4-7 июня 2002 г. состоялась традиционная — 12-я по счету — крупнейшая за Уралом международная выставка "Транссиб-2002". Среди более чем 250 участников демонстрировали свою продукцию три катеростроительные фирмы, а также две компании, производящие дельные вещи и трейлеры (фирмы "Моди" и "Арума")
На стенде Комсомольского-на-Амуре Авиационного производственного объединения демонстрировались серийные "Стрела-4" и "Стрела-5", оснащенные подвесными моторами "Yamaha" 115 и 130 л.с. соответственно, а также макет подготовленного к серийному производству 8.5-метрового каютного катера "Стрела-8" клепано-сварной конструкции из легкого сплава .
Наибольший интерес у посетителей выставки вызвал созданный Новосибирской судостроительной фирмой "Метацентр" быстроходный комфортабельный стеклопластиковый катер "Новосибирский Орфей". Представленный головной образец был несомненным лидером зрительских симпатий — у катера стояла толпа. Создатели катера были награждены Большой золотой медалью.
Директор ЗАО "Метацентр" А. П. Бобровский рассказывает:
— Вначале наша фирма специализировалась на строительстве водоизмещающих 15-метровых туристско-прогулочных катеров "ТПК". Их мы поставляли в восточные районы страны и в Китай. С 2000 г фирма приступила к внедрению передовых технологий — стала применять стеклопластик в комбинации с металлом. Нами разработаны более дешевые, чем импортные, технологии. Так, катер, который мы сегодня демонстрируем, примерно в два раза дешевле аналогичных импортных судов. А стеклопластик, применяемый нами, входит в перечень так называемых всесезонных материалов, разрешенных к использованию "Ллойдом".
Я поинтересовался — почему новый катер носит название "Орфей", имея в виду, что в "КиЯ" №171 уже публиковалась информация о петербургском катере с таким же названием.
Оказывается, тот "Орфей" взят за прототип как удачный вариант катера-"люкс" данного класса. Новосибирский вариант отличается от прототипа и конструкцией корпуса, и внутренней компоновкой. При серийном производстве (планируется выпускать 12 катеров в год) катер будет носить название "Данко". Все комплектующие изделия и дельные вещи для него представлены фирмой "Quicksilver".
После закрытия выставки беру краткое интервью у ее директора Л. Ф. Ненашевой:
— Раздел водного транспорта и в этом году представлен скромно — только теми же пятью фирмами. Первая причина — отсутствие сводного каталога с реквизитами российских фирм, производящих лодки, моторы и катера. Вторая, на мой взгляд, состоит в том, что эти фирмы нацелены на освоение рынка в своих ближайших округах-регионах. Третья — традиционное пренебрежение рекламой выпускаемой продукции на ярмарках, фирмы по старинке считают это второстепенной задачей.
А жаль: в средней полосе Сибири у населения появилась тенденция к приобретению именно комфортабельных 7-10-метровых катеров. Надеемся, что на будущей ярмарке отечественные катеростроители смогут шире представить свою продукцию сибирским покупателям.