Многие из нас еще помнят те недалекие времена, когда на старты всесоюзных парусных крейсерских гонок "Кубок Балтийского моря" собирались в Ленинграде или Таллине до сотни яхт-участниц различных классов. Самую многочисленную стартовую группу в этих соревнованиях всегда составляли "шестерки" — яхты класса Л-6. Построенные в Ленинграде по отечественному проекту в количестве более 100 единиц, они явились поистине национальным классом, благодаря которому стало возможным массовое увлечение парусным спортом и появление прекрасных яхтсменов.
Но к концу 90-х гг. о славных временах класса Л-6 стали забывать. У молодого поколения сформировалось мнение, что на "шестерках" ходят "замшелые" крейсеристы не дальше кронштадтских фортов или, в лучшем случае, на Ладогу за грибами. По правде говоря, определенная доля истины в этом есть, но на то имеются объективные причины.
Со второй половины прошедшего десятилетия в Санкт-Петербурге, по-существу, идет тихая борьба за выживание яхтинга. Организациям-судовладельцам стало не до яхт, клубы переводятся на самоокупаемость, содержание и организация эксплуатации клубных судов полностью легли на плечи экипажей, местной пограничной службой ужесточается режим и ограничивается район плавания. Особенно остро финансовые вопросы встали перед экипажами "шестерок", уже достигших 35—40-летнего возраста и требующих с каждым годом все больше времени и средств на ремонт. В этих условиях даже небольшое плавание на Ладожское озеро или под Выборг во время отпуска для многих яхтсменов становится пределом мечтаний.
Все же яхты класса Л-6, несмотря на различные проблемы и солидный возраст, благодаря надежной конструкции, отличным гоночным качествам и энтузиазму экипажей, традиционно продолжают участвовать в городских и региональных соревнованиях. Вместе с тем число "шестерок", выходящих на старт, может быть значительно большим. Имея по системе RS-2000 достаточно близкие баллы с более современными деревянными яхтами ЛЭС-35, СТ-36 и "Таурус", "шестерки" вынуждены гоняться с ними в одной зачетной группе. Но в 2000 и 2001 гг. ходовые качества яхт Л-6 по отношению к соперникам по группе системой RS оценивались диаметрально противоположно, что свидетельствует о недостаточно полном учете данной системой обмера особенностей классического корпуса "шестерки". А если вспомнить о необходимости взвешивания яхт, ежегодного платного переоформления мерительного свидетельства, увеличении стартовых взносов, то низкая активность "шестерок" в гонках становится понятной. Между тем количество яхт класса Л-6, участвующих в Чемпионате Санкт-Петербурга, достаточно стабильно для того, чтобы выделить их в отдельную зачетную группу (для которой будет "работать" любая система гандикапа), и тогда, думается, интерес к гонкам повысится.
Первые разговоры о целесообразности объединения усилий экипажей "шестерок" для совместного решения хотя бы части возникающих проблем начались еще в середине 90-х гг. Постепенно пришло и осознание того факта, что российские спортсмены могут заслуженно гордиться яхтами Л-6. Будучи логическим развитием довоенных Л-60, основы проектирования которых были заложены еще в 30-х гг. Н. Ю. Людевигом, "шестерки" проектировались и строились как массовый класс. На них успешно совершались плавания по Северному, Черному, Средиземному морям и Бискайскому заливу, они надежны и все еще ремонтопригодны, хотя и сконструированы полвека назад. На Л-6 прошли морскую школу практически все известные в Санкт-Петербурге и за его пределами яхтенные капитаны, эти яхты остаются кузницей кадров российского яхтинга, наконец, они просто классически красивы как в море, так и в гавани.
Таким образом, определились задачи по сохранению, развитию и популяризации яхт класса Л-6 и других родственных яхт, обобщению и использованию накопленного опыта их ремонта, возрождению традиций российского мореплавания, яхтинга, парусных гонок и крейсерских плаваний, обеспечению возможности постройки и реставрации яхт силами судостроителей-любителей и коллективов яхтсменов и др. Нужна была организация, которая могла бы решать все эти вопросы — ею стала Ассоциация крейсерско-гоночных яхт класса Л-6.
Официальный день рождения Ассоциации — 21 января 2001 г., когда на общем собрании был утвержден ее устав, хотя значительно раньше по инициативе экипажей "шестерок" Кировского завода в Стрельне состоялось первое организационное собрание, а в начале июля 2000 г. целый флот яхт Л-6 собрался на форте Обручев для участия в классной гонке без гандикапа.
При подготовке к гоночному сезону 2001 г. Ассоциацией были разработаны и утверждены Правила класса Л-6. Инициатива была поддержана в СППС, и на Чемпионате города и Парусной неделе "шестерки" гонялись между собой в одной зачетной группе без гандикапа по фактическому времени прохождения дистанции. Это повысило интерес к гонкам, и общее число заявленных в них "шестерок" возросло по сравнению с предыдущим годом с 17 до 22, а на Парусной неделе — даже удвоилось. В июле по инициативе Ассоциации были проведены 100-мильная крейсерская гонка, а также эскадренное плавание на о. Гогланд и в Выборгские шхеры. Отметим, что в этих мероприятиях участвовали все желающие.
Идея создания Ассоциации оказалась востребованной не только яхтсменами с "шестерок", но и их коллегами с "Алькоров", являющихся прямыми потомками Л-6 и Л-6М. Из 35 "шестерок" и 7 "Алькоров" города и области сейчас членами Ассоциации являются 26 судов (большая часть оставшихся яхт находится в длительном ремонте или на консервации). В январе 2002 г. на общем собрании Ассоциации были подведены итоги первого года деятельности, утверждены более "демократичные" Правила класса, намечены мероприятия на новый сезон (см. "КиЯ" №179), учрежден переходящий приз с рельефным силуэтом "шестерки" под парусами, которым по итогам сезона будет награждаться экипаж лучшей яхты. Не без сопротивления мерительного и гоночного комитета СППС был достигнут консенсус об отдельном зачете "по приходу" для яхт класса Л-6 в городских соревнованиях 2002 г.
Ассоциация класса Л-6 стремится восстановить те начала, которые еще с Петровских времен всегда объединяли яхтсменов города, ныне привыкших рассчитывать только на собственные силы. Перефразируя известное изречение Цицерона, можно сказать: "Пока мы бороздим моря — живем".