На сегодняшний день компанию "Форс-Марин" можно без преувеличения отнести к "китам" петербургского рынка катеров и лодок. Помимо торговой площадки на территории Морского яхт-клуба, где располагается и головной офис, компания владеет магазином площадью более 300 м2 на ул. Савушкина, 119. Показательный факт — "Форс-Марин" распространяет свое влияние и на столицу. Когда этот номер журнала выйдет из печати, большой магазин компании откроется в Москве. Обороты у фирмы по нынешним меркам более чем солидные — одних только больших каютных катеров со стационарными двигателями в прошлом сезоне было продано более тридцати. На первый взгляд, все здесь легко и гладко движется по накатанным рельсам, однако, как выяснилось в ходе нашей беседы с генеральным директором фирмы Олегом Рябых, даже крупной и "раскрученной" компании приходится неустанно искать новые пути дальнейшего развития.
— Олег, как бы вы оценили нынешнее состояние катерного рынка в обеих столицах? Судя по всему, на отсутствие спроса вы не жалуетесь...
— Действительно, последние пару лет наблюдается устойчивый рост спроса на все, что связано с отдыхом на воде, в том числе и на сравнительно крупные и дорогие суда, на которых мы специализируемся. Перспективы этого роста далеко не исчерпаны. Сравните хотя бы, сколько лодок приходится на сотню жителей соседней Финляндии, с аналогичным показателем у нас — даже в крупных городах, расположенных у воды. Растут и наши обороты, но далеко не пропорционально росту спроса, ведь он порождает и рост конкуренции. На "лодочном" рынке она как никогда высока — появляются все новые и новые фирмы, предлагающие зачастую ту же продукцию, что и уже существующие. Работают новички активно, напористо, поэтому даже крупным, имеющим многолетний опыт компаниям приходится искать новые ходы, чтобы не только сохранить лидирующее положение, но и развиваться дальше. "Почивать на лаврах" при постоянном росте спроса экономически невыгодно.
— Что предпринимает "Форс-Марин", чтобы сохранить динамику своего развития в свете растущей конкуренции?
— Здесь я бы выделил два основных стратегических направления. Первое — это расширение ассортимента лодок и катеров, прежде всего за счет новых наименований. Проще говоря, нужно предлагать то, чего не предлагают другие. Конечно, продавать катера и лодки, которые более-менее "примелькались" на наших водоемах, о которых у отечественного потребителя успело сложиться какое-то мнение — дело достаточно спокойное и безопасное. Но, чтобы сделать шаг вперед, не затеряться на общем фоне, приходится идти на некоторый риск. Новые наименования мы отбираем в первую очередь по их качеству и надежности, ориентируясь на мировой опыт. Но для того, чтобы отечественный потребитель оценил их так же, как это давно сделано за рубежом, требуется определенное время, тем более что при высоком качестве говорить о какой-то чрезвычайно заманчивой цене не приходится. Хорошая лодка не может стоить считанные копейки. Так что, предлагая что-то новое, мы не рассчитываем на моментальный финансовый успех, а работаем на будущее.
Второе направление, о котором мне хотелось бы упомянуть, важно тем, что способно если и не создать, то, по крайней мере, серьезно стимулировать спрос. Вам наверняка хорошо известно состояние нашей прибрежной инфраструктуры. Человека, который имеет и желание, и возможность приобрести лодку, зачастую сдерживает отсутствие ответа на такие, например, вопросы, как "Где я буду ее держать?" или "Где ее в случае чего отремонтировать?"
Как вы сами видите, головной офис и один из магазинов нашей компании расположены на территории Морского яхт-клуба, с которым мы имеем давние партнерские отношения. Сейчас клубная гавань на 100 мест по своему оборудованию не уступает самым современным западным маринам — на аккуратные причалы финского производства проведены электричество и вода, имеется полный набор дельных вещей для швартовки, кранцы... К середине июня в дополнение к уже существующим появятся еще 70 мест. Нет пока лишь бензоколонки, которую планируется поставить в нынешнем сезоне. На берегу — уютный ресторан, скоро заработают сауна и душевые. Хватает места и для зимнего хранения. Здесь же, на территории клуба, расположена наша сервисная и ремонтная мастерская с квалифицированным персоналом и специализированным инструментом, где отремонтировать можно абсолютно все — от двигателя до корпуса. Покупатель охотнее имеет дело с продавцом, который не просто стремится сбыть товар с рук, но и готов в дальнейшем без лишних проволочек оказывать ему любую помощь, связанную с приобретением.
— Вернемся к обновлению ассортимента. Что нового готова предложить ваша компания в нынешнем сезоне и с чем можно будет ознакомиться в ходе Петербургской бот-шоу?
— Первым делом упомяну алюминиевые лодки известной финской компании "Buster" — в прошлом году мы заключили с ней соглашение и на сегодняшний день являемся ее единственным официальным дилером в России. Большинству читателей "КиЯ" они наверняка знакомы только по журнальным публикациям. (См., например, обзорную статью в №170) Фирма эта чрезвычайно дорожит своей репутацией и во главу угла ставит качество — не только самой своей продукции, но и соответствующей инфрастуктуры, о которой мы только что говорили. На предварительные переговоры, в ходе которых финские партнеры проверяли серьезность наших намерений и оценивали наши технические возможности, ушло больше года. В 2001 г. мы продали около 20 лодок "Buster", в нынешнем рассчитываем заметно превысить эту цифру.
Прежде всего, стоит упомянуть хит сезона — новый "Magnum", отличающийся от своего предшественника не только увеличенными размерами и разрешенной мощностью мотора, но и значительно более высоким комфортом. Не успев появиться на свет, эта модель моментально стала бестселлером. Вся намеченная на 2002 г. программа выпуска "продана на корню", и на заводе "Buster" приняли решение дополнительно изготовить еще 70 таких лодок, перераспределив производственные мощности за счет других моделей. С новым "Magnum" можно будет подробнее ознакомиться на нашем стенде в ходе питерской бот-шоу. Наверняка будет пользоваться спросом и испытанный "XXL" — вторая по величине лодка в модельном ряду "Buster". Инициаторами ее создания в свое время выступили норвежские дилеры фирмы, в Норвегии она и проходила сертификационные испытания, а условия плавания у нас во многом схожи. Представим и новый вариант модели "S" — как и "Magnum", она претерпела довольно кардинальную модернизацию.
— Компания "Форс-Марин" известна прежде всего как продавец крупных каютных катеров. На какие марки вы планируете сделать ставку в нынешнем сезоне?
— В первую очередь, на американские катера "Regal". Это поистине уникальные лодки, и не только благодаря своему дизайну, качеству изготовления и набору опций — в общем, всему тому, что сразу бросается в глаза — но и за счет воплощенных в них конструкторских решений. Все катера "Regal" имеют патентованные обводы "FasTrac" со сложной системой различных реданов и интерцепторов — подобные тем, что опробованы на гоночных океанских катерах класса "оффшор". Как показывают результаты целого ряда независимых испытаний, проведенных в том числе и несколькими западными "морскими" журналами, катера "Regal" отличаются не только комфортом, но и великолепной мореходностью, позволяя поддерживать высокую скорость при сильном волнении. На бот-шоу планируем выставить 6.4-метровую модель "2150" — на мой взгляд, одну из наиболее соответствующих запросам отечественного рынка.
— "Buster" и "Regal" российским водномоторникам, пусть и понаслышке, но все же знакомы. Появятся ли в вашем перечне совершенно неизвестные в России наименования?
— К таким я бы отнес итальянские каютные мотолодки "Rio". При относительно компактных размерениях тот же "Rio 550 Cruiser", уже появившийся в Петербурге, представляет собой полноценный дейкрейсер с высоким уровнем комфорта на борту. Эта модель рассчитана на подвесной мотор мощностью 70-100 л.с. — многие предпочитают именно такой вариант силовой установки. Немаловажно и то, что "550" можно перевозить на трейлере. И по данным зарубежных источников, и по нашим собственным суждениям, итальянские лодки должны пользоваться спросом у отечественных потребителей.
— Пока что речь шла исключительно об импортной продукции. Нет ли у вас задумки организовать собственное производство катеров?
— Есть не только задумка — сделаны уже определенные практические шаги в этом направлении, проведены предварительные переговоры с возможными зарубежными партнерами. Но, на мой взгляд, говорить об этом пока рано. Предлагаю вернуться к этой теме после того, как будет изготовлен и испытан хотя бы самый первый опытный образец.