Основные данные тримарана "Gitana X"
Длина, м | 18.28 |
Ширина, м | 18.00 |
Водоизмещение, т | 5.8 |
Водяной балласт, л | 500 (в центр. корп.) |
Длина мачты, м | 28.50 |
Площадь парусов, м2: | |
грот | 180 |
кливер | 130 |
геннакер | 250 |
Первоначально ожидалось, что конкуренцию "Fujifilm" сможет составить ультрасовременный французский тримаран "Gitana X", построенный по проекту Жиля Ойллье на верфи "Multiplast" для команды "Gitana team", возглавляемой бароном Бенджамином де Ротшильдом. В разработке принимал участие Данкен Маклэй, известный, в частности, участием в проектировании знаменитого катамарана "Stars & Stripes" — обладателя Кубка Америки 1989 г.
Конструкция этого тримарана, на создание которого ушло более полутора лет, заметно отличается от остальных многокорпусников ORMA. Корпуса всех прочих тримаранов соединены поперечными балками, проходящими под прямым углом к ДП, а на "Gitana X" поплавки крепятся к центральному корпусу Х-образной балкой — подобная схема должна существенно снизить продольный момент инерции судна. Знатоки тут же могут вспомнить катамаран "Elf Aquitain II", который в 80-е гг под командованием Марка Пажо осуществил ряд рекордных трансокеанских переходов. Два его корпуса тоже были соединены мощной Х-образной конструкцией, в центре которой находилась мачта. В те годы, правда, современные сверхпрочные и ультралегкие материалы были еще недостаточно изучены, отсутствовали и проверенные временем данные их усталостной прочности. В итоге на "Elf Aquitain II" часто происходили многочисленные поломки, а во время одной из трансатлантических гонок Марку Пажо пришлось даже телеграммой вызывать на Карибские острова своего друга, чтобы он помог ему залатать разваливающийся корпус и довести судно до финиша. Такой конфуз вызвал довольно сильное недоверие к Х-образным соединениям как у самих гонщиков, так и у их спонсоров. На долгие годы подобные многокорпусники исчезли с океанских дистанций.
Но поперечные балки — не единственная "изюминка" в конструкции "Gitana". Уникальна мачта судна, имеющая несколько степеней свободы — она способна вращаться вокруг своей оси и наклоняться относительно палубы судна, но главное — шпор теперь можно перемещать по палубе судна в продольном и в поперечном направлениях на расстояние до 60 см, при этом все регулировки мачты экипаж способен выполнять на ходу. По замыслу авторов, яхтсмены теперь могут прямо в море регулировать продольную центровку судна и управлять углом атаки парусов при ходе на острых курсах наподобие того, как это делается на парусных досках. Подобная конструкция на столь крупных многокорпусниках применяется впервые.
Еще одной особенностью нового судна стали новые обводы — в то время как килевая линия поплавков всех остальных тримаранов ORMA практически прямолинейна, поплавки "Gitana X" в продольном разрезе своим изгибом напоминают бананы. Авторы проекта посчитали, что такие корпуса будут улучшать ходовые качества в слабый ветер. Центральный корпус нового тримарана оснащен наклонным мечевидным швертом с дополнительным управляемым закрылком, а поплавки — сложным образом изогнутыми гидродинамическими элементами (вдобавок регулируемыми), выполняющими одновременно роль швертов и подводных крыльев. Собственно же конструкция основного корпуса и поплавков достаточно традиционна — углепластиковый сэндвич с сотовым наполнителем из номекса.
Любопытно, что перед постройкой тримарана вначале был изготовлен его макет... в натуральную величину! Этот макет и подвергался неоднократным продувкам в аэродинамической трубе и буксировочным испытаниям.
Однако все эти ухищрения конструкторов не помогли команде барона Ротшильда. Уникальное судно, представляющее собой новое поколение тримаранов открытого моря, смогли спустить на воду лишь в июне этого года — хотя первоначально предполагалось, что уже в марте команда сможет приступить к ходовым испытаниям. В итоге сложная в настройке и недостаточно обкатанная яхта не только не смогла принять участие в двух первых этапах чемпионата, но даже не вышла на старт третьего. Во время перехода к месту проведения соревнований в правой передней части балки появилась 15-сантиметровая трещина — и тримарану пришлось вернуться на родительскую верфь. Последующее вскрытие поврежденного участка показало, что расслоения углепластиковой обшивки и сотового наполнителя не произошло, т.е. ошибка была допущена не в процессе изготовления, а еще при проектировании судна.
В сложившейся обстановке никто из девяти вышедших на старт участников чемпионата не смог ничего противопоставить команде Луйка Пейрона, одного из асов океанских многокорпусников. Его "Fujifilm" довольно легко выиграл пять гонок и еще в трех занял второе место, что позволило шкиперу просто отказаться от участия в последней гонке этапа — догнать его по очкам все равно уже никто не мог бы. Второе и третье места заняли "Groupama" (Фрэнк Кама) и "Belgacom" (Жан-Люк Нелья).