Основные данные
Длина наибольшая, м | 4.6 |
Ширина наибольшая, м | 2.3 |
Осадка, м | 0.45/1.12 |
Площадь паруса, м2 | 14 |
Пассажировместимость, чел. | 2-6 |
Вес, кг | 200 |
Неудивительно поэтому, что во всем мире среди любителей парусов пользуются такой популярностью суда, построенные по проектам вековой давности. В основе их лежат не компьютерные расчеты, а многолетний опыт не только судостроителей, но и моряков: вся конструкция от основы до мелочей неоднократно проверена в деле. Поэтому современные "реплики" могут отличаться от прототипов разве что материалами и технологией изготовления — старинный деревянный парусник нередко находит свое новое воплощение в стеклопластике.
По такому пути решила пойти и петербургская компания "Флинт", которая в прошлом году приобрела у канадского Общества деревянного судостроения проект небольшого швертбота с вооружением "гафельный кэт" начала прошлого века. Выбор проекта был не случаен — условия, в которых эксплуатировали подобные "кэтботы" рыбаки восточного побережья США и Канады, по многом схожи с нашими. Сходны и задачи: при всем обилии мелководья и каменистых банок в прибрежных водах и на крупных озерах и у наших шкиперов нередко возникает необходимость подойти к незнакомому необорудованному берегу. Выбирая проект, специалисты компании учитывали и рост популярности "трейлерных" парусников, которые легко доставить на приглянувшийся водоем на буксире за автомобилем, а также хранить вдали от воды.
Прототип для запуска в серию был построен по классической технологии — из дерева. Уже первые испытательные выходы показали, что с выбором проекта во "Флинте" не ошиблись. Несмотря на небольшую длину (4.6 м), кэтбот обладает всем набором качеств, присущих более крупным парусникам. При соотношении L/B=2 он отличается не только превосходной остойчивостью, но и обитаемостью: помимо просторного кокпита имеется и двухместная каюта. Свой вклад в общую остойчивость добавляет и тяжелый балластный шверт.
Гафельное вооружение — не только дань "классическому" стилю. Во-первых, по сравнению с тем же бермудским, получившим в последнее время наибольшее распространение, центр парусности у него располагается значительно ниже, что немаловажно для швертбота. Во-вторых, короткая мачта, сравнимая по длине с общей длиной корпуса, значительно облегчает транспортировку и позволяет обойтись без стоячего такелажа — единственной подобной снастью является носовой штаг. Мачта попросту устанавливается в степс и пяртнерс и при необходимости может быть легко вынута. Как в старину, парус притягивается к мачте сезнем, пропущенным через люверсы; к гику крепятся только галсовый и шкотовый углы — нижняя шкаторина грота свободная.
Лодка прекрасно идет на всех курсах относительно ветра и отличается хорошей сбалансированностью — нагрузка на румпеле практически отсутствует, хотя перо руля имеет значительную площадь. Крены благодаря большой ширине невелики. Отметили испытатели и отличную маневренность: несмотря на отсутствие стакселя, повороты оверштаг легко выполняются даже в слабый ветер.
В настоящее время с прототипа уже сняты матрицы, и стеклопластиковый кэтбот запускается в серию. Изменения в исходный проект внесены самые незначительные — некоторые поверхности корпуса получили небольшую двоякую кривизну, а пространство у бортов и под палубой заполнено вспенивающимся полиуретаном. Предусмотрено место для установки небольшого подвесного мотора. Ведутся работы и по созданию более крупных моделей — длиной 5.5 и 6.6 м.