А теперь шутки в сторону — мы идем в море далеко и надолго. В виртуальное путешествие на придуманной яхте. Предлагаемые задачи были очень интересны для меня. Условия плавания на разных этапах маршрута определили технические требования, которые следовало превратить в цепь компромиссных решений и в результате получить жизнеспособное судно. Из трех категорий конкурса — полный проект, концепция судна и проект отдельной детали или устройства — я выбрал вторую: идею яхты.
О чем думает капитан, собираясь провести на яхте три-четыре года в море? О маршруте, о погоде, об экипаже, о себе, бедном, и о своем судне.
С маршрутом более-менее ясно — он задан. Такой, захватывающий дух путешественника, слоистый коктейль из плавания по Океану просто, по Океану ревущему, по Океану тропическому, из прибрежных плаваний по мелководью, по дикой и мутной Амазонке, по озерам и внутренним водным путям. Коктейль обязательно подается со льдом — с айсбергами и ледовой кашей. Надо же такое придумать!
После нескольких недель плавания романтика улетучится. Экипаж обленится. Жизнь будет проходить в трех состояниях: сон-еда-вахта. Если капитану не придется постоянно думать о том, чтобы на яхте что-нибудь не оторвалось или не отвалилось, то он сможет иногда спокойно поспать.
В таком путешествии всего на яхте должно быть много: топлива, пресной воды, продуктов, внутри — просторно, светло, тепло, когда снаружи холодно, и прохладно в жару.
Примерно так я размышлял, перед тем как сформулировать свою идею яхты для конкурса на бумаге.
Итак, "Тюлень" — небольшое экспедиционное парусно-моторное судно. Основные конструктивные решения, которые необходимо было согласовать при разработке концепции такого судна, следующие: высокая мореходность и прочность корпуса, большая площадь парусности, обеспечивающая хорошие ходовые качества под парусами, остойчивость, ограничение по осадке, надежное рулевое устройство, мощный двигатель, размещение больших запасов топлива, воды и продуктов, наличие удобных кают для всех членов экипажа.
Размерения яхты
Длина, м | 15 |
Ширина, м | 5 |
Осадка, м | 2,8/1,35 |
Водоизмещение,т | 27-30 |
Конструкция: материал корпуса, палубы и надстройки — сталь, продольная система набора с мощными рамными шпангоутами и переборками. Пластиковый защитный козырек крепится к надстройке на болтах. Толщины обшивки корпуса: подводная часть — 6 мм, надводная — 4-5 мм, палуба — 4 мм, надстройка — 3 мм. Корпус разделен тремя водонепроницаемыми переборками.
Для уменьшения осадки применен тяжелый подъемный бульб-киль весом 4 т. В поднятом состоянии бульб остается снаружи корпуса и размещается между двумя плавниками, в которых располагается дополнительный баласт, по 2 т в каждом. Это обеспечивает достаточную остойчивость яхты и при поднятом киле.
На каждый плавник навешено по рулю, что при небольшой осадке обеспечивает их надежную защиту и достаточную общую площадь, необходимую для хорошей управляемости — даже при поломке или потере одного руля.
Образованный плавниками туннель закрывает винт с боков и позволяет защитить его съемными решетками спереди и сзади (например — во время плавания во льдах). На плавниках яхта может оставаться стоящей на дне во время отлива, чем можно воспользоваться для осмотра или ремонта.
Благодаря четырем вваренным в корпус рымам несложно поднять судно на берег в любом порту, лишь бы к причалу мог подъехать автомобильный подъемный кран.
Оборудование, системы и оснастка яхты: двигатель "Perkins Sabre M130C" мощностью 130 л.с. Источники электроэнергии: две группы аккумуляторов (плюс отдельный — для старта двигателя) и два дизель-генератора (7,8 и 2 кВт). Подзарядка аккумуляторов производится от солнечных батарей, ветрогенератора, через зарядное устройство, работающее от береговой сети, от любого из дизель-генераторов или при работающем двигателе — от трех генераторов, навешенных на него. Желание установить на яхте два дизель-генератора разной мощности не случайно: для подзарядки целесообразно использовать дизель-генератор малой мощности, а для работы кондиционера и бытового электрооборудования — большой.
Запасы топлива — 4600 л в четырех отдельных встроенных танках.
Запасы пресной воды — 1200 л в четырех отдельных танках из нержавеющей стали, расположенных в нос от машинного отделения. Для пополнения запасов пресной воды установлены электрический опреснитель и, кроме того, аварийный ручной. Горячая и холодная вода подается под давлением на камбуз и во все туалеты, а также в душ на палубе. Два вкладных мягких танка для сточных вод расположены по одному в носовой и кормовой частях яхты.
Паруса: основной грот с тремя рядами рифов 51,5 м2, штормовой грот 29 м2, трисель 16 м2, генуя 94 м2, стаксель №1 70 м2, стаксель №2 50 м2, бэби-стаксель 24 м2, штормовой стаксель 20 м2, геннакер. Генуя и стакселя — на закрутках.
Предусмотрены два поста управления, оборудованных гидравлическим приводом. Первый, обеспечивающий хороший обзор, расположен сразу за кокпитом на уровне основной палубы; второй — на уровне палубы кокпита под защитным козырьком.
Якорное устройство состоит из двух электрических шпилей, двух 34-килограммовых якорей, якорной цепи калибром 10 мм для каждого якоря и дополнительного алюминиевого якоря весом 17 кг с нейлоновым канатом. Этот легкий якорь с хорошей держащей силой применяется как кормовой или завозной.
Планировка яхты и бытовое оборудование: над большим и удобным для обслуживания двигателя и механизмов машинным отделением в центральной части яхты находится салон. В нем по правому борту — большой штурманский стол; по левому — обеденный стол и U-образный диван.
На яхте три двухместные каюты, каждая с туалетом и душем. В корме по правому борту — большая кладовая с автоматической стиральной машиной. Газовые баллоны в герметичных контейнерах с наружной вентиляцией размещаются выше ватерлинии, также в кладовой. Здесь хватит места для хранения запасов продуктов, некоторых парусов, концов, надувной лодки в свернутом состоянии. Вообще, хранение надувной лодки — всегда проблема. Привычные шлюпбалки уродуют яхту, мешают иметь удобную сходню и забортный трап. Да и во время шторма болтающуюся на шлюпбалках лодку легко потерять. На "Тюлене" хранить надувную лодку можно в трех местах: в свернутом состоянии в уже упоминавшееся кладовой, на палубе перед мачтой либо на П-образной откидывающейся от кормовой балки перекладине.
Полностью оборудованный камбуз расположен в нос от салона по правому борту.
При работе над "Тюленем" я был ограничен условиями конкурса — длина яхты не должна была превышать 15 м. Разрабатывая реальный проект, я бы удлинил ее на 0,5—1 м, доработал обводы корпуса, увеличил расстояние между плавниками, тщательно продумал устройство подъема киля.
В целом, концепция "Тюленя" как яхты неограниченного района плавания, способной противостоять любым погодным условиям, легко обслуживаемой и имеющей длительный срок эксплуатации, мне нравится и сейчас, через год после окончания конкурса.
Примечания
1. Условия проведения конкурса были описаны в статье "Alien 1350 — океанский круизер в стиле экстрим" в "КиЯ" №179.