?
— Да, такую возможность предоставляет один из основателей марафона — компания "Мнев и К". Конкретные условия аренды можно узнать непосредственно на фирме по телефону в Петербурге (812) 265-2012.
— Гонка есть гонка, и всякие непредвиденности отнюдь не исключены. Как будет организовано страхование участников и техники?
— Как и в прошлые годы, каждый гонщик в обязательном порядке должен будет иметь страховку от несчастного случая и гражданской ответственности перед третьими лицами на весь период соревнований. Страхование лодки и мотора — дело добровольное, хотя мы настоятельно рекомендуем это сделать. Представители страховой компании оформят все необходимые полисы непосредственно в лагере участников до старта гонки.
— Понятно, что в короткой беседе трудно ответить на все вопросы, которые могут интересовать будущих участников марафона.
— Получить ответ на любые вопросы, связанные с проведением гонки, всегда можно в Петербургской спортивно-технической ассамблее. Контактный телефон — (812) 303-9634.