История техники богата на факты, но бедна большими новаторскими идеями. Так, изобретенные давным-давно мореходные V-образные обводы моторных лодок усовершенствовались уже настолько, что за последние 25-30 лет практически перестали меняться. Покупательский же спрос субъективен, его зигзаги труднопредсказуемы, особенно в нашей стране. Даже приход долгожданной экономической стабилизации не принес особого облегчения производителю маломерных судов. Сегодня активно развивающаяся производственная фирма способна удержаться в море рыночных отношений "на плаву" лишь в том случае, если она непрерывно расширяет ассортиментный ряд своей продукции, стараясь охватить возможно более широкий круг покупателей с их, как ни странно, весьма разнообразными запросами.
Корпус моторного судна в ответе за его важнейшие эксплуатационные качества: в первую очередь от него зависят экономичность, управляемость, вместимость, комфортабельность хода лодки. Разработка нового корпуса требует вложения больших средств и усилий. Хороший корпус — не только носитель "know-how" разработчика, но и залог успеха компании-строителя на многие годы. Неслучайно, именитые фирмы выстраивают обширные модельные ряды, базируясь на каком-либо единственном удачно найденном принципе формообразования днища, и лишь слегка варьируют его (в строго выверенных пределах), чтобы сделать акцент на то или иное полезное свойство новой модификации.
Петербургское предприятие "Стрингер", став законным владельцем прав на производство итальянской моторной лодки "Майами-15", за несколько лет разработало на ее основе и выпустило ряд моделей лодок, которые унаследовали те или иные положительные качества первоначального образца. По мере наполнения рынка и активизации конкурирующих фирм-производителей оригинальная модель в своей исходной "южной" компоновке понемногу позиции сдала. Устарел и ее строгий геометрический дизайн 80-х гг. Настало время обновить удачную, в принципе, лодку в соответствии с новыми тенденциями в малом судостроении, да и получше адаптировать "итальянку" к суровому российскому климату.
Проект перестройки окончательно сложился после посещения авторами выставки VENE-2002 в Хельсинки, поскольку экономные люди, как известно, предпочитают учиться на чужих ошибках.
Изменения коснулись большей частью "внутренней" — палубной — секции корпуса. Поверхности планширя и рецесса обрели модные закругленные формы. Рецесс сохранил свою большую ширину, так что в нем разместится складной кормовой трап. Вместо широкой лежанки-солярия в носу решено выстроить полноценный носовой кокпит с двумя асимметричными банками. Асимметрия эта возникла из желания надежнее защитить водителя и пассажира, сидящего на кормовом диване, от холодного встречного ветра: теперь для этой цели служит не узкий ветроотбойник центральной рулевой консоли, а высокое ветровое стекло из полиакрила шириной 95 см, окантованное нержавеющим полированным поручнем. Установка такого стекла требует смещения его на правый борт с сохранением прохода шириной около 50 см по левому борту. Для получения посадки без начального крена водитель располагается по-прежнему — в ДП, а рычаг газа-реверса монтируется в глубине приборной панели.
Носовой кокпит имеет достаточные размеры, чтобы здесь смог лечь один пассажир либо был установлен съемный столик 700x400 мм.
Нержавеющий релинг по планширю будет таким же, как и у "младшего родственника" — "Стрингера-480", с возможностью свободного выхода через нос. Вообще дельные вещи новой лодки будут унифицированы с конструктивно аналогичными моделями "480" и "-510", о которых уже рассказывалось в "КиЯ" №172-176.
Потерю носового трюма под лежанкой, имевшегося на "Майами-15", в новой лодке компенсируют рундуки носовой банки.
Предусматривается возможность размещения под палубой популярной опции — полиэтиленового топливного бака увеличенной по сравнению со стандартными канистрами емкости. По желанию любителей натуральных материалов палуба кокпита и рецесс могут быть покрыты тиковой рейкой.
Все прочие конструктивные особенности лодок "Стрингер" — продольный набор на днище, запас плавучести из пенополиуретана под планширем, приформовка изнутри стыка секций корпуса и палубы — будут сохранены и в новой лодке. Остающееся неизмененным днище гарантирует сохранение замечательных ходовых качеств прототипа, в частности, экономичного устойчивого хода в диапазоне рекомендуемой энерговооруженности от 30 до 50 л.с., отсутствие значительных ударных перегрузок и забрызгивания кокпита на волнении до 3 баллов.
В серийное производство новую модификацию моторной лодки планируется запустить летом этого года. Мы надеемся, что успеем подготовить ее к петербургской бот-шоу, так что посетители и заинтересованные покупатели смогут оценить новинку еще в начале сезона. Результаты запланированных на летние месяцы тест-драйвов будут обязательно освещены на страницах журнала.